Подъем Москвы как центра новой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:24, реферат

Краткое описание

Подъем Москвы как центра новой России, а в дальнейшем – могучей российской империи, начался в монгольский период, и освобождение ее от монгольского владычества в середине XV века освободило путь для объединения и дальнейшего развития Московского государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Подъем Москвы как центра новой России.docx

— 22.98 Кб (Скачать файл)

Подъем Москвы как центра новой России, а в дальнейшем – могучей российской империи, начался в монгольский период, и освобождение ее от монгольского владычества в середине XV века освободило путь для объединения и дальнейшего развития Московского государства.  

Первой ступенью возвеличивания Москвы стало объединение  Великой Руси благодаря усилиям  Ивана III и Василия III. Второй – также  сообразно с программой Ивана III – было установление контроля над  Западной Русью (Белоруссией и Украиной). Чтобы достичь этого, Москве пришлось пойти на конфликт с Польшей, последствия  которого ощутимы даже в настоящее  время.  

Именно в постмонгольский период сформировалась внешняя политика России нового времени и основные типы ее политических институтов. Поэтому изучение событий и тенденций этого периода важно для верного понимания последующего хода русской истории.  

Данный реферат  состоит из четырех следующих  разделов: 1 раздел – Россия в XV веке, в котором описывается состояние  Великороссии в период правления  Василия II; в подразделе 1.1 описывается  жизнь независимого, а в последствии присоединенного к Москве, государства, именуемого как Новгород. В подразделе 1.2 описано само присоединение Новгорода. В разделе 2 описана внешняя политика Ивана III, сына Василия II, его продолжение дела отца – создание единого русского государства. В подразделах 2.1 и 2.2 рассказывается о конфликтах со Швецией, Литвой и Ливонией. Раздел 3 посвящен внутренней политике Ивана III и в заключительной части – 4 описывается правление продолжателя рода и дела российского Василия III.  

Данная работа выполнена  в объеме страниц. Состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. 
 

Россия в середине XV века. 
 

Россия середины XV века характеризуется правлением великого князя московского Василия II. Цепкий, неразборчивый в средствах  и жестокий, Василий II, казалось, не обладал качествами хорошего правителя, и все же у него была определенная цель, направлявшая его политику: объединение  всех владений московской ветви рода Рюриковичей под единым правлением. В этом он имел поддержку церкви, сильной группы приближенных князей, нового дворянства и ряда бояр. С  их помощью к концу своего правления  он достиг основной цели.[4,c 12 ] Более того, в период его правления Московское государство стало фактически, если и не юридически, независимым от власти татар. 

Ко времени его  смерти Великое княжество Московское было всего лишь одним из многих русских государств и земель. Рядом  с ним существовали два других восточнорусских великих княжества - Тверь и Рязань. На севере-западе ( от Москвы) существовали два процветающих города -государства – Новгород и Псков. Новгородские владения занимали целиком северную часть России, простираясь до берегов Северного Ледовитого океана и приполярной части Уральских гор на севере, и далее от них - к нижней Оби на востоке. 

К западу от Московии земля Смоленская, современная Белоруссия, и большая часть современной  Украины были под властью великих  князей Литвы. Восточная Галиция  была частью Польши (присоединена к  ней в 1349 г.). Карпатская Русь принадлежала Венгрии.[2.c.58] 

В одной из первых новгородских летописей, датируемой серединой XV в., описаны имена русских городов, организованных в семь групп, соответствующих  следующим территориям: (1) нижнедунайский регион, включая Ясский Торг – «Аланский рынок» (в настоящее время Ясы в Румынии) и Коломию; (2) Киевский регион, включая Чернигов; (3) Волынь, включая Львов и Галич; (4) Литву, прежде всего белорусские города; (5) Смоленский регион; (6) Рязанский регион; (7) территорию Залесья, т.е. Суздаля (включая Москву), Новгорода и Пскова.  

Татарская угроза была в определенной степени уменьшена  отделением (около 1445 г.) от старого  ханства («Золотой орды») двух новых  ханств – Крымского и Казанского. Однако все эти три ханства  совместно продолжали контролировать Южную Русь и украинские степи, равно  как регионы Средней и Нижней Волги. 

В целом люди как  Восточной, так и в Западной Руси инстинктивно чувствовали необходимость  объединения против татар, или, не обладая  возможностью для этого, формирования сильного русского государства, имеющего центр либо на западе, либо на востоке  и контролирующего, по крайней мере, часть ресурсов обоих. По этой причине  каждый сильный властитель, пытавшийся объединить Россию, мог рассчитывать в это время на поддержку значительной части ее населения. 

Когда Василий II покорил  своих врагов в Московии в 1447 г., он выдвинулся в качестве сильнейшего  правителя в Восточной Руси, и  в 1449 году был подписан договор о  дружбе и ненападении между Москвой  и Литвой. Тверь была введена в  литовскую сферу влияния, чего не случилось с Рязанью. Этот договор  – важная веха в отношениях между  Восточной и Западной Русью, означавшая конец краткого преобладания Литвы  в восточнорусских делах. Таким образом, главенство Москвы было предрешено.[6.c.27] 

В это время развились  три отличных друг от друга типа правительства и администрации. Московская тенденция заключалась  в усилении власти великого князя. Это  затронуло, прежде всего, сам московский княжеский род. Большинство владений менее значимых князей было конфисковано Василием II, и эти князья признали великого князя как своего суверена. Великому князю помогала как в законотворчестве, так и в администрации боярская дума (государственный совет), но дума не имела сама четко определенных властных полномочий. Во многих случаях великий князь использовал Дъяков (государственных секретарей) как своих людей вместо бояр. Они назначались великим князем из числа простолюдинов и были полностью зависимы от него.  

В качестве бывшего  вассала монгольского хана и его  фактического наследника в высшей власти над Москвой великие князья приняли  на себя функции ханской власти в  сфере налогообложения и военной  администрации. При Василии II не было какой-либо всеобщей воинской повинности; он зависел от малого, но хорошо обученного количества стражников – двора, сравнимого с монгольской «ордой». Однако великий  князь московский никогда не оставлял своего права всеобщего набора войска, и эта система была возрождена при наследниках Василия II, в особенности  при его правнуке Иване IV. 

Для администрирования  и осуществления судебной власти на местах великий князь полагался  на своих наместников и волостелей. Они не получали жалования из казны  великого князя, а должны были «кормить себя» на данной территории – т.е. они получали содержание от местного населения и оставляли себе долю гонораров от судопроизводства и  часть налогов, полученного с  данного района.  

В отличие от роста  авторитарного и централизованного  режима в Московии, правительство  Великого княжества Литовского опиралось  на принципы федерации и конституционных  прав. После первого договора об объединении между Польшей и  Литвой (1385 г.) конституция Литвы  была пересмотрена сообразно с польским образцом. Великий князь назначался советом знати, известным как  панская рада, соответствовавшим  боярской думе Московии, но обладавшим большей властью. В Польше параллельно  с этим аристократическим органом  возникла ассамблея представителей провинциального мелкопоместного  дворянства, посольская изба (палата представителей). Вместе оба органа составили сейм (парламент). Парламент контролировал польский бюджет, включая расходы на армию. 

Великое княжество  было не централизованным государством, а свободной федерацией «земель» и княжеств. Каждая земля обладала значительной автономией, гарантированной  привилеями.  

Третьим типом правления  в России в XV веке – типом, который  с определенными оговорками можно  назвать «демократическим», - был  город – государство, сравнимый  во многих отношениях с древнегреческим  полисом. Русский город – государство, опиравшийся на власть веча, преобладал в Северной Руси: в Новгороде, Пскове и Вятке. Вятка была республикой; Новгород и Псков имели князей, но их власть была ограниченной, а высшая власть принадлежала народу, а не князю. Вече было главным источником власти, как в Новгороде, так и в  Пскове; все государственные служащие избирались вечем, а не назначались  князем. 

Одновременно с  вечем, как в Новгороде, так и  Пскове существовали советы знати –  господ. Сообразно с законом, это  была не верхняя палата, а комитет  веча. Фактически, однако, в особенности  в Новгороде, она успешно оказывала  значительное влияние на решения  веча и таким образом многое делала для последовательности новгородской политики.  

Псков был первоначально  пригородом Новгорода, т.е. находился  под властью Новгорода. В 1347 году новгородцы даровали независимость  Пскову и после этого его иногда называли «младшим братом Новгорода».  

Город Новгород представлял  собой объединение, состоящее из пяти коммун или городских районов (концов). Соответственно основная территория Новгорода делилась на пять частей, известных как пятины. Внешние  провинции назывались волостями. Из них на район Торжка попеременно  предъявляли свои притязания то Тверь, то Москва, но новгородцам удавалось сохранять над ними контроль до утраты новгородской независимости. Далее на восток была земля Двины и иные территории, протянувшиеся до Уральских гор. Новгород, таким образом, был не просто годом – государством, а огромной империей, над которой владычествовал город. [1.c.57] 

Как в Восточной, так и в Западной Руси владельцы  больших земельных поместий составляли высший слой русского общества. Эта  элитная группа была известна в киевский период как бояре, и этот термин продолжал  использоваться в Восточной России в течении московского периода. В Западной Руси при постепенном изменении его смыслового наполнения он применялся только к определенной группе меньших по значимости собственников, и «боярин» в старом смысле стал паном. Мелкопоместное дворянство находилось в процессе формирования и в Восточной, и в Западной Руси из различных групп мелких землевладельцев и служилого люда князей, которые Западной Руси стали известны под польским именем «шляхта». В Восточной Руси некоторые из них именовались «дети боярские»; другие же – дворянами (т.е. принадлежавшими ко двору князя в военном звучании этого слова).  

Следует отметить, что  в результате монгольского нашествия  развитие русских городов в целом  приостановилось. Многие крупные города, подобные Киеву и Владимиру –  на - Клязьме, были совершенно уничтожены монголами, и после нападения Киев оставался длительное время мелким городом. Новгород был крупным единственным городом, который не только избежал разрушения, но и в определенном отношении воспользовался монгольским владычеством. 

Большинство населения XV столетия может быть названо крестьянским, хотя и не все обрабатывали землю. Поскольку степи Южной Руси контролировались татарами, основная часть русских  жила в лесной зоне, местами расчищенной  и подходящей для пашни. Крестьяне  занимались не только сельским хозяйством, их благосостояние зависело от рыбной ловли, охоты, пасечного хозяйства  и разнообразных лесообрабатывающих производств, таких, как изготовление различной утвари, телег и лодок, равно как и дегтя и поташа.  

Западная Русь через  её связь с Великим княжеством Литовским не была изолирована от Запада. Вслед за первым объединением Польши и Литвы (1385 г.) римский католицизм стал официальной религией Великого княжества Литовского, и русские  в этом государстве лишь с большим  трудом утвердили свое право оставаться приверженцами греческого православия (которое стало известно как «русская вера»). В особенно Литве римско–католическая  церковь быстро и прочно укоренилась, и через эту церковь западные понятия распространились среди  литовской знати. Однако греческая  православная церковь на Украине  в конечном итоге стала сама каналом  западной культуры, приняв многие черты  римско-католической образовательной  системы, включая изучение латыни.  

Среди всех русских  земель западное влияние было наислабейшим в Московии. Это может быть объяснено  частично географически - отдаленностью  Москвы от Запада - и частично тем, что  монгольское владычество длилось  на столетие дольше в Восточной Руси, нежели в Западной Руси. [2.c.38] 

Хотя московиты  были насторожены по отношению к  римско-католическому влиянию, они  в принципе не относились враждебно  ко всему западному.  

Вскоре произошло  событие, которое подготовило почву  для прямого контакта между Москвой  и Италией – Ферраро-Флорентийский церковный собор 1438-1439гг. Русская церковь была представлена там митрополитом Исидором – греком, родившимся в Салониках, которого сопровождали около ста русских духовных лиц и мирян. Исидор подписал Флорентийскую декларацию об унии церквей, но когда он возвратился в Москву, то не был принят московским властями и должен был бежать из России. Несмотря на неудачу с признанием московитами унии, весь этот эпизод оказался важной вехой во взаимном ознакомлении России и Запада.

Информация о работе Подъем Москвы как центра новой России