Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:49, контрольная работа
Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованных решениях – необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.
Введение
1. Политическая традиция Древнего Востока
2. Политическая традиция Античности
3. Политическая традиция Средних веков
Заключение
Список использованной литературы
«Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Центр дистанционного обраования»
Реферат на тему: «Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков.»
г.Тюмень
2014
Содержание
Введение
1. Политическая традиция Древнего Востока
2. Политическая традиция Античности
3. Политическая традиция Средних веков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованных решениях – необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.
Само возникновение политической традиции в Древнем мире тесно связано с религиозными воззрениями, предопределявшими не только политическую, но и все остальные стороны жизни отдельного человека и человеческой общности. В средневековье политическое знание развивалось в религиозно-этической форме. Объектом анализа ученых-богословов были три взаимосвязанные и в то же время противоречащие друг другу проблемы: во-первых, обоснование необходимости сильной монархической власти, отражавшей объективную потребность формирования централизованных национальных государств; во-вторых, поиск путей и средств ограничения королевской власти, вызывавшийся стремлением феодалов и городских коммун к суверенитету; в-третьих, определение приоритета одной из властей - духовной или светской.
Цель данной работы – рассмотреть политические традиции Древнего Востока, античности и средневековья. Задачи:
1. Рассмотреть политическую традицию Древнего Востока.
2. Рассмотреть политическую традицию античности.
1. Рассмотреть политическую традицию средневековья.
1. Политическая традиция Древнего Востока
В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического воззрения.
Для мифов характерно тождество информационного (сообщение об имевших место событиях и знаменитых деяниях богов) и нормативного (безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями и т.д.) моментов повествования о мифических фактах.
Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено, и что им запрещено.
Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков – основная идея и тема древних мифов. В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.: сомнение в мифе есть начало его рационализации.
Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.
В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.
Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем.
Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной (император Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом – лишь помощники личностной власти правителя1.
Приведенные мифологические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т.п.
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались, прежде всего, традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.
Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.
Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем Заратустры (Зороастра). Жизнь и деятельность его относятся примерно к VIII веку до н.э. В VII веке до н.э. зороастризм – уже сформировавшееся учение и течение. В дальнейшем идеи зороастризма получили довольно широкое распространение в древнем мире и оказали заметное влияние на становление христианской доктрины2.
Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.
Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.
Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства («ремесла») управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.
Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни.
«Государь и его держава - вот главные элементы государства», - сказано в индийском трактате «Артхашастра»3.
Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.
Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. «Если правитель утвердит свое совершенство, - говорилось в китайской книге «Шу цзин», - то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников». Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.
В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.
Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае4.
2. Политическая традиция Античности
С середины I тысячелетия до нашей эры политическая мысль активно развивалась в философско-этической форме, началось теоретическое осмысление политики. Процесс рационализации и концептуализации политических взглядов отразился, прежде всего, в трудах древнегреческих ученых Платона (427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.).
Оба мыслителя видели в государстве величайшее воплощение разума. Идеалом для них был город-государство, независимое от остального мира и имеющее все необходимое для жизни своих граждан.
Политические взгляды Платона отражены в диалогах «Государство» и «Законы», в диалоге «Политик». В них он развивал идеи своего учителя Сократа о справедливости, добродетели и знании как абсолютных божественных истинах, способных дать надежный ориентир в политике.
В диалоге «Государство» Платон одним из первых дал характеристику последовательно сменяющих друг друга форм правления. Он считал несовершенными такие политические формы, как тимократия, олигархия и демократия.
Согласно Платону, демократия - это власть посредственности, ведущая к порче нравов, изгнанию всякого благоразумия, воцарению наглости, своеволия и бесстыдства. Продолжением демократии, которая кратковременна, становится тирания, осуществляемая от имени народа. Она представляет собой худший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.
Информация о работе Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков