Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. В контексте изучения мусульманской культуры Арабского Востока конца XХ - начала XХI века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика восточной женщины. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……...……3
РАЗДЕЛ 1.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………..…………..…8
РАЗДЕЛ 2.
О РАВЕНСТВЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД АЛЛАХОМ……..…...12
РАЗДЕЛ 3.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ. ПОНЯТИЕ О ХИДЖАБЕ. ПОНЯТИЕ О НИКАБЕ………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...…………28

Вложенные файлы: 1 файл

положение женщин на арабском востоке.docx

— 63.59 Кб (Скачать файл)

Именно от женщин на Востоке зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. И при этом, женщина может выражать себя в любой деятельности, которой захочет, только главное - чтобы было согласие мужа.

Т.е. занятие женщины общественными  делами зависит от ее желания, никто  не может ее заставить сидеть дома без ее согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.

О равенстве мужчины и  женщины перед Аллахом.

Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами  женщины, унижающими ее достоинство  и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена  мужчине, который господствует абсолютно  во всем и превосходит ее.11

Прежде чем разъяснить положение женщины в Исламе, следует  сделать краткий обзор истории  женского вопроса в Европе.

До 19 века женщина в Европе считалась существом, с которым  никто не считалcя.12 “Ученые” и “философы” затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским или несколько выше?!

Даже в те короткие периоды, когда женщина занимала относительно высокое социальное положение, будь то в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением  женщин как части населения в  целом, а касалось лишь ограниченного  числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой  любое общество и являвшихся непременным  атрибутом роскошной жизни богатых  людей.13 Однако при этом женщина абсолютно не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейство, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина трудилась по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, “окупала” расходы на свое содержание.

Промышленная революция  резко изменила всю ситуацию как в деревне, так и в городе. Были подорваны основы семьи, нарушились внутрисемейные связи, так как женщины и дети вынуждены были пойти работать на промышленные предприятия. Рабочий день был слишком велик, а заработная плата у женщины была меньше, чем у мужчины, который делал то же самое и на том же предприятии. Такая ситуация сохранилась и до наших дней. По данным исследования Мичиганского Университета, из всего количества занятых 75% составляют мужчины и 25% - женщины, причем средняя зарплата у первых около 25000 дол. в год, а женщины получают лишь 10000 дол.14

Для привлечения внимания к себе женщины использовали такие  средства, как забастовки и манифестации, митинги и пресса. Затем женщины  почувствовали необходимость участия  в политике, чтобы покончить с  источником угнетения. Они потребовали, во-первых, права участия в выборах, а затем права представительства  в парламенте.

История борьбы женщин за свои права состоит из ряда последовательных этапов. В наши дни такое движение приобрело законченные формы и стало носить название феминизм.15 Однако оно не сделало женщину более счастливой или защищенной, вознеся на уровень механического равенства с мужчиной во всем. Наоборот, это дало толчок к так называемой сексуальной революции 70-х годов, разврату и разложению нравственности в обществе. Начиная с рекламных щитов и заканчивая детскими мультфильмами, женщина преподносится как объект мужского внимания, имеющий высокую цену и уважение лишь при наличии красивой внешности.

 

Вернемся к положению  женщины в Исламе.

Унизительный взгляд на женщину  в 'исламе обосновывался Кораном  — книгой, считающейся священной. «Мужчины, — говорится в нем, —  выше их (женщин) степенью своего достоинства» (2, 228) 2.

Согласно Корану и шариату, женщина не равна мужчине как в имущественном, так и в правовом отношении. Так, при разделе наследства по Корану «мужчине доля, равная доле двух женщин» (4, 175).Ислам устанавливает строгие правила отделения женщин в быту, в общественных местах от посторонних мужчин. Это конкретное воплощение концепции «харама» — запретности, хранимости, заповедности женщины от общения с мужчинами, не состоящими с ней в близкородственных отношениях, и привело в мусульманских странах к так называемому женскому затворничеству. Шариат детально разработал, а исламская юстиция настойчиво осуществляла предписания изоляции прекрасного пола от «чужих» мужчин16.

В наше время женщина в Исламе занимает важное место. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения.17 С этой целью имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как было сказано ранее, как мужчина, так и женщина обладают полным равенством, что дает им все соответствующие права — это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются.18 Соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются на всех без исключения. Ислам установил определенные различия в некоторых правах и обязанностях между мужчиной и женщиной вследствие особенностей организма мужчины и женщины, а также возложенной на них роли в обществе. В следующих главах пойдет речь об этих различиях, которые формируют исламское мировоззрение мусульманки, ее богатый внутренний мир и убеждения.

Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал ему: “Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними осторожнее”.19

Бесспорной и непреложной  аксиомой в Исламе является то, что  согласно исламскому праву женщина  является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как  и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна  с мужчиной перед Аллахом по своим  правам и обязанностям.

Каждый человек, будь то мужчина  или женщина, несет ответственность  за совершенные поступки.

При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет  зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов.

Предписания ислама требуют  также, чтобы дом мусульманина был  разделен на две части — мужскую  и женскую. На женской половине (у  арабов и турок она называется харам или харемлик; у иранцев — эндерун, у узбеков — ичкари) обитают все женщины семьи с детьми, так сказать, «домочадцы женского пола с чадами своими». Сюда заказан вход посторонним мужчинам. Как уже отмечалось выше, слово «харам» и значит «запретный». От него происходит и наше «гарем». «Эндерун», «ичкари» означают «внутренний (покой)». Мужская же половина жилища (арабо-турецкое «селямлык», иранское «бирун», узбекское «дышгари») открыта для «чужих» мужчин. Это своего рода гостиная, где при гостях женщины хозяйского дома появляются лишь для того, чтобы обслужить гостя — подать еду или питье20.

В исполнении религиозных  обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в  пользу бедных и паломничество, обязанности  женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях  женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение шестидесяти  дней после деторождения, если у  нее есть выделения. Она имеет  право отсрочить пост на период беременности и кормления ребенка грудью и  ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в  месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она  не обязана компенсировать пропущенные  по любым указанным выше причинам молитвы. Хотя женщины могут ходить и ходили в мечеть в дни Пророка (да благословит его Аллах и  приветствует), тем не менее, посещение мечети во время пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности.

Среди мусульман бытует мнение, что мужчина может чувствовать  к женщине только половое влечение. В уме мусульманина, воспитанного в духе этой традиции, просто не укладывается мысль о том, что между мужчиной и женщиной могут существовать какие-либо иные взаимоотношения, кроме половых, отношения, например, коллег по работе или учебе. Нравственное поведение как мужчины, так и женщины регламентируется строгим кодексом приличий. Мужчина, не соблюдающий этих норм, пытающийся вне рамок этого кодекса установить какие бы то ни было связи с женщиной, преследует, по мнению блюстителей исламской морали, лишь низменные цели. А женщина становится объектом сплетен и пересудов, если увидят, как она перекинулась хотя бы двумя-тремя словами даже со случайным прохожим21. Сватовство происходит только через родственников. При этом инициаторами выступают родители будущего жениха. Знакомства на улице, в парке, кино и т. п. в наше время не осуждаются. 

Сексуальная мораль в исламе предельно строга и по сей день. Добрачные связи — пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью «грешницы», но и на всю  деревню, на весь квартал в городе.

В мусульманских странах  существует особая полиция — полиция  нравов, стоящая на страже половой  морали. Поэтому на улицах не увидишь  целующуюся или обнявшуюся парочку  — полиция нравов пресекает эти  прегрешения. Шофер такси обычно не выключает свет в машине, если вечером к нему садится парочка. Ведь он не знает, кто его пассажиры  — законные супруги, брат с сестрой  или просто влюбленные. И лучше  — блюсти нравственность22.

Даже любовь между супругами, если она есть, всегда тщательно  скрывается от стороннего взгляда. Считается  неприличным проявлять публично нежные чувства к своей жене.

Выводы ко второму разделу.

На Арабском Востоке женщина  ценится, и ущемление ее прав может  быть наказано. Т.К. мужчина и женщина обладают полным равенством, что дает им все соответствующие права — это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются на всех без исключения. Современная женщина так же, как и мужчина может ходить в мечети для совершения молитвы. И при этом, современная женщина имеет привилегии, если она беременна или кормящая мама ей не обязательно держать пост. Т.е. жизнь восточной хозяйки облегчается. И ее муж не может обязать делать то, чего женщина не хочет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3.

Основные требования к  одежде. Понятие о хиджабе. Понятие о никабе.

Требование скромности и  умеренности во взаимоотношениях между  мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется  как в поведении, так и в  одежде.

Вопреки распространенному  мнению, в немусульманских странах  именно мусульмане считаются с мнением  женщины и не воспринимают как  унижение ее правоту, при условии, что  она одета в хиджаб. Если женщина хочет, чтобы с ней считались, она не должна делать того, что может вызвать страсть чужого мужчины. А значит, женщина Востока обязана одеваться в особый наряд, сразу отличающий мусульманку - хиджаб, закрывающий тело от посторонних взглядов.23 Женщина в хиджабе не может стать объектом мужской страсти, когда весь ее внешний вид говорит о скромности, целомудрии, достоинстве, а лицо приобретает внутренний свет - нур.24 Внешним хиджабом называется одежда мусульманки, покрывающая все ее тело, за исключением лица и кистей рук.

Недопустимо для женщины-мусульманки  выставлять напоказ женскую красоту  перед мужчинами, кроме тех, за которых  она не имеет права по родственным  связям выйти замуж.

Что касается того, “чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно” (илла ма Захара минха), то здесь подразумеваются лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая по случайности оголилась, и контуры тела, которые не скрываются даже свободной, не облегающей одеждой. (Данный комментарий включает в себя мнения столь авторитетных ученых, как Ибн Аббас, Ибн Мас’уд и др.).25

В последнем Священном  Писании - Коране, а также в высказываниях  последнего Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) четко определены требования к женской одежде, ограниченные следующими пунктами:

1. Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты. Это основано на комментариях ученых к аяту “и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно”, и хадисах, в числе которых следующий. Жена пророка Мухаммада Аиша передает: “Однажды ко мне зашла моя племянница. Когда Пророк увидел ее, он отвернулся. Я сказала: “Это моя племянница!” Пророк ответил: “Если девушка становится совершеннолетней, с появлением месячных, то недопустимо для нее выставлять напоказ что-либо, кроме лица и вот этого (Пророк охватил кистью предплечье второй руки так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)”.

2. Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей. 
Пророк Мухаммад сообщил нам о том, что “одетые и в то же время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже благоухания его”. (Хадис передан Абу Хурайрой и приведен в сборнике имама Муслима). Однажды женщины из племени Бану Тамим зашли к жене Пророка Аише. На них была тонкая прозрачная одежда. Аиша сказала им: “Если вы истинно верующие мусульманки, то на вас не та одежда!” А однажды к ней пришла невеста, на которую была накинута тонкая прозрачная вуаль. Аиша, увидев это, сказала: “Кто одевается так, тот не уверовал в истинность суры “ан-Нур”. Последние два случая приводятся в тафсире аль-Куртуби. Что сегодня сказала бы Аиша, увидев то, во что одеваются женщины нашего времени?...

Информация о работе Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв