Политические взгляды древних египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

Политические взгляды древних египтян, вавилонян, евреев, ассирийцев, мадианитян, шумеров, персов, индусов, китайцев, греков, римлян и других народов отражали сначала мифологические представления о правду, справедливость, место человека в мире, о божественном происхождении властных отношений, о космосе, благоустроенный богами, о земные порядки, которые должны отвечать небесным установкам.

Вложенные файлы: 1 файл

Политические взгляды древних египтян.docx

— 56.67 Кб (Скачать файл)

Политические взгляды древних  египтян, вавилонян, евреев, ассирийцев, мадианитян, шумеров, персов, индусов, китайцев, греков, римлян и других народов отражали сначала мифологические представления о правду, справедливость, место человека в мире, о божественном происхождении властных отношений, о космосе, благоустроенный богами, о земные порядки, которые должны отвечать небесным установкам.

Египтяне считали, что  ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия находится в руках  богини истины и порядка Маат. Со временем появляется понимание естественно-божественного происхождения справедливости, которой должны соответствовать действия судей-жрецов и обычаи, законы, административные решения, другие правила поведения. Создателем мира и всего живого на Земле, верховным царем и отцом других богов считали бога солнца, бога-фараона Ра. Он властвовал над богами и людьми много тысячелетий. Затем он передал царствования своим потомкам, тоже богам - Осирису, Исиде, Сета, Гору и другим. От них ушло свыше 340 фараонов-людей. Таким образом пропагувалося божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность «низших высшим».

Общество представлялось египтянам как пирамида, верхушка которой - боги и фараоны, подножия - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники. В то же время египетские мыслители  призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых и т.д.

 «Политическая мысль  Древней Греции и Древнего  Рима»

Вершиной политической мысли  древнего мира считается философия  древней Греции: именно здесь зародилась наука о политике, появились реалистические концепции власти (в отличие от мифологических трактовок). В греческой  традиции нет ничего, напоминающего  жесткую теологическую схему  или проповедь, нет и особого  влиятельного общественного слоя –  жречества. Верования древних греков по сути чрезвычайно свободны. Боги очень напоминают людей и внешне, и действиями, очень по–человечески выглядит их доброта, ревность, зависть и т.д. Такое очеловечивание религии приводит к тому, что государственная жизнь и мир богов в Греции становятся неразрывным целым, и одинаково почитаются как боги, так и общество, этих богов прославляющее.

 

Такое свободное отношение  к религии обусловило возможность  развития философской (а с ней  и политической) мысли отдельно от религии и мифологии. А это, в  свою очередь, сделало философскую  и политико–правовую мысль свободной, дало право греческим мыслителям размышлять над вопросами мироздания, рассматривать с различных точек зрения место и роль творца и человека.Политико–правовая мысль Древней Греции в своем развитии прошла три периода.

Первый этап (IX–VI вв. до н.э.)Связан со становлением государственности в Древней Греции. Основные письменные памятники этого периода – это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, труды Пифагора и Гераклита и другие. На данном этапе поднимались и обсуждались проблемы справедливости и законности, которые рассматривались в связи с системой мифов о гибели мира титанов и установления власти олимпийских богов во главе с Зевсом. Второй период (Это расцвет греческого государства, период наивысшего развития философской мысли, науки в целом, литературы, изобразительного искусства Греции.Одним из удивительнейших мыслителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.), который за всю свою жизнь не написал ни единой строчки, но остался в истории как величайший философ. О его мыслях сегодня мы можем судить только на основании свидетельств Платона (который в течение восьми лет ходил за учителем буквально по пятам и записывал каждое его слово) и Аристотеля.Третий период развития политико–правовой мысли Древней Греции (IV – II вв. до н. Это период эллинизма, начало заката древнегреческой государственности. Греческие полисы попали под власть Македонии, а затем – Рима.Кризис греческой государственности вызвал пессимистические настроения, характерные для мышления Эпикура (341–270 гг. до н. э.). Он призывал к политической пассивности, утверждая, что наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой (атараксия). Главной целью политической власти и основой политических отношений является гарантия безопасности, помощь людям в преодолении страха. Государство и закон рассматривается как следствие договора людей между собой для общей пользы и взаимной безопасности.

Политические идеи средневековья  и ВозрожденияАбсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемыелюдьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями.

 

Институционализация — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя – в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо жанром популярной музыки – в субкультурную организацию.Институционализация в политологии – превращение какого-либо политического явления, действий, идей, традиций, верований в правило поведения, организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации.Институционализация политической жизни связана, в первую очередь, с оформлением политической власти: государства, его органов и структуры, общественно-политических движений и партий. Одновременно происходит становление соответствующих политических представлений, превращающихся в институт политических норм. Уровень институционализации политики свидетельствует о характере политической системы общества, развитии общества в целом.За пределами институционализации всегда остаются неинституционализиро-ванные элементы общественной жизни: политические идеи, сознание, политическая культура, политические идентичности.Процесс институционализации состоит из нескольких последовательных этапов:

«1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует  совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных  норм и правил в ходе стихийного  социального взаимодействия, осуществляемого  методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных  с нормами и правилами;

5) институционализация норм  и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы  санкций для поддержания норм  и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов  и ролей, охватывающих всех  без исключения членов института».Институционалисты вносят новые краски в портрет экономического человека. В отличие практически от всех остальных направлений экономической теории они не исходят из человеческой природы как из данности, а пытаются изучить закономерности ее формирования и эволюции. Для неоклассиков поведение человека предопределено сложившейся у него системой предпочтений. Для радикальных субъективистов оно не детерминировано ничем, кроме непредсказуемых для внешнего наблюдателя ожиданий субъекта, которые, в свою очередь, зависят от его оценок будущего.


Информация о работе Политические взгляды древних египтян