Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:45, контрольная работа
Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли “общинное начало”, “соборность”, единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. “Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, – писал Самарин, – а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия”. Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на “просветление общинного начала общинным церковным (началом)”. Это просветление и гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное христианство, не оскверненное античным рационализмом. “Истина науки в истине православия”. Православный народ сохранил “живое знание” и “цельную личность”.
1. Либерализм в России. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 3
2. Охранительная идеология Н. М. Карамзина 15
3. Программные документы декабристов: политико-правовые положения 20
4. Политико-правовые воззрения П. Я. Чаадаева 25
5. Подходы к вопросам государства и права западников и славянофилов 28
Понятийный аппарат 33
Персоналии 35
Список литературы 38
Славянофилы представители одного из направлений русской общественной мысли 1940-1950-х гг.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.
Триада «православие, самодержавие, народность» принципы официальной народности теории, провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1834
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), российский государственный деятель, граф (1839). С 1808 ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного совета (1810). В 1812-16 в результате интриг его противников сослан, в 1819-21 генерал-губернатор Сибири, составил план административной реформы Сибири. С 1826 фактический глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи (1832).
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
Павел Иванович Пестель [24 июня (5 июля) 1793, Москва — 13 (25) июля 1826, казнен в Петербурге], декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества декабристов. Республиканец. Автор «Русской правды». Арестован (по доносу) 13 декабря 1825. Повешен.
Никита Михайлович Муравьев (1795-1843), декабрист, капитан. Брат А. М. Муравьева. Участник заграничных походов. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Член Верховной думы и правитель Северного общества. Автор проекта Конституции. Приговорен к 20 годам каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1835 на поселении в Иркутской губ.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства
Тимофей Михайлович Грановский (1813-55), российский историк, общественный деятель, глава московских западников. С 1839 профессор всеобщей истории Московского университета. Заложил основы русской медиевистики. Обладал ораторским талантом, глубоко разрабатывал исторические проблемы. Выступал против деспотизма и крепостничества.
Алексей Степанович Хомяков (1804-60), русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии «Ермак» (1832) и «Дмитрий Самозванец» (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом («России» и др.)
Иван Васильевич Киреевский (1806-56), российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.
Константин Дмитриевич Кавелин (1818-85), российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении неограниченной монархии и помещичьего землевладения. Труды: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубликован 1887) и др.
Информация о работе Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX века