Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованных решениях – необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Содержание

Введение
1. Политическая традиция Древнего Востока
2. Политическая традиция Античности
3. Политическая традиция Средних веков
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

«Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Центр дистанционного обраования»

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков.»

 

                                                                              Выполнила:

                                                              студентка группы ГДб(до)зс – 13 – 1

                                                                                           Касаткина Ю.А.

                                                                                           

 

 

 

 

 

г.Тюмень

2014

 

Содержание

Введение

1. Политическая традиция  Древнего Востока

2. Политическая традиция  Античности

3. Политическая традиция  Средних веков

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованных решениях – необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Само возникновение политической традиции в Древнем мире тесно связано с религиозными воззрениями, предопределявшими не только политическую, но и все остальные стороны жизни отдельного человека и человеческой общности. В средневековье политическое знание развивалось в религиозно-этической форме. Объектом анализа ученых-богословов были три взаимосвязанные и в то же время противоречащие друг другу проблемы: во-первых, обоснование необходимости сильной монархической власти, отражавшей объективную потребность формирования централизованных национальных государств; во-вторых, поиск путей и средств ограничения королевской власти, вызывавшийся стремлением феодалов и городских коммун к суверенитету; в-третьих, определение приоритета одной из властей - духовной или светской.

Цель данной работы – рассмотреть политические традиции Древнего Востока, античности и средневековья. Задачи:

1. Рассмотреть политическую  традицию Древнего Востока.

2. Рассмотреть политическую  традицию античности.

1. Рассмотреть политическую  традицию средневековья.

 

1. Политическая традиция  Древнего Востока

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического воззрения.

Для мифов характерно тождество информационного (сообщение об имевших место событиях и знаменитых деяниях богов) и нормативного (безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями и т.д.) моментов повествования о мифических фактах.

Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено, и что им запрещено.

Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков – основная идея и тема древних мифов. В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.: сомнение в мифе есть начало его рационализации.

Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.

В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем.

Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной (император Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом – лишь помощники личностной власти правителя1.

Приведенные мифологические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т.п.

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались, прежде всего, традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем Заратустры (Зороастра). Жизнь и деятельность его относятся примерно к VIII веку до н.э. В VII веке до н.э. зороастризм – уже сформировавшееся учение и течение. В дальнейшем идеи зороастризма получили довольно широкое распространение в древнем мире и оказали заметное влияние на становление христианской доктрины2.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства («ремесла») управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни.

«Государь и его держава - вот главные элементы государства», - сказано в индийском трактате «Артхашастра»3.

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. «Если правитель утвердит свое совершенство, - говорилось в китайской книге «Шу цзин», - то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников». Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае4.

2. Политическая традиция  Античности

С середины I тысячелетия до нашей эры политическая мысль активно развивалась в философско-этической форме, началось теоретическое осмысление политики. Процесс рационализации и концептуализации политических взглядов отразился, прежде всего, в трудах древнегреческих ученых Платона (427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.).

Оба мыслителя видели в государстве величайшее воплощение разума. Идеалом для них был город-государство, независимое от остального мира и имеющее все необходимое для жизни своих граждан.

Политические взгляды Платона отражены в диалогах «Государство» и «Законы», в диалоге «Политик». В них он развивал идеи своего учителя Сократа о справедливости, добродетели и знании как абсолютных божественных истинах, способных дать надежный ориентир в политике.

В диалоге «Государство» Платон одним из первых дал характеристику последовательно сменяющих друг друга форм правления. Он считал несовершенными такие политические формы, как тимократия, олигархия и демократия.

Согласно Платону, демократия - это власть посредственности, ведущая к порче нравов, изгнанию всякого благоразумия, воцарению наглости, своеволия и бесстыдства. Продолжением демократии, которая кратковременна, становится тирания, осуществляемая от имени народа. Она представляет собой худший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Информация о работе Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков