Политика «просвещенного абсолютизма» в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:45, доклад

Краткое описание

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного
абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА 4
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 20

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

      Пик политики просвещенного абсолютизма пришелся  на  80-е  годы  XVIII столетия, когда были обнародованы  и  воплощены  в  жизнь

многие  важнейшие законодательные  акты. 

      Первым в ряду важнейших законодательных   актов  этого  времени   явился Устав благочиния или полицейский, обнародованный в апреле  1782  г.  Подобно законам петровского времени, этот документ предполагал вторжение  в  частную жизнь граждан, но в отличие  от  Петра  Екатерина  обошлась  без  упоминания штрафов, физических истязаний и ссылки на каторгу.

      Наиболее рельефно просветительские устремления императрицы  отразились в специальном  разделе  «Правила  добронравия».  Она  полагала,  что  всякий подданный  может  достичь  совершенства,  беспрекословно  исполняя  заповеди следующего содержания: «не чинить ближнему, чего  сам  терпеть  не  можешь»; «на зло отвечать добром; если сотворил обиду, то по возможности  удовлетвори обиженного; помогай в беде;  «веди  слепого,  дай  кровлю  неимущему,  напои жаждущего... с пути сошедшему указывай путь». Устанавливая  нормы  поведения в храме, Устав не упоминал о жестоком наказании, но  предписывал  входить  в церковь «с благоговением и вести себя в церкви и во время  хода  с  крестами благочинно». По сравнению с Соборным уложением 1649 года Устав был  выдержан в традициях веротерпимости.

      Основой семейной жизни подданных   Екатерина  провозглашала   главенство мужского начала. Муж обязан жить с супругой «в согласии и  любви»,  извинять ее недостатки, «облегчать ее немощи, обеспечивать  ее  пропитанием».  Как  и Домострой XVI в., Устав ставил жену в подчиненное положение: она  «пребывает в любви, почтении и послушании к своему  мужу»  и  оказывает  ему  всяческое «угождение».  Положение  потомства  в  семье  тоже  сродни  домостроевскому: «родители суть властелины над своими детьми».

     В один и тот  же  день,  21  апреля  1785  года  (день  ее  рождения), императрица обнародовала две  жалованные  грамоты,  которым  была  уготована долгая жизнь. Документ с пышным названием  Грамота  на  права,  вольности  и преимущества благородного российского дворянства сводил  воедино  дарованные ранее дворянские привилегии и добавлял к ним новые. Грамота вобрала  в  себя основные положения Манифеста о вольности  дворянской  (1762),  Учреждений  о губерниях (1775),  Манифеста  1782  года,  предоставлявшего  дворянам  право собственности на недра, воды и леса.

      Новшества грамоты начинались  уже  с  ее  названия.  Отныне  дворянство

следовало именовать  не иначе,  как  «благородным».  Дворянам  было  даровано право раз в три года, собираться на губернские съезды, в  ходе  которых  они выбирали губернского  предводителя  дворянства  и  прочих  должностных  лиц. Губернским  собраниям  дозволялось  подавать  прошения  на  имя  наместника, Сената и императрицы. Дворянское общество могло  исключить  из  своей  среды лиц, опороченных судом или дискредитировавших себя в  личной  жизни.  Только суд мог лишить дворянина  дворянского  достоинства,  чести,  жизни,  имения.

Решение суда о  казни дворянина  должно  было  быть  подтверждено  Сенатом  и конфирмовано императрицей. Грамота впервые в русской  истории  устанавливала принцип:  «телесное  наказание  да  не  коснется  благородного».   От   этих наказаний освобождались и дворяне, служившие в армии рядовыми.

           Грамота предписывала составлять  в  каждом  наместничестве  дворянскую родословную книгу, что явилось завуалированной формой  чистки  «благородного сословия».  Она  обязывала  предоставить  доказательства  принадлежности   к дворянскому роду.

      Вторая грамота — Грамота на  права и выгоды городам Российской империи, ставила на первое место  интересы  не  городских  обывателей,  а  населенных пунктов  и  призвана  была   объяснить   выгоды,   «от   устроения   городов происходящие».  Подтверждая  предшествующие  привилегии  горожан  (в  редких случаях  совпадавшие  с  дворянскими),  грамота  предусматривала  ведение  в каждом городе  городовой  обывательской  книги.  В  зависимости  от  размера имущества горожане делились  на  шесть  разрядов.  Привилегированную  группу

составляли так называемые именитые граждане (купцы с капиталом не  менее  50 тыс. руб., банкиры, ворочавшие не менее 100 тыс.  руб.,  а  также  городская интеллигенция  —   архитекторы,   живописцы,   композиторы,   ученые).   Они освобождались от телесных наказаний и в третьем поколении  могли  возбуждать ходатайство о присвоении дворянства.

      Большие привилегии получало  также гильдейское купечество. Купцы  первых двух гильдий (капитал от 5  до  50  тыс.  руб.)  освобождались  от  телесных наказаний и казенных  служб  (продажа  вина,  соли). Купец  первой гильдии ездил в карете, запряженной  парой  лошадей;  купец  второй  гильдии тоже мог запрягать пару, но ездил в  коляске;  в  коляске  же,  но  с  одной лошадью восседал  купец  третьей  гильдии.  Подробно  говорилось  в  Грамоте городам о цеховом устройстве и отношениях между мастерами,  подмастерьями  и учениками, которые должны  были  строиться  на  основе  «домашней  тишины  и согласия».

      Последней значительной мерой  политики просвещенного  абсолютизма  стал обнародованный в августе 1786 года «Устав о народных  училищах».  От  первой до последней   строки   этот   документ   был   подчинен  основе   

основ просветительской идеологии —  вере  в  то,  что  за  внедрением  просвещения последуют  все  прочие  благотворные  результаты:  исчезнут  нравственные  и социальные пороки, будет положен конец  рабству,  невежеству,  суевериям.  В 1782 г. Екатерина заявила своему секретарю А. В.  Храповицкому:  «...  сколь скоро заведутся народные школы, то невежество истребится  само  собою,  тут насилия не надобно». В другом письме  она  восклицала:  «Никогда  не  удивят меня образованностью народов; но когда (они) будут образованны?».

      Устав о народных училищах  предусматривал  создание  главных   народных училищ по одному в каждом губернском городе,  а  также  малых  —  в  городах губернских и уездных. Срок обучения в первых —  четыре  года,  во  вторых  — два. В каждый класс малого народного училища  определялся  один  учитель,  в главном их должно было быть шесть. Учащимися могли стать представители  всех сословий, в том числе дети дворовых. Первые два года обучали чтению,  письму и «христианскому добронравию». Со второго класса учили рисованию. В  третьем

и четвертом  классах вводились новые предметы; всеобщая история,  география, землеописание Российского государства, основы  физики,  механики  геометрии, естественной истории и латыни.

      Народные училища торжественно  открылись  22  сентября  1786  г.  в  25

российских губерниях. Через несколько лет первая же проверка выявила  убогое состояние новооткрытых учебных заведений. Родители неохотно  отдавали  своих чад в школьные  классы.  По  распоряжению  тамбовского  губернатора  Гаврилы Романовича  Державина,  например,  полиция  в  городах   отлавливала   детей школьного возраста на улицах и  принудительно  волокла  в  училища.  Тем  не менее, результат оказался впечатляющим (если  учесть,  что  дело  начиналось фактически с нуля): к концу XVIII в.  в  45  губерниях  России  работало  49 главных и 239 малых училищ с 22220 учениками и 760 учителями.

      Казалось  бы,  логика  требовала   и   издания   «Жалованной   грамоты

крестьянству»:  она  бы  завершила  процесс  укрепления  охраняемых  законом сословий. Такая грамота была подготовлена. В 30-е  годы  XIX  в.  из  глубин архивов стали всплывать обрывки  свидетельств,  позволяющие  ныне  судить  о том,  что  детей  крепостных,  родившихся  после  1785  г.,   Екатерина   II намеревалась объявить свободными. Крепостное  право  постепенно  вымерло  бы почти в буквальном смысле слова.  Но вольность понималась в XVIII в. как удовольствие за счет других, и  дворяне, перестав быть крепостными государства, резко возражали,  чтобы  за  их  счет стали вольными крестьяне. Крепостничество   оставалось   самым   консервативным    элементом екатерининской   политики.   В   этом   более   всего   убеждает   структура государственного бюджета:  основную  часть  постоянно  возраставших  доходов казны (с 1763 по 1796 год они увеличились более чем вчетверо) приносили не прямые,  а  косвенные  налоги.  Если  учитывать  падение  курса  рубля,   то получится, что в  течение  XVIII  века  размер  крестьянских  повинностей  в пользу государства сократился, а в пользу  помещика  увеличился  по  крайней мере в 5—6 раз. Львиная доля доходов от  крепостного труда оседала не  в казне, а в карманах  помещиков.

      Важной составной частью «просвещенного  абсолютизма»  была  передача  в государственное управление церковных и монастырских земель  (так  называемая секуляризация). Так Екатерина  II  завершила  начатое  ещё  Петром  I  подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764  года  монастырские  и  церковные владения с населявшими их  крестьянами  передавались  в  ведомство  Коллегии экономики. Это лишило духовенство экономической базы,  монастыри  и  епархии

стали  полностью  зависимыми  от  государства,  которое  брало  их  на  свое

содержание. Ещё  один  важный  результат  проявился  в  облегчении  положения крестьян,  ранее  принадлежащих  духовным  помещикам.   В   целом,   церковь оказалась интегрированной в  государственную  структуру,  что  уменьшило  её влияние на общество. 

Внешняя политика

     Внешняя политика Российского государства  при Екатерине была направлена на укрепление роли России в мире и  расширение её территории. 

Новый территориальный  рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.). Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг.) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское.

         Разделы Речи Посполитой

     Поводом для вмешательства в дела Речи Посполитой послужил вопрос о положении  диссидентов (то есть некатолического меньшинства — православных и протестантов), чтобы те были уравнены с правами католиков. Екатерина оказывала сильное давление на шляхту с целью избрания на польский престол своего ставленника Станислава Августа Понятовского, который и был избран. Часть польской шляхты выступила против этих решений и организовала восстание, поднятое в Барской конфедерации. Оно было подавлено русскими войсками в союзе с польским королём. В 1772 году Пруссия и Австрия, опасаясь усиления российского влияния в Польше и её успехами в войне с Османской империей, предложили Екатерине провести раздел Речи Посполитой в обмен на прекращение войны, угрожая в противном случае войной против России. Россия, Австрия и Пруссия ввели свои войска.

     В 1772 году состоялся 1-й раздел Речи Посполитой. Австрия получила всю Галицию с округами, Пруссия — Западную Пруссию (Поморье), Россия — восточную часть Белоруссии до Минска (губернии Витебская и Могилевская) и часть латвийских земель, входивших ранее в Ливонию.

В 1793 году состоялся 2-ой раздел Речи Посполитой, утверждённый на Гродненском сейме. Пруссия получила Гданьск, Торунь, Познань (часть земель по р. Варта и Висла), Россия — Центральную Белоруссию с Минском и Правобережную Украину.

     В марте 1794 началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко, целями которого было восстановление территориальной целостности, суверенитета и Конституции 3 мая, однако весной того же года оно было подавлено русской армией под командованием А. В. Суворова.

В 1795 году состоялся 3-ий раздел Польши. Австрия получила Южную Польшу с Любаном и Краковом, Пруссия — Центральную Польшу с Варшавой, Россия — Литву, Курляндию, Волынь и Западную Белоруссию.

13 октября 1795 года — конференция трёх держав о падении польского государства, оно потеряло государственность и суверенитет.

         Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма

     Важным  направлением внешней политики Екатерины II являлись

также территории Крыма, Причерноморья и Северного  Кавказа, находившиеся под турецким владычеством.

     Когда вспыхнуло восстание Барской конфедерации, турецкий султан объявил войну России (Русско-турецкая война 1768—1774), используя как предлог то, что один из русских отрядов, преследуя поляков, вошёл на территорию Османской империи. Русские войска разбили конфедератов и стали одерживать одну за другой победы на юге. Россия заставила Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский договор, в результате которого Крымское ханство формально обрело независимость, но по-факту стало зависеть от России. Турция выплатила России военные контрибуции в порядке 4,5 миллионов рублей, а также уступила северное побережье Чёрного моря вместе с двумя важными портами. А в 1783 году манифестом Екатерины II Крымское ханство было присоединено к России. После победы императрица вместе с австрийским императором Иосифом II совершила триумфальную поездку по Крыму.

Информация о работе Политика «просвещенного абсолютизма» в России