Политика Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:05, реферат

Краткое описание

Разгром движения декабристов укрепил на русском пре-столе нового самодержца. Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», – так определил программу своего правления император Николай 1 Первый (1796-1855). Его тридцатилетнее царствование – это время жесткого подавления свобо-домыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, те

Вложенные файлы: 1 файл

Политика Николая 1.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

Россия эпохи  Николая I. Внутренняя политика императора Николая Первого 

 

 

Разгром движения декабристов укрепил  на русском пре-столе нового самодержца. Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», – так определил программу  своего правления император Николай 1 Первый (1796-1855). Его тридцатилетнее царствование – это время жесткого подавления свобо-домыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, ис-кусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся  государственный и общественный строй, который не способ-ствовал  росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Следствие по делу декабристов подвело Николая I к выводу о необходимости централизации деятельности политической полиции под своим личным контролем. В 1826 г. было создано III от-деление Собственной его императорского Величества канцелярии. В распоряжении III отделения, возглавляемого генералом А.Х. Бенкендорфом (1781/83-1844), находился корпус жандармов. Оно наделялось огромной властью и поднималось над всеми государственными учреждениями страны как карающая сила.

Чтобы не допустить проникновения  революционных идей, был утвержден  новый цензурный устав, согласно которому запрещалось всякое издание, подрывающее почтение к правительству, подвергавшее сомнению монархическую  форму правления, выдвигавшее мысль  о необходимости преобразований в государстве.

Школьный устав, изданный в 1828 г., ликвидировал преемственность между начальной, средней и высшей школами с  тем, чтобы не допустить поступления  детей низших сословий в средние  и высшие учебные заведения. В 1835 г. был принят новый университетский  устав, значи-тельно урезавший автономию  университетов.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации  русского законодательства. Результатом  проведенной под руко-водством М.М. Сперанского работы был сборник  «Полное собрание законов Российской импе-рии», в который вошли все  указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним ука-зом  Александра I, и пятнадцатитомный сборник  «Свод законов», в который были включены дей-ствующие законы. «Свод  законов» содержал важнейший принцип  царствования Николая I – ниче-го не вводить нового и только чинить и  приводить в порядок старое. Законодательная  основа рос-сийского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора  самодержа-вия. Если в начале XIX в. армия  чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны  общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества  свидетельствовали о кризисе  государственного аппарата.

Несмотря на позитивные явления  в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился1, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладаю-щим  стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее  состояние народного хозяйства  свидетельствовало о тормозящем воздействии феодально-крепостнических  отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось  недовольство кресть-янства. Крестьянские волнения становятся более массовыми. Правительство понимало необходи-мость  решения главного вопроса российского  общества – крестьянского. Шеф жандармов  убеждал императора, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой  погреб под государством». Рабо-тало 11 секретных комиссий по составлению  закона освобождения крестьянства. Результатом  дея-тельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчи-ненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788 1872). В 1837-1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные  крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением. Эта реформа позволила  к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета  и несколько поднять их благосос-тояние.

В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена де-нежно-кредитная  реформа, утвердившая серебряный монометаллизм. Были введены новые бу-мажные деньги, установлен курс в соотношении один рубль серебром к 3 руб. 50 коп. ассигнация-ми. Реформа способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепо-стнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни.


Внешняя политика. 

 

В первой половине XIX века Россия обладала значительными  возможностями

для  эффективного  решения  своих  внешнеполитических  задач.  Они  включали

защиту  собственных  границ  и  расширение  территории  в   соответствии   с

национальными,  геополитическими,  военно-стратегическими  и  экономическими

интересами  страны.  Это  подразумевало  складывание  территории  Российской

империи в ее естественных границах по морям, рекам  и  горным  хребтам  и  в

связи с этим добровольное вхождение  в неё или  насильственное  присоединение

многих соседних народов. 

 Николай I ориентировался на  наиболее консервативные силы  и  чаще  всего

опирался на  союзы  с  Австрией  и  Пруссией.  В  1849  году  Николай  помог

австрийскому  императору  подавить  революцию,  вспыхнувшую  в  Венгрии,   и

задушили революционные выступления  в Дунайских княжествах.   

 На юге сложилась весьма  непростые взаимоотношения с  Османской  империей

и Ираном. Турция не могла примириться  с русским завоеванием в  конце  XVIII

века Черноморского побережья  и в первую очередь с  присоединением  к  России

Крыма. Выход к Чёрному морю имел  особые  экономическое,   оборонительное  и

стратегическое значение для России.  Важнейшей  проблемой  было  обеспечение

наиболее благоприятного режима Черноморских проливов – Босфор  и  Дарданелл.

Свободный  проход   через   них   русских   торговых   судов   способствовал

экономическому развитию и процветанию  огромных  южных  районов  государства.

Недопущение в Черное море иностранных  военных  судов  также  было  одной  из

задач российской дипломатии . Важным  средством   вмешательства  России   во

внутренние дела турок было полученное  ею  (по  Кючук  -  Кайнарджийскому  и

Ясскому договорам) право покровительства  христианским  подданным  Османской

империи. Этим правом Россия  активно  пользовалась  тем  более,  что  народы

Балкан видели в ней своего единственного  защитника и спасителя.  

 На Кавказе интересы России  сталкивались с притязаниями  Турции и Ирана  на

эти  территории.  Здесь  царское  правительство  старалось  расширить   свои

владения укрепить, и сделать  стабильными границы в Закавказье.  Особую  роль

играли взаимоотношения России с  народами  Северного  Кавказа,  которых  она

стремилась полностью подчинить  своему  влиянию.  Это  было  необходимо  для

обеспечения  свободной  и   безопасной   связи   со   вновь   приобретёнными

территориями в Закавказье и  прочного включения всего Кавказского  региона  в

состав Российской империи.

 

Реформы С.Ю. Витте


 

В истории России конца XIX — начала XX вв. С.Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета — служебные посты этого политического деятеля, который стал символом возможности и одновременно беспомощности государственной системы.

В 1892 г. Витте занял пост министра финансов. Важнейшей задачей  Витте было поощрение развития отечественной  промышленности. Он считал индустрию  локомотивом народного хозяйства. В своей деятельности он опирался на концепцию Фридриха Листа —  “теорию национальной экономии”, суть которой заключалась в том, что “бедным странам” необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства.

Индустриализация требовала  значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы  было введение в 1894 г.государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото.

Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.

Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические  методы хозяйствования (прибыль, себестоимость  и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего  в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом  развитии страны.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление  со стороны аристократии и высшего  чиновничества, имевших большое  влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был  министр внутренних дел В.К. Плеве. Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической  конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело  к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся  в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в  спаде российского производства, называли его политику авантюрной и  губительной для России Недовольство политикой Витте привело к  отставке в 1903 г.

На политическую арену  он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.

 

Реформы Николая 1

 
 

Николай 1 стремился подражать Петру 1. Он поклонялся знаменитому предку, с молодости бывшему его кумиром. Сближала их и полная неприхотливость  в быту. Николай 1 предпочитал спать  на простой походной кровати, укрываясь  одной шинелью. Николай 1 был умерен в еде, и, в отличие от своего предка, почти не употреблял спиртного. Однако, личная непритязательность Николая 1 отнюдь не помешала ему создать один из самых блистательных и роскошных  дворов в Европе. Образ величественного  императора, не чуждого простым радостям и развлечениям , с самого начала в представлении придворного  общества стал соединяться с образом  человека, полного самого высокого благородства. Конечно, жестокая расправа с декабристами, казнь пяти из них, после обещаний удивить Европу своим  милосердием повредили репутации  Николая 1, и никогда не могли быть забыты. Но со временем другие поступки в глазах многих способствовали формированию образа идеального государя. Например, знали о том, что Николай 1 прощал всех арестованных и осужденных за публичное оскорбление его достоинства. Укреплению образа благородного и милостивого  правителя, бесспорно, служил известный  эпизод с аудиенцией, которую Николай  дал Пушкину, опальному поэту, в  Москве 8 сентября 1826 года, вернув его  из Михайловской ссылки. В первые годы царствования Николая 1, казалось, что  молодой император, еще полный сил  и энергии, станет серьезно заняться реформированием России. И для  этого были вполне реальные основания. В конце 1926 года из главных сановников империи, был создан Секретный комитет. Его целью было изучение найденных  в кабинете умершего Александра 1 многочисленных проектов, касавшихся изменений в  различных частях государственного управления и выработки на их основе проектов реформ. При участии Сперанского  были разработаны проекты реформы  центральных и местных государственных  учреждений. Предполагалось осуществление  принципа разделения властей. Все эти  предложения получили предварительное  одобрение Николая 1, который время  от времени совершал инспекционные  осмотры высших государственных  органов и самостоятельно убеждался  в их недееспособности.

В 1833 году было подготовлено 15 томов  Свода законов. 17 января 1833 года состоялось общее собрание Государственного Совета. Оно признало Свод законов единственным основанием для решения всех дел  и установило, что он вводится в  действие с 1 января 1839 года. Выступая на заседании, Николай специально подчеркнул, что устройство правосудия было главной  его заботой после вступления на престол. Восстание на Сенатской  площади оказало сильное воздействие  на образ мыслей и действий Николая. законодательное оформление принципов  неограниченного самодержавия шло  рука об руку с робкими попытками  подготовки отдельных реформ. Также  восстание явилось для него исходным пунктом решительного отрицания  западного пути, который нес в  себе революционную "заразу". В 1831 году убеждения, что иностранное  воспитание подрывает основы русской  жизни, и что с этим необходимо как можно быстрее покончить, приобрело по желанию Николая 1 законодательные  очертания. На рассмотрении Государственного совета по его распоряжению была внесена  записка "О некоторых правилах для воспитания русских молодых  людей и о запрещении воспитывать  их за границей."

На протяжении 30 лет правления  в центре внимания Николая 1 был крестьянский вопрос. Первым шагом в этом направлении  должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году было учреждено Министерство государственных  имуществ. В результате принятых мер, удалось упорядочить управление крестьянами, взимания с них податей  и набор рекрутов. В деревне  начали открываться школы, больницы. Малоземельные сельские общества переезжали в другие губернии на свободные земли. Помещики же были недовольны реформой, многие считали, что попытки улучшить быт крестьян усилят тяготение крепостных к переходу в казенное ведомство.

П.Д.Киселев, глава Министерства государственных  имуществ, проводивший реформы, считал необходимым провести личное освобождение всех крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные  наделы и скурпулезно определить размеры барщины и оброка. Но Николай 1 понимал, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия большой  страны и боялся этого. В 1842 году на заседании государственного совета император сказал: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутимое и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным". Реформа управления деревней была все  же значительным делом Николаевского  царствования. При Николае 1 была проведена  денежная реформа. Ею занимался тогдашний  Министр Финансов Е.Ф.Канкрен. Он стремился  ограничить государственные расходы, очень осторожно пользовался  кредитом и облагал высокими пошлинами  вводимые в Россию товары. Главной  задачей реформы Канкрен считал наведение порядка в денежном обращении. В 1939 году его основой  стал серебряный рубль. Денежная реформа  Канкрена оказала большое влияние  на экономику России. Упорядочилось  денежное обращение, увеличилась внутренняя и внешняя торговля.

Информация о работе Политика Николая I