Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений — всем

Содержание

Политика Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
От восстановления к стабильности (1945—1950-е гг.).
Перемены 60-х гг.
Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в.
Экономика стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
Создании Объединенной Европы.
Процесс глобализации.
История создания Евросоюза.
Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное общеобразовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

Удмуртской Республики

«Удмуртский республиканский

Социально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по учебной дисциплине

 «История».

Тема: «Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков»

 

 

 

 

 

 

 

Специальности:050144

«Дошкольное образование»

Курс 1, группа 33

Работу выполнила:

Дегтярева Анастасия   Геннадьевна

Руководитель: Балакин Д. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

 

План работы:

  1. Политика Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
    •     От восстановления к стабильности (1945—1950-е гг.).
    •     Перемены 60-х гг.
    •     Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в.
  1. Экономика стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
    •     Создании Объединенной Европы.
      •     Процесс глобализации.
      •    История создания Евросоюза.
  1. Выводы.
  1. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политика Западной Европы на рубеже

XX – XXI веков.

   Рассматриваемый период был для стран Западной Европы мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений — всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

    От восстановления  к стабильности (1945—1950-е гг.). После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил — социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске   промышленной   продукции достигла 20—25%. В Великобритании, где у власти в 1945— 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее, национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

 Конституции, принятые  в западноевропейских странах  во второй половине 40-х гг. —  в 1946 г. во Франции (конституция  Четвертой республики), в 1947 г.  в Италии (вступила в силу с  1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной  Германии, стали наиболее демократическими  конституциями за всю историю  этих стран. Так, во французской  конституции 1946 г. в дополнение  к демократическим правам провозглашались  права на труд, отдых, социальное  обеспечение, образование, права  трудящихся на участие в управлении  предприятиями, профсоюзную и  политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

 В соответствии с  положениями конституций во многих  странах создавались системы  социального страхования, включавшие  пенсионное обеспечение, пособия  по болезни и безработице, помощь  многодетным семьям. Устанавливалась  40—42-часовая неделя, вводились оплачиваемые  отпуска. Это делалось в значительной  степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей  недели до 40 часов и введения  двухнедельных оплачиваемых отпусков.

 Особый период в  истории западноевропейских стран  составили 50-е годы. Это было  время быстрого экономического  развития (прирост продукции промышленного  производства достиг 5—6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего  пост канцлера в 1949—1963 гг., связывали  с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

 Перемены 60-х  гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

 Так, во Франции  к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре Ш. де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность Ш. де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все-таки в 1962 г. Алжир получил независимость.

 В 60-е гг. в европейских  странах участились выступления  разных слоев населения под  разными лозунгами. Во Франции  в 1961—1962 гг. организовывались демонстрации  и забастовки с требованиями  покончить с мятежом ультраколониалистских  сил, выступавших против предоставления  Алжиру независимости. В Италии  прошли массовые выступления  против активизации неофашистов.  Рабочие выдвигали как экономические,  так и политические требования. В борьбу за повышение заработной  платы включались «белые воротнички»  — высококвалифицированные работники,  служащие.

 Высшей точкой социальных  выступлений в этот период  стали события мая — июня 1968 г. во Франции. Начавшись как  выступление парижских студентов,  требовавших демократизации системы  высшего образования, они вскоре  переросли в массовые демонстрации  и всеобщую забастовку (число  бастующих по стране превысило  10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10—19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент Ш. де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался  обострением обстановки в Северной  Ирландии, где активизировалось  движение за гражданские права.  Стычки представителей католического  населения с полицией переросли  в вооруженный конфликт, в который  включились как протестантские, так и католические экстремистские  группировки. Правительство ввело  в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на  три десятилетия.

 Волна социальных выступлений  привела к политическим переменам  в большинстве западноевропейских  стран. Во многих из них в  60-е гг. к власти пришли социал-демократические  и социалистические партии. В  ФРГ в конце 1966 г. представители  Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство  с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже  сами формировали правительство  в блоке со Свободной демократической  партией (СвДП).

В Австрии в 1970—1971 гг. впервые  в истории страны к власти пришла Социалистическая партия.

 В Италии основу  послевоенных правительств составляла  Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то  с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали  левые — социал-демократы и  социалисты. Лидер социал-демократов  Д. Сарагат был избран президентом страны.

 При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70—80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» — научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности — частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

 В Швеции, где социал-демократы  находились у власти в течение  нескольких десятилетий, была  сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

 Социал-демократические  и социалистические правительства  выделяли значительные средства  на образование, здравоохранение,  социальное обеспечение. Чтобы  сократить уровень безработицы,  принимались специальные программы  подготовки и переподготовки  рабочей силы. Продвижение в решении  социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики — чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Информация о работе Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков