Политический портрет Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:40, реферат

Краткое описание

В своем реферате я попытался проследить линию жизни одной из важных исторических личностей, императора Александра II.
Как мне кажется, этот человек оставил большой след в истории России. У него, как и у любого другого правителя, были свои минусы и плюсы в ведении политики.
Но, например внутренние реформы Александра II по своему масштабу сравнимы разве что с реформами Петра I.
Особое внимание в данной работе уделено политической карьере Александра II.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Александр II до коронации и в первые годы царствования………
«Великие реформы».
Необходимость реформ………………………………………………….
Крестьянская реформа 1861 года…………………………………………….
Земская реформа………………………………………………………………….
Городская реформа……………………………………………………………..
Судебная реформа………………………………………………………………..
Военная реформа………………………………………………………………….
Реформы в области просвещения…………………………………………….
Реформы в области печати……………………………………………………
Польское восстание………………………………………………………
Русско-турецкая война……………………………………………………
Убийство императора……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Корнеев А.Н..doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли  ответственность  за  народное  образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало  больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые  налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном  развитии  земская  деятельность должна  была  охватить  все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только  сделали его всесословным, но и расширили круг  его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному  образу  правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление  удержать  деятельность земств на  местном уровне, и не  позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов  земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

3.4Городская реформа.

16 июня 1870 года  было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах  вводилось выборное самоуправление -  городские думы, избираемые  на  четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала  свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из  городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

 Право избирать  и  быть избранным в городскую  думу имели право только жители, обладающие  имущественным  цензом  (преимущественно владельцы домов,  торгово-промышленных   заведений,  банков). В первое избирательное  собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была  устранена от  участия в городском самоуправлении. 

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто  хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

3.5Судебная реформа.

Старый дореформенный  суд в России справедливо почитался  не правосудием, а “кривосудием”. В  закрытых заседаниях, без участия  сторон или их представителей, на основании  бумажных полицейских «дознаний», без всякого общественного контроля, выносили николаевские суды свои приговоры, которые за частую обуславливались не требованиями закона, а пристрастием, произволом или взятками.

Новые судебные уставы, опубликованные 20-го ноября 1864 г., совершенно преобразили это «темное царство». Они провозгласили своей целью гарантировать «суд скорый, правый и милостивый, равный для всех», и действительно стремились осуществить эту цель. Одновременно с «учреждением судебных установлений» были опубликованы новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства, а также «устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

Новый суд был прежде всего открытый и гласный, с активным участием сторон; как по гражданским, так и по уголовным делам был  введен так называемый состязательный процесс: по гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, по уголовным выступал, с одной стороны, государственный обвинитель- прокурор или «товарищ прокурора» с другой – защитник подсудимого, адвокат- из состава вновь образованного автономного «сословия присяжных поверенных» (в которое входили лишь лица с юридическим образованием); если подсудимый был не в состоянии оплатить адвоката, суд ему назначал бесплатного защитника. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию «из местных обывателей всех сословий», записанных в соответственные списки.

Судебная власть по новым  уставам принадлежала следующим  учреждениям: менее важные дела разбирались «мировыми судьями», которые избирались уездными земскими собраниями; их первый обязанностью было склонять спорящие стороны к применению и пытаться закончить дело полюбовным соглашением; следующей инстанцией для мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председатели. Для более важных дел учреждены окружные суды, разделявшиеся на гражданские и уголовные отделения. Они состояли из коронных судей. Для производства предварительных следствий по уголовным делам была учреждена должность судебных следователей. Высшей судебной инстанцией для всей империи был Правительствующий Сенат; однако он действовал лишь в качестве «верховного кассационного суда», т.е. он мог отменять приговоры низших судебных инстанций, лишь в тех случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных законом правил судопроизводства.

Сенаторы назначались  «по непосредственному усмотрению Императорского Величества», а члены  окружных судов и судебных палат  назначались из кандидатов, представленных этими учреждениями. Все назначаемые правительством члены судебных мест пользовались независимостью, они «не могут быть увольняемы без прошения»,  как гласил закон.

Руководителям судебной реформы удалось подобрать хороший  персонал для замещения судебных должностей, а участие в суде красноречивых и популярных адвокатов за частую привлекало в судебные заседания массу посторонней публики. Новые суды скоро приобрели большую популярность в либеральных общественных кругах и, наоборот, вызвали большое недовольство консерваторов и реакционеров, которые усматривали в многочисленных оправдательных приговорах выносимых присяжными заседателями, «потрясение основ» общежития и даже политическую опасность. Правительство также было смущено либерализмом новых судов, и уже при Александре II дела о «государственных преступлениях» были изъяты из ведения суда присяжных и передавались для суждения в «особые присутствия» Сената или судебных палат, а в исключительных случаях- в военные суды.

3.6 Военная реформа

Генное управление подверглось также преобразованиям.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством  реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

 В январе 1874 года была провозглашена всесословная  воинская повинность. В Высочайшем  манифесте по этому поводу  говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому  закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и  по  жребию  берет  из  призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный  кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в  сухопутных  войсках 15  лет: 6  лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию  -  до  полутора  лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени  со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем  эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные  войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о  защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста  лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение  было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у  противника, по возвращении домой  получали от государства жалование  за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

  3.7Реформы в области просвещения.

Га родное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).  

19 ноября 1864 г.  появился новый устав о гимназиях,  который провозглашал равенство  при поступлении всем сословиям.  Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних  закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

3.8Реформы в области печати.

Глубокое и  благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство  поставило на очередь вопрос о  пересмотре цензурного устава. После  разрешения в 1858 году обсуждать в  печати проблемы общественной жизни  и деятельность правительства резко  возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).

Уже в 1862 г. главное  управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

<Временные  правила о печати» действовали  практически без изменений в  течение 40 лет.>

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4. Польское восстание.

В 1863г.  главное внимание правительства  и общества было поглощено польским восстанием. Суровый николаевский режим  в Польше был значительно смягчен  Александром II. В 1861г. государь решил предоставить Польше некоторую автономию; был учрежден государственный совет для царства Польского, состоящий из поляков; для местного управления были устроены по губерниям светы из выборных от населения; во главе всей польской администрации был поставлен польский патриот маркиз Велепольский, а наместником царства Польского был назначен брат царя вел. князь Константин Николаевич, сторонник либеральных преобразований в Польше. Однако польские патриоты не пошли  за Велепольским в его политике сотрудничества с русским правительством. Они требовали восстановления государственной независимости Польши в прежних границах. Требования эти выставлялись сначала в политических демонстрациях, а в 1863 г. в Польше и в Литве  вспыхнуло открытое восстание.

   В самый разгар восстания  правительства Англии, Франции и Австрии обратились к русскому правительству с предложением созыва международной конференции для урегулирования польского вопроса. Это предложение, в котором русское правительство и общество усмотрели недопустимое вмешательство во внутренние дела России, вызвало взрыв патриотизма и национализма в русском обществе; правительство было засыпано адресами, выражавшими готовность защищать интересы и достоинство России, и ответило твердым отказом на предложение западных держав. Наиболее ярким выразителем национально- патриотических чувств в это время явился московский публицист М.Н. Катков. С другой стороны, Герцен стал на сторону польского восстания и в своем «Колоколе» призывал русских офицеров соединиться с поляками и   вместе с ними бороться под лозунгом «за нашу и вашу свободу». Позиция, занятая «Колоколом» Герцена в польском вопросе, значительно подорвала его престиж и влияние в России.

Информация о работе Политический портрет Александра II