Политические и правовые взгляды Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

Политические и правовые взгляды Сократа.docx

— 27.04 Кб (Скачать файл)

 

Подобная законопослушность, ярко продемонстрированная Сократом всей его жизнью и драматической смертью, восходила к традиционным эллинским  представлениям о роли закона для  упорядоченной и справедливой жизни  в полисе.

Почтение к  закону эллины даже считали присущей им главной чертой, отличавшей их от «варваров», как они именовали  всех неэллинов. Любопытна в этой связи оценка, которую во времена азиатских походов Александра Македонского дал один из индийских мудрецов, Дандам, своим греческим коллегам. По словам Плутарха, «выслушав о Сократе, Пифагоре и Диогене, он сказал, что люди эти были, по его мнению, щедро одарены, но прожили свою жизнь слишком подчиняясь законам».

 

Оставаясь в традиционном горизонте полисного патриотизма, Сократ критически относился к различным  современным ему космополитическим  веяниям и настаивал на обязанностях гражданина по отношению к государству. Речь при этом шла о законных обязанностях свободных и равных граждан в  условиях разумно и справедливо  упорядоченного полиса. Лишь на этом пути достижима, по мысли Сократа, свобода  — «прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства». Поступать свободно, поясняет Сократ, значит поступать разумно, наилучшим образом. Этому препятствует невоздержанность, ведущая к тому, что человеком управляют телесные удовольствия. Невоздержанность, отчуждая людей от добродетели, влечет к низкому рабству и несвободе, парализует заботу человека о его обязанностях и весь законный порядок полисной жизни.

 

Сократ, сам непосредственно  не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался  всеми полисными делами и стремился  к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели  было главной целью сократовских бесед, всех его философско-просветительских усилий.

 

Заключение

 

Обращаясь к политическим взглядам Сократа, мы можем со всей определенностью подчеркнуть не только их полное внутреннее соответствие общему этико-рационалистическому учению афинского философа, но также — и именно в силу этого — их принципиальную несовместимость с традиционными полисно-демократическими представлениями. Заниматься политикой и управлять государством могут и должны люди соответственно образованные, т. е., на практике, приобщившиеся к высшей философской мудрости представители состоятельного и знатного меньшинства, — этот сократовский принцип таил в себе, как в зародыше, всю позднее развитую Платоном концепцию аристократического государства во главе с кастою правителей-философов. Более того, идеальной фигурой государственного руководителя оказывается правитель, по преимуществу воплощающий в себе политическую мудрость, — правитель, красноречивое сопоставление которого с мудрым пастырем подсказывало образ и идею монархии. В этом плане показательны последующие монархические устремления философов и публицистов, вышедших из школы Сократа или близких к ней, — того  же Платона, Антисфена, еще более Ксенофонта и Исократа, а позднее также и Аристотеля.

 

Совершенно очевидно, насколько  вся эта гамма сократовских идей и настроений стояла в оппозиции к официальному общественному мнению в Афинах. В приверженцах традиционных полисно-демократических порядков пропагандируемые им взгляды должны были возбуждать столько же неприязни, сколько вызывали они одобрения у всех критиков и оппозиционеров. Уже общая этико-рационалистическая концепция Сократа, заключавшая в себе могучую потенцию к критике, должна была, при всем своем акценте на положительные нравственные идеалы, вести философа к разрыву с действительностью. Что же говорить об исповедуемых и проповедуемых им политических истинах? Исполненные ярко выраженной аристократической антитезы, они должны были ускорить и сделать неизбежным этот разрыв. При этом резкость конфликта несомненно была усугублена весьма важным, с точки зрения того времени, моментом — отходом философа от традиционных полисных представлений также и в сфере религиозной.

 

 

 

 

 

 

Библиографическая литература:

1.Акмалова  А.А., Камицын В.М. История политических и правовых учений// Учебник. М; 2002

2.Асмус  В.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. ЖЗЛ.-М.1995

3.Дробышевский  С.А. История политических и  правовых учений: основные классические  идеи. М; Юристъ,-2003


Информация о работе Политические и правовые взгляды Сократа