Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:05, реферат
Разгром движения декабристов укрепил на русском пре-столе нового самодержца. Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», – так определил программу своего правления император Николай 1 Первый (1796-1855). Его тридцатилетнее царствование – это время жесткого подавления свобо-домыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, те
Россия эпохи Николая I. Внутренняя политика императора Николая Первого
Разгром движения декабристов укрепил на русском пре-столе нового самодержца. Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», – так определил программу своего правления император Николай 1 Первый (1796-1855). Его тридцатилетнее царствование – это время жесткого подавления свобо-домыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, ис-кусства и подъема общественной мысли. Николай I стремился сохранить Следствие по делу декабристов подвело Николая I к выводу о необходимости централизации деятельности политической полиции под своим личным контролем. В 1826 г. было создано III от-деление Собственной его императорского Величества канцелярии. В распоряжении III отделения, возглавляемого генералом А.Х. Бенкендорфом (1781/83-1844), находился корпус жандармов. Оно наделялось огромной властью и поднималось над всеми государственными учреждениями страны как карающая сила. Чтобы не допустить проникновения революционных идей, был утвержден новый цензурный устав, согласно которому запрещалось всякое издание, подрывающее почтение к правительству, подвергавшее сомнению монархическую форму правления, выдвигавшее мысль о необходимости преобразований в государстве. Школьный устав, изданный в 1828 г., ликвидировал
преемственность между Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства. Результатом проведенной под руко-водством М.М. Сперанского работы был сборник «Полное собрание законов Российской импе-рии», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним ука-зом Александра I, и пятнадцатитомный сборник «Свод законов», в который были включены дей-ствующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I – ниче-го не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Законодательная основа рос-сийского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора самодержа-вия. Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата. Несмотря на позитивные явления
в экономическом развитии страны
(объем промышленного В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена де-нежно-кредитная реформа, утвердившая серебряный монометаллизм. Были введены новые бу-мажные деньги, установлен курс в соотношении один рубль серебром к 3 руб. 50 коп. ассигнация-ми. Реформа способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепо-стнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни. |
Внешняя политика.
В первой половине XIX века Россия обладала значительными возможностями
для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали
защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с
национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими
интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской
империи в ее естественных границах по морям, рекам и горным хребтам и в
связи с этим добровольное вхождение в неё или насильственное присоединение
многих соседних народов.
Николай I ориентировался на наиболее консервативные силы и чаще всего
опирался на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 году Николай помог
австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и
задушили революционные
На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с Османской империей
и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII
века Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России
Крыма. Выход к Чёрному морю имел особые экономическое, оборонительное и
стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение
наиболее благоприятного режима Черноморских проливов – Босфор и Дарданелл.
Свободный проход через них русских торговых судов способствовал
экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства.
Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из
задач российской дипломатии . Важным средством вмешательства России во
внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук - Кайнарджийскому и
Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской
империи. Этим правом Россия активно пользовалась тем более, что народы
Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.
На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на
эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои
владения укрепить, и сделать
стабильными границы в
играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она
стремилась полностью
обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретёнными
территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в
состав Российской империи.
В истории России конца XIX — начала XX вв. С.Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета — служебные посты этого политического деятеля, который стал символом возможности и одновременно беспомощности государственной системы.
В 1892 г. Витте занял пост
министра финансов. Важнейшей задачей
Витте было поощрение развития отечественной
промышленности. Он считал индустрию
локомотивом народного
Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г.государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото.
Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.
Однако процесс
В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве. Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.
Изменения мировой экономической
конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело
к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся
в 90-е гг. — металлургии, машиностроения,
нефте- и угледобывающей промышленности.
Противники министра обвинили его в
спаде российского
На политическую арену он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.
Реформы Николая 1
Николай 1 стремился подражать Петру
1. Он поклонялся знаменитому предку,
с молодости бывшему его
В 1833 году было подготовлено 15 томов
Свода законов. 17 января 1833 года состоялось
общее собрание Государственного Совета.
Оно признало Свод законов единственным
основанием для решения всех дел
и установило, что он вводится в
действие с 1 января 1839 года. Выступая на
заседании, Николай специально подчеркнул,
что устройство правосудия было главной
его заботой после вступления
на престол. Восстание на Сенатской
площади оказало сильное
На протяжении 30 лет правления в центре внимания Николая 1 был крестьянский вопрос. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году было учреждено Министерство государственных имуществ. В результате принятых мер, удалось упорядочить управление крестьянами, взимания с них податей и набор рекрутов. В деревне начали открываться школы, больницы. Малоземельные сельские общества переезжали в другие губернии на свободные земли. Помещики же были недовольны реформой, многие считали, что попытки улучшить быт крестьян усилят тяготение крепостных к переходу в казенное ведомство.
П.Д.Киселев, глава Министерства государственных имуществ, проводивший реформы, считал необходимым провести личное освобождение всех крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и скурпулезно определить размеры барщины и оброка. Но Николай 1 понимал, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия большой страны и боялся этого. В 1842 году на заседании государственного совета император сказал: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутимое и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным". Реформа управления деревней была все же значительным делом Николаевского царствования. При Николае 1 была проведена денежная реформа. Ею занимался тогдашний Министр Финансов Е.Ф.Канкрен. Он стремился ограничить государственные расходы, очень осторожно пользовался кредитом и облагал высокими пошлинами вводимые в Россию товары. Главной задачей реформы Канкрен считал наведение порядка в денежном обращении. В 1939 году его основой стал серебряный рубль. Денежная реформа Канкрена оказала большое влияние на экономику России. Упорядочилось денежное обращение, увеличилась внутренняя и внешняя торговля.