Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:13, реферат
В условиях строительства современной государственной службы в России становятся исключительно актуальными и требующими пристального научного и критического осмысления организации и правового регулирования государственной службы не только стран Запада, но и самой России. Дореволюционное российское законодательство того периода содержит немало интересных и полезных положений для современного развития государственной службы государственно-служебных отношений. Государственная служба во все века цементировала фундамент строительства российского государства. Особенно это заметно в периоды его кардинального реформирования.
В условиях строительства
современной государственной
С начала XVIII до начала XX вв. правительством была создана фундаментальная нормативно-правовая база формирования и функционирования государственной службы. Российское законодательство по вопросам государственной службе по своему объему и другим параметрам сравнимо с нормативными актами о публичной службе таких европейских государств, как Германия и Франция. Характерной чертой государственной службы того периода была преемственность нормативных правовых актов, начало которой было положено Петром 1. Так, по вопросам приема и прохождения гражданской службы, определения прав и обязанностей чиновников, установления их юридической ответственности за непрофессиональное или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в 1831-1840 гг. различными властными органами были приняты 315, а в 1851-1860 гг. –1917 года 230 указов, правил, инструкций, положений, распоряжений, которые дополняли, развивали и конкретизировали правовые законы о государственной службе. По существу вне поля зрения не осталось ни одно существенное звено в крупномасштабном и сложном механизме государственной службы России.
О качестве документов как пример может свидетельствовать Устав о службе гражданской в своей последней редакции и действующий вплоть до отмены в ноябре 1917 года. В нем содержалось 7 разделов, 23 главы, 840 статей и 19 приложений, которыми регламентировались формирование системы государственной службы и деятельность ее должностных лиц.
Одна из особенностей процесса
оформления государственной службы
в самостоятельную отрасль
Особенностью государственной
службы России являлось и то, что
завершение ее становления, окончательное
оформление этого государственно-
Начиная с середины ХVII века все более активно формировался институт постоянных служебных должностей в приказах и других государственных учреждениях того времени. В среде «служилых» людей происходила специализация и группировка по отраслям управления – делопроизводство, финансы, военное дело, дипломатия и т.п. Законодательно существование чиновничества как особой группы служащих и его правовое положение было оформлено в первой четверти VIII в. Вышедший 24 января 1722г. «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…» устанавливал три рода государственной службы. На основании этого закона введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы. распределение по четырнадцати классам, старшинство в рамках одного рода служащих. В общей сложности в четырнадцать классов было включено 262 должности, которые подразделялись на три параллельных ряда чинов, в том числе военных – 120, гражданских – 94, придворных – 42. Кроме табельных чиновников существовал институт «канцелярских служителей», не вошедших в сетку четырнадцати классов.
Исключительно важное значение для рационализации государственной службы имело положение закона, согласно которому в основу иерархического деления гражданских служащих вместо принципа происхождения, занятости или «породы» был положен принцип «служебной годности».
В организации гражданской
службы важное место занимали вопросы
о порядке назначения на должности,
ее прохождения и
Анализируя процесс развития российской государственной службы с конца XVII в до начала ХХ вв. можно проследить определенные закономерности (тенденции).
Во-первых, в периоды реформ наблюдался количественный рост государственных служащих (таблица ХХ).
Во-вторых, ускорялось карьерное
продвижение государственных
В послепетровское время условия чинопроизводства уточнялись и развивались в правительственных нормативных правовых актах. В качестве оснований для производства в чины устанавливались:
1) «усердие и похвальное отправление службы»
2) отличия, выразившиеся
в «особенностях труда и
В-третьих, повышался образовательный
уровень государственных
Непременным требованием, которым
определялось право поступления
на государственную службу и служебного
продвижения, являлась степень образованности.
Это требование становилось особенно
приоритетным, когда страна ступала
в периоды социально-
Побуждая чиновников к повышению своего образовательного уровня, правительство приняло в этих целях ряд указов. Руководителям министерств, ведомств и других административных учреждений рекомендовалось не только не препятствовать, но, наоборот, способствовать чиновникам в повышении их образовании.
В-четвертых, конкретизировались и усложнялись требования к государственным служащим.
Правительство придавало большое значение принципу законности в деятельности государственных служащих. Утвердив изданные регламенты и указы «яко печатью» Петр 1 предписал служащим все дела «вершить» на основе законов. Чиновники предупреждались, что не выполняющие данный указ будут квалифицироваться как «нарушители прав государственных и противники власти» и подлежат наказаниям «без всякой пощады» и чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги». Требования к служащим, сформулированные в петровском Генеральном регламенте и других нормативных актах, позднее дополнялись и развивались в уставах, положениях и указах.
От кадров государственных учреждений требовалась интенсивная и четкая работа.
За должностные проступки и преступления служащие несли ответственность, которая могла быть уголовной, гражданской или дисциплинарной. В 40-е годы XIX в. Вошло в силу новое положение, согласно которому на чиновников могли быть наложены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, вычет из стажа работы, штраф, вычет из заработной платы, понижение в должности, недельный арест, увольнение из учреждения, лишение права государственной службы.
Таким образом, опыт организации и функционирования российской государственной службы невозможно оценить однозначно. Хотя он содержит немало рационального и поучительного, следует отделять «зерна» от «плевел»., видеть позитивные и негативные стороны.
После Октябрьской революции
1917 года складывающаяся веками русская
государственная служба была практически
уничтожена, царское законодательство
о государственной службе отменено,
а новое советское
После революции В. И. Ленин произнес всем известные слова о том, что надо сделать всех государственных служащих простыми исполнителями, ответственными, сменяемые в любое время, получающими за свой труд в равной мере с рабочими. Крылатая фраза, сказанная В. И. Лениным о том, что «каждая кухарка должна управлять государством» сегодня воспринимается несколько иронично. В действительности же Ленин утверждал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будь то управлять государством, нести будничную ежедневную работу управления в состоянии только богатые или с богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было немедленно». Позднее В. И. Ленин повторял: «Чтобы управлять, нужно быть компетентным, иметь известное научное образование».
Отношение к служащим со
временем менялось. Не случайно в начале
20-х годов десятки тысяч
Советская государственная служба – это результат ее развития после 1917 года со всеми проблемами и возможностями, которые были свойственны и обществу в целом. Законодательства о государственной службе было недостаточным и неполным, поскольку царила догма, что будущему коммунистическому обществу не потребуются чиновники, так как будет господствовать самоуправление трудящихся и, следовательно, государственное управление станет лишним. Профессиональное чиновничество так создано и не было. Такие вопросы, как аттестация, дисциплинарная ответственность и т.п. регулировались трудовым правом.
В начале 90-х годов, когда в стране начались экономические, политические и правовые перемены, началось и изменение государственной службы. Хотя правильнее было бы считать, что отсутствие должного внимания к государственной службе на протяжении 70-лет привело к тому, что сегодня государственная служба в России только начинает формироваться.
Первые шаги и уроки реформ в государственном управлении и государственной службы с 1992 по 2000 гг. раскрыты в книге «Реформы государственной службы в России».
Государственная служба России
менялась месте с обществом. На ее
развитии отражались все сложности
и противоречия, которые возникали
в стране в связи с быстрым
и во многом стихийным переходом
к новым экономическим и
Информация о работе Политико-административные реформы государственной службы в Царской Империи.