Поздняя республика Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:26, реферат

Краткое описание

Став хозяином на Средиземном море, Рим утвердил свое владычество в Испании, Северной Африке и на Ближнем Востоке. За победоносными войнами последовало не только процветание, но и внутренние раздоры. Народное движение за земельную реформу, которое возглавили братья Гракхи, было подавлено высшими сословиями. Власть перешла в руки военных; знаком римского войска стало изображение орла.

Вложенные файлы: 1 файл

Поздняя римская республика.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

Больших успехов  достигла римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени  следует отметить Лукреция (ок. 96 - 55 до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Поэма насыщена аморфизмами, например: 

Что пища для одного, отрава для другого. 

Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях  воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла. 

Первым прозаическим произведением на латинском языке  был труд Катона Старшего (234 - 149 до н.э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116 - 27 до н.э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. 

Историки римской  историографии восходят ещё к  календарям жрецов-понтификов. В республиканскую  эпоху наибольший вклад в её развитие внесли Саллюстий (86 - 35 до н.э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства. 

На развитие римской  философии оказала влияние греческая  культура - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные  философские системы в Риме не были созданы. 

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. 

Римские архитекторы  разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли  арки, соды, купола, наряду с колонами использовали столбы и пилястры. Во II - I вв. до н.э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. 

Возникает новый  тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование  техники арочного строительства  способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua - вода и duco - веду). 

Завоевание Римом  Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными  ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и  картины. Так, были перевезены в Рим  произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях. 

Свой вклад в  развитие скульптуры римляне, используя  этрусские традиции, внесли в области  реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в  них проявляется её своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II - I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

Рабство в эпоху Поздней  республики 

1. Источники рабства.  Римская республика была государством, в котором рабовладение являлось  важной составной частью хозяйства  и жизни общества. 

 Военные победы  привели к невиданному распространению  рабства. В Италию хлынуло огромное  количество рабов, захваченных  в плен на войне. На море  и на суше также орудовали  шайки, похищавшие людей и продававшие  их в рабство. Жители римских  провинций, не уплатившие налоги, также обращались в рабство. 

 Рынки рабов  существовали повсюду. Главный  же из них находился в самом  Риме на Бычьем форуме. Здесь  чередовались дни продажи скота  и рабов. На рынках продавались  не только крепкие мужчины,  но и старики, женщины и дети. Продавцы расхваливали свой товар,  но на груди каждого продаваемого  должна была висеть табличка  с перечнем телесных изъянов.  Цены на рабов из-за роста  их количества были невысокими. Даже небогатые семьи могли  купить одного-двух рабов. Десятки  рабов трудились на виллах  богачей и в их домах. 

 Особенно выгодно  было покупать детей. Их обучали  какому-либо ремеслу, а затем  перепродавали гораздо дороже. Перепродажей  детей занимался Катон Старший, тот самый, что настаивал на разрушении Карфагена. Этим он значительно увеличил свое состояние. 

2. Положение рабов.  Раб считался собственностью  своего владельца. Его можно  было продать как вещь. Хозяин  имел право жестоко наказать  и даже убить раба. Римляне  считали рабов "говорящими  орудиями", подобно тому как быки были "орудиями мычащими", а плуги - "молчащими". Вместе с тем разумный хозяин заботился о том, чтобы поддерживать рабов в рабочем состоянии. Для этого их желательно кормить, давать простейшую одежду и даже разрешать заводить потомство. Связь раба и рабыни или свободного и рабыни не считалась браком. 

 Условия жизни  рабов были весьма различными и зависели от отношения к ним хозяев. Сельские рабы жили в хижинах или "на заднем дворе" виллы, нередко по многу человек в небольшой комнатке. Кормили их так, чтобы они могли работать. Однако среди рабов были и надсмотрщики, и даже управляющие. Такие люди могли скопить деньги для выкупа себя из рабства. Домашние рабы в городах питались лучше. Рабыни даже старались принарядиться. Иногда домашние рабы получали выходные. Они могли тогда развлекаться так же, как и другие горожане. 

 Некоторым городским  рабам удавалось накопить солидные  денежные суммы, чтобы выкупиться  из рабства. Таких рабов или  тех, которых сами хозяева по  каким-либо причинам отпускали  на волю, называли вольноотпущенниками.  Среди вольноотпущенников встречались  и очень богатые люди, которые  потом давали деньги взаймы  даже своим бывшим хозяевам. 

 Хозяева наказывали  провинившихся рабов. Их избивали, помещали в колодки. Рабов могли  допрашивать под пыткой, что считалось  недопустимым по отношению к  свободным. Рабской казнью считалось  распятие на кресте. 

3. Занятия рабов.  Рабов прежде всего использовали в сельском хозяйстве. В период Поздней республики рабы производили значительную часть продуктов, потреблявшихся в Италии. 

 Они работали  в каменоломнях и рудниках, на  строительстве дорог и общественных  здании. Среди рабов были хорошие  ремесленники. Существовали ремесленные  мастерские рабов. 

 Рабы прислуживали  господам в домах. Были рабы-повара, рабы, делавшие одежду, рабы-парикмахеры,  рабы-садовники и т. д. Особо  ценились ученые рабы. Среди них  были философы и поэты, учителя  и переписчики, врачи и ученые. 

 Рабы не только  кормили, но и развлекали своих  господ. Среди рабов были искусные  танцовщицы и музыканты. Поскольку  профессия актера считалась недостойной  свободного человека, в театральных  представлениях преимущественно  участвовали рабы и вольноотпущенники. 

4. Гладиаторы. Особое  место среди рабов занимали  гладиаторы. Слово "гладиатор"  происходит от латинского наименования  меча "гладиус". Гладиаторами назывались бойцы, которые участвовали в сражениях-представлениях, дававшихся для зрителей. Гладиаторские бои происходили во время праздников на аренах амфитеатров (цирков) - круглых сооружений, напоминающих греческие театры, с ареной в центре. 

 Римляне заимствовали  гладиаторские бои у этрусков. Но у этрусков они сопровождали погребение, а у римлян стали развлечением, излюбленным зрелищем. Поединок продолжался до смерти или тяжелого ранения одного из противников. Нередко зрители требовали добить поверженного. Особенный восторг вызывали у зрителей схватки гладиаторов с дикими зверями - львами, пантерами, быками. 

 Со временем  гладиаторские бои становились  все более пышными и продолжительными. На аренах цирков, случалось, проводились  настоящие сражения. В них участвовали  десятки гладиаторов, сражавшихся  не на жизнь, а на смерть. 

 Некоторые гладиаторы  становились кумирами публики.  Их осыпали деньгами. Продавались  их изображения. Их восхваляли  поэты. 

 Гладиаторов обучали  в специальных школах, куда отбирали  самых сильных и искусных в  бою рабов. Туда могли попасть  и свободные люди, отчаявшиеся  найти лучшее место в жизни. 

5. Восстание Спартака. Рабы неоднократно восставали  против своих хозяев. Самым крупным  восстанием, настоящей войной рабов  против римлян было восстание  Спартака. 

 Оно началось  в 74 году до н. э. с выступления гладиаторов в гладиаторской школе в городе Капуя на юге Италии. Фракиец Спартак, некогда захваченный римлянами в плен и проданный в рабство, обучал здесь гладиаторов фехтованию. Он замыслил добыть свободу для себя и своих товарищей. Во главе нескольких десятков гладиаторов Спартак совершил побег из школы и двинулся к горе Везувий. По дороге к Спартаку присоединялись рабы с соседних вилл. На Везувии восставшие разбили свой лагерь. 

 Против них  были посланы римские войска. Однако рабы перехитрили их. Через  жерло бездействовавшего тогда  кратера вулкана они тайком  спустились с горы, обошли воинов  и ударили им в тыл. Римляне  были перебиты. 

 Спартак оказался  хорошим полководцем. Восставшие  не раз еще наносили поражение  римским войскам, распространив  свое влияние на весь юг  Италии. Примкнувших к нему рабов  Спартак обучал военному делу, ввел в их рядах строгую  дисциплину. 

 Для борьбы  с рабами сенат послал 8 легионов. Их возглавил дерзкий и решительный  полководец Публий Лициний Красе. За ним шла дурная слава человека, нечестно нажившего свои богатства. Для того чтобы легионы ему беспрекословно подчинялись, Красе казнил каждого десятого солдата в одной из частей, бежавших перед повстанцами. Жестокость Красса возымела действие. Римские легионы железной поступью двинулись на противника. 

 Спартак хотел  переправиться на Сицилию, но  пираты, обещавшие корабли, обманули  его. Тем временем Красе перегородил  носок Апеннинского полуострова валом и рвом. Восставшие оказались в ловушке. Однако Спартаку удалось забросать часть рва ветвями и землей и перейти на равнину в Южной Италии. Весной 71 года до н. э. здесь произошло решающее сражение между восставшими и римскими легионами. Перед сражением Спартак заколол своего коня и дал клятву, что будет сражаться до конца. Несмотря на мужество восставших военное счастье отвернулось от них. Красс одержал победу. Спартак погиб в бою. Около 6 тысяч соратников Спартака были взяты в плен. Их распяли вдоль Аппиевой дороги. 

 Беспримерным  мужеством, благородством и стремлением  к свободе Спартак заслужил  уважение даже со стороны своих  врагов. И в памяти потомков  он остался героем. Его имя  стало символом борьбы за свободу  и человеческое достоинство.


Информация о работе Поздняя республика Рим