Политическая программа декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть политические программы декабристов.
Задачи работы, способствующие раскрытию цели:
1. Описать предпосылки появления движения декабристов.
2. Охарактеризовать «Русскую Правду» П.И. Пестеля.
3. Проанализировать «Конституцию» Н.М. Муравьева.

Содержание

Введение 2
1. Предпосылки появления движения декабристов 3
2. «Русская Правда» П.И. Пестеля 6
3. «Конституция» Н.М. Муравьева 11
4. Общие цели и разногласия политических программ 16
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая программа декабристов.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н.М. Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. «Русский народ – свободный и независимый – не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя».12

Никита Муравьёв в своей конституции уделил большое внимание в разрешении вопроса о крепостничестве и праве. Он объявил освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно ввёл положение «Земли помещиков остаются за ними». Под давлением своих товарищей автор сформулировал положение о незначительном наделении крестьян землёй. Крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. По конституции крепостное право и рабство отменялось «Раб, прикоснувшись земли Русской, становится свободным». Сословие также отменялось. «Все русские равны перед законом». Все жители России объявлялись равноправными,  гражданские чины  и классы уничтожались. Провозглашались равные для всех права и свободы.

 Провозглашались равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и так далее. «Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который кажется ему выгоднейшим», и «всякий русский имеет право ехать, куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также «излагать свои мысли невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам».13

Конституция Муравьёва характеризовалась высоким имущественным цензом. В политической жизни страны, избирать и быть избранным имели право земельные собственники или владельцы капитала Он ввёл один общий ценз для избирателей 500 рублей. Лица, не имевшие движимость или недвижимость на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, которые избирались на общественные должности, обладали высоким имущественным цензом. Для других выборных должностей  ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была его должность.

  В своей конституции он намеривался ввести образовательный ценз дл граждан Российского государства, а также ценз оседлости. По его конституции к участию в выборах допускались все граждане без различия кроме женщин.

Будущая Россия предполагалась как  федерация, состоящая из нескольких держав и областей или из областей (по первому проекту – 14 держав и 2 области, по второму – 13 держав и 2 области, по третьему проекту – 15 областей). Державы и области образовывались по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.)14 В основу деление России на державы Муравьёвым были положены исторические, экономические, и географические характеристики. Державное управление состояло из двух палат:  областная Державная дума, Палата выборных. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию. Избирательными правами пользовались все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в услужении) имеющие движимое и недвижимое имущество.

Верховным органом становилось Народное Вече, ей вручалась законодательная власть. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей.

Верховная дума избиралась сроком на шесть лет и каждые два года обновлялась на одну треть своего состава при общем количестве, равном сорока пяти членам. Члены Думы должны были быть не моложе 30 лет и обладать недвижимым или движимым имуществом не менее, нежели в шесть тысяч рублей серебром. Верховная дума занималась законодательными проектами. В её компетенцию входил суд над министрами. Совместно с императором она участвовала в заключении мира, назначала главнокомандующих и верховного блюстителя.

Палата Представителей состояла из 450 членов и избиралась сроком на два года.   От каждых 50 жителей мужского пола выбирался один представитель политического  права.

 Компетенция палат определялась Конституцией России. Областная держава не являлась самостоятельной единицей, она не имела собственной Конституции, не ведёт внешних сношений, не чеканит монету и т. п., но обладает достаточно широкими полномочиями по разрешению местных хозяйственных, административных и финансовых дел.15

Формой правления, наилучшей именно для России, Н.М. Муравьев считал конституционную  монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые  гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.16 Монарх как глава исполнительной власти не мог отменять законы и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его были значительными: он обладал всей полнотой верховной исполнительной власти, являлся начальником всех сухопутных и морских сил, назначал и смещал посланников, представлял Россию в переговорах с иностранными державами. Он имел право созыва обеих палат и мог изменить время заседаний палат, но не более  чем на два месяца созыва.

Конституция Муравьёва предусматривала  организацию местного управления на выборной основе. Этим управлениям вручается хозяйственная и административная власть.

Судебная власть отделялась от власти  административной и осуществлялась системой судебных органов.  Высший  судебный орган представлен Верховным судилищем. Оно разрешало дела по своей компетенции и представляло императору и обеим палатам своё заключение относительно всех законов и постановлений.

Проекты Муравьева содержали требования неуклонного соблюдения законов всеми гражданами и никаких изъятий из этого правила не допускали.

Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права устанавливались немедленно.

     Конституция Никиты Муравьёва стала политическим программным документом, в котором предполагалась конституционная монархия, хотя не исключалась возможность введения республиканского направления. Лунин отмечал противоречивость монархического проекта Муравьева, полагая, что «независимость областей в нем не согласуется с монархическим правлением».17

В своей политической программе «Конституция» Никита Муравьёв поднял следующие позиции: уделил большое внимание вопросу о крепостном праве; провозгласил равные права и свободы; выдвинул высокий имущественный ценз; разделил Россию на пятнадцать федеративных держав; верховным органом становилось Народное вече; наилучшей формой правления видел конституционную монархию; разделил организацию местного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общие цели и разногласия  политических программ

Социально-политические программы  декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва отразили требования буржуазно-политического развития России.

Написанию этих программ способствовали одни идейные взгляды, однако они  имели как общие цели,  так  и расхождения.

Общие цели программ: 1) отмена крепостного права; 2) ликвидация самодержавия; создание в России представительных учреждений, республики или конституционной монархии; 3) отмена сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства; 4) план «военной революции» как средства достижения этих целей.18

В программах имелись следующие  разногласия: 1) о земле; 2) о политических правах; 3) о форме правления; 4) о  форме государственного единства будущей  России; 5) о способах преобразования государственного и общественного  строя.19

 Подробнее рассмотрим разногласия  политических программ Пестеля  и Муравьёва. Программа Пестеля, отразила революционный характер, уничтожая крепостное право и провозглашая республику. Программа Муравьева провозглашала монархию, но в то же время не исключала возможности республиканского строя. Таким образом, Пестель видел конечной целью преобразования России – республику, а Муравьёв – монархию. Кроме того, «Русская правда» предполагала строить республику через диктатуру правления, а Конституция – путём введения верховного революционного правительства.

Пестель интересно решил аграрный вопрос, давая крестьянам землю, которая  им требовалась. Муравьёв, в отличие  от единомышленника, сохранил за крестьянами  земли и дал им возможность  стать самостоятельными землевладельцами. Оба эти проекта давали крестьянам землю, которая была главной задачей декабристов.

Расхождение идей в программах наблюдались  по вопросу о территориальном  устройстве. Пестель критиковал программу  Муравьёва, по проекту которого Россия должна бала стать федеративным государством с делением на 15 держав. Пестель же хотел разделить Россию на 10 областей и три удела.

Конституция Муравьёва давала доступ в политику только обеспеченным слоям населения. А проект Пестеля не устанавливал никаких ограничений для получения избирательного права.

Программа Муравьёва наиболее детально разработала систему разделения властей, особенно судебную систему. Этот принцип разделения властей считался основополагающим при составлении  политической программы.

Для достижения целей своих политических программ декабристы делали ставку на дворянскую военную революцию, которая произошла в декабре 1825 гола в Петербурге и не оправдала ожиданий. Восстание декабристов было уничтожено, но оно оказало грандиозное значение для революционного движения в  последующие годы.

 

 

 

Заключение

Первая четверть XIX века стала в России периодом революционного движения декабристов и их политических взглядов. Предпосылками движений стали: российская действительность; революционные события во Франции, Испании; взгляды русских революционеров и просветителей; патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года. В это время возникают тайные общества «Южное общество» во главе с П.И. Пестелем  и «Северное общество» во главе Н.М. Муравьёвым.

Социально-политическими программными документами этих обществ стали различные варианты изменений российской абсолютной монархии, ликвидация крепостного права.  

Программа П.И. Пестеля отражала революционный характер, имела план социально-политических преобразований в стране. Главный,  выдвинутый им, лозунг – утвердить Республику, уничтожить крепостное  право. Программа уделила большое внимание демократическому праву и свободе.

Политическая программа Н.М.Муравьёва  выразила либеральный характер преобразований. Его проект предполагал  конституционную монархию, но не исключал возможности  республиканского направления.

Обе эти политические программы  имели общие цели и разногласия.

Политические проекты Пестеля  и Муравьева предусматривали  переустройство российского общества. Для осуществления своих целей предполагали использовать революционный метод изменения политической системы борьбы.

 

 

Список литературы

1. Акмалова, А.А. История политических и правовых учений / А.А. Акмалова. – М.: Юриспруденция, 2008.- 288с.

2. Борисов, Л.П. Очерки истории политических учений / Л.П. Борисов. – М.: Библиотека расовой мысли, 1997. – 128с.

3. Дробышевский, С.А. История политических и правовых учений / С.А. Дробышевский. – М.: Норма, 2011. – 592с.

4. История государственно-правовых учений: Хрестоматия / Авт. сост. С.В. Липень; под общ. ред. В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 2009. – 1071 с.

5. История политических и правовых  учений: Учеб. для вузов/ Под. ред. О. Э. Лейста. – М.:  Зерцало, 2004. – 565 с.

6. История политических и правовых учений: кр. учебн. курс / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. –  352 с.

7. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов/Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. – 536 с.

8. Марченко, М.Н., Мачин, Н.Ф., История политических и правовых учений / М.Н. Марченко, Н.Ф. Мачин. – М.: Проспект, 2009. – 480 с.

9. Нечкина, М.В., Декабристы. / М.В. Нечкина. – М.: Наука, 1976. – 379 с.

История политико-правовых учений / под ред. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 223

10. Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А.

М., 1974. – 415 с.

 

 

 

 

 

 

1 История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов/Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 439

2 История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов/Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 438

3 История политических и правовых учений: Учеб. для вузов/ Под. ред. О. Э. Лейста . – М.:  Зерцало, 2004. – С. 303

4 Там же

5 История политических и правовых учений: кр. учебн. курс / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. –  С. 104

6 Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.163.

7 История политических и правовых учений: кр. учебн. курс / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 104

8 История политико-правовых учений / под ред. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 223

9 История политических и правовых учений: Учеб. для вузов/ Под. ред. О. Э. Лейста . – М.:  Зерцало, 2004. – С. 306

10 Акмалова, А.А. История политических и правовых учений / А.А. Акмалова. – М.: Юриспруденция, 2008. – С.94.

11 Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука, 1976. С. 88.

12 Марченко М.Н., Мачин Н.Ф. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2009. – С.219.

13 Марченко М.Н., Мачин Н.Ф. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2009. – С.219.

14 История политических и правовых учений: Учеб. для вузов/ Под. ред. О. Э. Лейста . – М.:  Зерцало, 2004. – С. 306

15 История государственно-правовых учений: Хрестоматия / Авт.- сост. С.В. Липень; под общ. ред. В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 2009. – С.401.

16 История политических и правовых учений: кр. учебн. курс / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 107

17 Дробышевский, С.А. История политических и правовых учений / С.А. Дробышевский. – М.: Норма, 2011 – С. 311.

18 История политических и правовых учений: Учеб. для вузов/ Под. ред. О. Э. Лейста . – М.:  Зерцало, 2004. – С. 304

19 Там же


Информация о работе Политическая программа декабристов