Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:19, практическая работа
Александр II получил разностороннее образование, владел пятью иностранными языками. Воспитателям его был К.К.Мердер, главным наставником – известный поэт В.А. Жуковский. Образование Александра завершилось поездкой в 1837 году вместе с В.А. Жуковским по 29 губерниям Европейской России, Западной Сибири и Закавказья, а в 1838-1839 годах по странам Западной Европы. С конца 30-х годов Николай I привлекает Александра к участию в государственных делах – в качестве члена Государственного совета, Сената и Синода, председателя двух секретных комитетов по крестьянскому делу (1846 и 1848 гг. ).
Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступления, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.
Военная реформа. Александру II досталась от отца, проигравшая войну, страна-развалина с крепостной экономикой, огромная недееспособная армия, возмущенное проигранной войной общество. Именно все это дало импульс реформе Александра II – военной реформе. У любой реформы есть только одна задача - объект реформы должен обрести новое качество. Это значит, что военная реформа преследует цель – обретение военной организацией государства нового высшего качества. Именно эти задачи и была призвана решить военная реформа Милютина.
Военная реформа Милютина, была практически первой, после военной реформы Петра I, и вполне успешной военной реформой имевшей свое воплощение в личности военного министра, который ее задумал, организовал, и исполнил, правда, как всегда в нашей истории – не полностью и не до конца. Сам Милютин имел безусловный профессиональный, интеллектуальный и моральный авторитет в Армии и обществе. Крайне важным обстоятельством успеха реформы, являлось полное и безусловное доверие к нему царя Александра II , который дал ему полный личный карт-бланш на проведение военной реформы в России, и в течение двадцати лет (до своей гибели) поддерживавший Милютина во всем. Интересным является факт, что когда Милютин был представлен Императору, они беседовали о реформе несколько часов, и это был разговор двух высоких военных профессионалов и безусловных патриотов России. После чего Милютин был назначен военным министром, и уже через два месяца представил Александру II разработанный полный проект военной реформы. Успех военной реформы Милютина был обусловлен тем, что ее проводил реформатор, облеченный доверием Верховной власти, Армии и общества и лично ответственный за ее проведение перед Монархом, Армией и обществом. Военная реформа осуществлялась гласно, то есть все шаги Военного министра публиковались, обсуждались и корректировались.
Основные итоги реформы
· Введение военно-окружной системы военного управления (создано 15 военных округов).
· Реорганизация Военного министерства и Генерального штаба, ставшего органом военного управления подчиненным Военному министру.
· Разработано Положение о полевом управлении войск в военное время.
· Осуществлена военно-судебная реформа и уничтожена система телесных наказаний солдат.
· Началось перевооружение Армии и флота на новые современные образцы техники и вооружения.
· Сокращена численность Армии с 2.3 млн. чел до 700 тыс. человек, но еще 500 тыс. человек подготовленных резервистов могли быть в любой момент призваны из запаса.
· Была начата работа по разработке мобилизационного плана.
· Введены серьезные изменения в систему боевой подготовки войск (физическая подготовка солдат, саперное дело, обучение грамотности, библиотеки и солдатские чайные в частях). Расселение личного состава в гарнизонах в специально построенных казармах, созданы учебные подразделения для подготовки унтер-офицеров в частях, введен принцип «учить солдата тому, что необходимо на войне», введена новая форма одежды.
· Введена всеобщая всесословная воинская повинность и сокращение срок службы. Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание в ополчение до 38 лет.
· Осуществлена реформа военного образования. Основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища. Приток в войска офицеров из числа не имеющих образования недорослей из дворян был остановлен.
Милютину удалось создать новое качество Армии России и она до сих пор живет по этой старой и не во всем удачной схеме. Тем не менее, Россия значительно приблизила организацию и облик своей Армии к лучшим западноевропейским образцам.
Реформа просвещения и печати. Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В.Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 года появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание
и на женское образование. Уже
в 60-х годах вместо прежних закрытых
женских заведений стали
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельности правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год -230) и наименований книг (1860 год-2058). Уже в 1862 году главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 года были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. “Временные правила о печати” действовали практически без изменений в течение 40 лет.
3 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Царствование Александра II, столь богатое в отношении внутренних реформ, ознаменовалось также в отношении внешней политики целым рядом военных действий, в конце концов, снова поднявших временно умалившееся значение России после Крымской войны и снова доставивших ей подобающее положение. Собственно говоря, несмотря на то, что дело внутреннего обновления поглощало почти все внимание правительства, особенно в первую половину царствования Александра II, война с внешними врагами шла почти беспрерывно на окраинах государства.
Прежде всего, при вступлении своем на престол Александр II должен был окончить другую войну, доставшуюся ему от отца наряду с Крымской. Это была война с Кавказскими горцами. Борьба эта, издавна продолжавшаяся, стоившая России массу сил и средств, не давала еще никаких решительных результатов. По окончании Крымской войны государь назначил главнокомандующим на Кавказе князя Барятинского. Уже в апреле 1859 г. под его командованием был взят Ведень, что повлекло за собой подчинение почти всего Дагестана. Шамиль, предводитель горцев, со своими приверженцами удалился на непреступные высоты Гуниба, но был обложен со всех сторон русскими войсками и 25 августа после решительного их приступа, принужден был сдаться. Дело покорения и оттеснения горцев к морю продвигалось вперед, хотя и медленно, благодаря энергии и знакомству с местными условиями генерала Евдокимова. В начале 1863 г. назначен был наместником Кавказа князь Михаил Николаевич, и дело пошло скорее, так что 21 мая 1864 г. он мог телеграфировать государю о полном покорении Западного Кавказа.
В том же году произошло еще два крупных события – умиротворение Польши и завоевание Туркестана. На восточной окраине Азии Россия в царствование Александра II тоже сделала довольно важные приобретения, к тому же еще мирным путем. По Айхунскому договору, заключенному с Китаем в 1857 г., к России отошел весь левый берег Амура, а Пекинский договор 1860 г. предоставил нам часть правого берега между р. Уссури, Корее и морем. С тех пор началось быстрое заселение Амурской области, стали возникать одно за другим различные поселения и даже города. В 1875 г. Япония уступила не принадлежащую еще России часть Сахалина взамен Курильских островов. Точно так же, чтобы не разбрасывать своих сил и округлить азиатскую границу, правительство решило отказаться от владений России в Северной Америке, и за денежное вознаграждение уступило их Северу - Американским Штатам. Но самым крупным военным предприятием царствования Александра II является Восточная война 1877-1878 гг. Судьба славянских племен на балканском полуострове всегда привлекала внимание и сочувствие русского народа и правительства. Здесь турецкий гнет, и произвол царил во всей своей необузданности, вызывая частые отчаянные восстания жителей, доводимых до крайности. В 1874 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине. Турки терпели поражение за поражением. Чтобы успокоить восставших, представители России, Германии и Австро-Венгрии составили в Берлине программу реформ для Турции. Но турки, опираясь на явное сочувствие к ним Англии, отвергли эту программу, и затем, не будучи в состоянии одолеть повстанцев в Боснии и Герцеговине, обрушились на беззащитную Болгарию. С1864 г. Порта стала поселять в Болгарии черкесов, выселявшихся с Кавказа для того, чтобы избегнуть русского господства. Привыкшие еще на родине жить грабежом и разбоем, стали угнетать болгарских крестьян, заставляя их работать на себя, как крепостных. Старинная ненависть между христианами и мусульманами вспыхнула с новой силой. Крестьяне взялись за оружие. И вот, чтобы отомстить за восстание, Турция напустила на Болгарию тысячи черкесов и других регулярных войск.
В одном Батаке из 7000 жителей было избито 5000 человек. Расследование, предпринятое французским посланником, показало, что в течение трех месяцев погибло 20000 христиан. Вся Европа была охвачена негодованием. Но сильнее всего это чувство сказалось в России и во всех славянских землях. Русские добровольцы из всех классов общества стекались на помощь восставшим; сочувствие общества высказывали всяческими добровольными пожертвованиями. Сербия не имела успеха вследствие численного превосходства турок. Общественное внимание России громко требовало войны. Император Александр II по свойственному ему миролюбию желал избегнуть ее и достигнуть соглашения путем дипломатических переговоров. Но ни Константинопольская конференция (11 ноября 1876 г.), ни Лондонский протокол не привел ни к каким результатам. Турция отказывалась исполнить даже самые мягкие требования, рассчитывая на поддержку Англии. Война стала неизбежной. 12 апреля 1877 года русским войскам, стоявшим близ Кишинева, дан был приказ вступить в пределы Турции. Началась восточная война 1877-1878 гг., покрывшая такой громкой, неувядаемой славой доблести русского солдата. Сан - Стефанский мирный договор 1878 г., помимо своей прямой цели – освобождение балканских славян, принес России блестящие результаты. Вмешательство Европы, ревниво следившей за успехами России, Берлинским трактатом значительно сузило размеры захваченной территории, но все же они остаются еще очень значительными. Россия приобрела придунайскую часть Бессарабии, обращенным в порто-франко.
4 ПОКУШЕНИЕ И УБИЙСТВО
Отсутствием быстрых видимых результатов реформ 60-годов была разочарованна большая часть русского общества. Особенно активно свое недовольство высказывала молодежь – образованные люди, студенты, вдохновленные идеями Герцена, Огарева, Чернышевского. Это недовольство привело к организации многочисленных кружков, обществ, ассоциаций, которые провозглашали своей целью подготовку перемен в жизни всех слоев российского населения, в первую очередь крестьянства. Это массовое общественное движение стало называться народничеством. Народники издавали специальную литературу с разъяснением своих идей для распространения среди крестьянства и рабочих, затем начался этап «хождения в народ», когда тысячи юношей и девушек двинулись в деревню, уверенные в том, что крестьяне настолько готовы к революционному выступлению, что достаточно просто провести среди них нужную разъяснительную работу. Попытки поднять народ на борьбу закончились крахом, причем, часто именно крестьянские общины выдавали агитаторов. Прошли массовые аресты, затем громкие судебные процессы, десятки молодых людей, считавших себя революционерами, были приговорены к различным срокам заключения. Постепенно в представлении народников именно царь становился виновником и всех проблем в стране, и мучений и гибели многих их товарищей.
После разгрома «Хождения в народ» в Петербурге сформировалась новая организация, получившая название «Земля и воля». Организация не была однородной: ее члены имели порой совершенно разные представления о методах дальнейшей борьбы. Наиболее активными оказались те, кто считал, что единственное средство пробудить народ от векового сна – это террор. Эта часть организации стала называться «Народной волей», своей целью народовольцы провозгласили подготовку широкого народного восстания с целью захвата власти, им казалось, что цепь террористических актов приведет правительство в панику, лишит единства действия и в то же время создаст удобный момент для выступления народных масс.
Главной
целью террористов стал