Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:02, реферат
Тема восстания Жакерия в исторической литературе представлена очень широко.на сегодняшний день можно выделить три несколько направления, по которым ведутся исследования. Прежде всего, изучается вопрос о положении сервов, их освобождения от серважа, образование новых форм держаний, увеличение феодальных повинностей. Отдельно исследуется вопрос о самом крестьянском восстании. Рассматриваются причины, ход, последствия народного бунта.
Ведение
Тема восстания Жакерия в исторической литературе представлена очень широко. на сегодняшний день можно выделить три несколько направления, по которым ведутся исследования. Прежде всего, изучается вопрос о положении сервов, их освобождения от серважа, образование новых форм держаний, увеличение феодальных повинностей. Отдельно исследуется вопрос о самом крестьянском восстании. Рассматриваются причины, ход, последствия народного бунта.
Наиболее актуальным вопросом на сегодняшний день остается проблема крестьянских восстаний. Народные бунты являются острейшим проявлением классовой и социальной борьбы в период развитого феодализма.
Исходя из актуальности проблемы, можно выделить ряд задач данной работы.
Прежде всего, в данной работе затрагивается вопрос о социальной структуре крестьянства XIII – XIV вв. В связи с этим встает вопрос как изменилось их положение после их освобождения, какие перемены произошли в общинной организации. Кроме того, касаясь этих вопросов, нельзя не остановиться на структуре французских сеньориях и сеньориальных эксплуатациях крестьянства.
Другая задача данной работы является рассмотрения причины возникновения волнений на этапах развития феодализма, формы борьбы, основные типы крестьянских восстаний во Франции в XIII – XIV вв.
Что касается самого восстания Жакерия, то здесь можно обратить внимания на ряд небольших вопросов: причины, события и последствия.
Таким образом, круг исследуемых вопросов достаточно обширен и поэтому не претендует на детальное изучение всех проблем.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ
Главными источниками по политической истории Франции XIII – XIV вв. являются хроники, особенно многочисленные начиная с XIV в.
В связи с постепенным объединением страны вокруг Иль-де-Франса с его столицей – Парижем, вырастает значение королевских хроник, составлявшихся в Сен-Дени. провинциальные местные хроники отодвигаются на задний план; хотя в период Столетней войны наблюдается некоторое их возрождение.
О восстании Жакерии упоминаются в “Больших французских хрониках” за период с 1350 – 1380гг. Они составлялись уже не в Сен-Дени, а непосредственно при королевском дворе и под руководством Карла V. Автором этой части был канцлер и ближайший советник короля Пьеро Д’Ормемон, который пересмотрел и заново отредактировал прежний текстовой французский свод. Характер сделанных им изменений полностью соответствует той политической обстановке, которая сложилась во Франции на первом этапе Столетней войны. Он выступает как враг восставших парижан и крестьян, как ревностный защитники господствующего класса и феодального государства. Его подробный рассказ о восстании Этьена Марселя и краткое сообщение о Жакерии не только тенденциозны и полны чувства классовой ненависти к народу, но и дают в целом искаженное представление об этих восстаниях.
События бурных 50-х годов XIV вв. лучше всего изложены в “Хрониках Жана де Венет” (около 1307 – около 1370). Это замечательное произведение, стоящее особняком не только среди французских, но и европейских хроник XIV в. Автор родился в крестьянской семье в деревне Венет, затем стал монахом и приором королевского монастыря в Париже. В своих произведениях он остался другом крестьянства и записал многие народные легенды и предания.
Его латинская хроника была начата в 1345г. Она охватывает 1340 – 1368гг. и вся пронизана ненавистью к жадному и разбойному дворянству. Очень ценны в этой хроники страницы, посвященные мужественной борьбе французского народа против иноземных захватчиков и особенно Этьена Марселя и Жакерии. Автор почти во всем оправдывает восставших (порицая лишь жестокость) и с гневом обрушивается на господствующий класс. Благодаря его ярко выраженным симпатиям к народу мы имеем многие ценные сведения, рисующие тяжелейшие положения крестьянства накануне Жакерии и жестокую расправу над жаками после подавления восстания.
Очень ценный материал по истории Жакерии содержится в “Нормандской хронике” и в “Хронике первых четырех Валуа”.
Первая из них была составлена около 1372г. неизвестным по имени нормандским рыцарем, участником военных действий в Нормандии; она охватывает период с 1337 – 1372гг. и содержит точные и детальные сведения по истории войны о Жакерии и парижском восстании. Автор писал по слухам, но, поскольку Жакерия разразилась в пограничной с Нормандской области и задела отчасти и саму Нормандию, данные, приводятся в хронике, в целом точные. В “Хронике первых четырех Валуа” описаны события за 1327 – 1393гг. Она составлена, вероятно, в конце XIV в., также в Нормандии рыцарским клириком, приближенным архиепископа, и представляет собой, по сути, историю Нормандии, но автор был хорошо осведомлен о военных действиях, парижском восстании и особенно о Жакерии. Его рассказ об этом крестьянском восстании является наиболее подробным из всех дошедших до нас известий. Автор указывает на связи жаков с Этьеном Марселем и на царскую идеологию крестьян. Он не чернит восставших и не клевещет на них, как другие хроникеры.
Особый интерес представляют документы, относящиеся к Жакерии и восстанию тюшенов в Лангедоке. Главная их часть состоит из грамот помилования, выданных правительством, амнистированным участникам восстаний. В этих грамотах, составлявшихся на основе подданных в королевские суды прошений, роль амнистированных просителей всегда выставлена в благоприятном свете и поэтому к тексту грамот следует подходить сугубо критически. Но вместе с тем они сообщают множество важных подробностей о датах и местах событий, об участниках, отдельных эпизодах, речах, выступлениях.
Только по этим источникам можно проследить территориальное распространения восстаний, их длительность, местные особенности, характер требований крестьян. Намело сведений об этих и других, крестьянских и городских восстаниях содержится в городских регистрах и в администрационной переписке королевских чиновников.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Отечественная историография по истории восстания Жакерии богата трудами общего характера. Однако и в этих трудах вопросы положения французского крестьянства и само восстания освещены достаточно полно.
В дореволюционной России историей восстания систематически не занимались.
Вплотную данной проблемой стали заниматься уже в советское время.
Существует ряд работ, которые непосредственно посвящены восстанию. Это книги В.Ф. Семенова “Жакерия”, А.Д. Грацианского “Французская деревня XIII – XIV вв. и Жакерия”. В этой же книге рассматривается и другой вопрос о крестьянах этой эпохи, об общине, об эволюционном развитии деревни.
Другие работы посвящены аграрным вопросам Северной Франции и о общинных землях во французской деревни.
Но из-за отсутствия достаточной литературы мы используем в данной работе учебную литературу – “История крестьянства в Европе”, “История Франции” и “История Европы с древнейших времен до наших дней” по которым можно проследить изменение в социальной структуре крестьянства, изменения в крестьянских держаниях.
В “Истории Франции” один из разделов посвящен изложению вопроса о классовой борьбе в период развитого феодализма.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
В начале XIV века Франция переживала период экономического подъема во всех областях своего хозяйства. В городах росло количество жителей. Увеличивалось число ремесленников. Так, по налоговым спискам 1328г. в Париже и соседнем с ним городке Сен-Марселе подымным налогом было обложено уже 61098 “очагов”.
Преодолевалась обособленность изолированных прежде районов. Города, расположенные на Сене, Луаре, Марне, Уазе, Сомме, находились уже в постоянном торговом сношении друг с другом. Отдельные области Северной Франции начинали специализироваться на производстве определенных продуктов для продажи. Норм – на производстве сукна, развитие скота, добычу соли и железной руды. Шампань – на производстве сукна, полотна и вина.
В начале XIV века постепенно складывался внутренний рынок Франции. Главными предметами крестьянского производства на рынках и ярмарках были уже не предметы транзитной торговли, а продукты местного производства. Увеличивалось расслоение внутри цехов.
Цеховые мастера отделялись от подмастерьев и учеников и начинали занимать по отношению к ним особое, привилегированное положение.
Подмастерья стали объединяться в особые союзы-братства и вести борьбу с цеховыми мастерами за свои права. Одновременно с расслоением внутри цехов выделялись из их числа более богатые цеха суконщиков, меховщиков и золотых дел мастеров. Эти цеха подчинялись своему влиянию менее богатого цеха.
В стране продолжалась внутренняя колонизация. Шло интенсивное освоение новых земель расчистка лесов под пашню.
Вводились новые сельскохозяйственные культуры – гречиха и рис – развивалось садоводство, связанное с культурой цитрусовых деревьев, а также виноградство в разных частях страны. Повсеместно росло поголовье скота.
До XIII века основным видом крестьянского держания продолжало оставаться сервильное держание. Сервы составляли большую часть французского крестьянства. Однако постепенно число сервов стало уменьшаться, в связи с начавшимся процессом освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Освобождение сервов выражалось в увеличении различных повинностей, которые они были обязаны сеньору в силу своей личной зависимости. Уплатить выкупные платежи сразу же были наиболее имущие крестьяне.
Указом 1315г. король Людовик X предписывал штрафовать тех крестьян, который отказывался платить выкуп за освобождение. Крестьяне пытались освобождаться от личной зависимости бегством от сеньоров в еще не обжитые места. Сами сеньоры стремились привлечь крестьянских переселенцев на неосвоенные земли. Новые поселенцы назывались “гостями” (“госпитами”), а их держателя – “гостизой”.
Положение госпитов было значительно легче, нежели положение сервов. Другим видом свободного держания к началу XIV века явилась “цензива” – небольшой участок земли, которое присоединялось сеньором к крестьянскому держанию на основе особого договора между собственником земли и “цензитарием” (лицам, получившие цензину).
Со второй половины XIII века сервильные держания начали постепенно заменяться цензивами. Сеньоры по-прежнему оставались собственники земли. На крестьянских держаниях продолжали лежать всевозможные повинности.
К концу XIII века королевский домен охватил уже большую часть территорию Францию. Король Филипп IV, правивший в 1285-1314гг., пытался еще более увеличивать свои владения. В результате династического брака Филиппа IV к территории Франции присоединились богатые и обширные земли графства Шампани. Однако попытка Филиппа IV красивого расширить королевский домен за счет Фландрии – не удался.
Крупным событием внутриполитической истории Франции в начале XIV века является созыв общефранцузских Генеральных штатов. Они состояли из представителей трех сословий. Генеральными они назывались потому, что во Франции существовали еще местные собрания сословий – штаты, собиравшиеся отдельно в южных и северных областях страны.
Французское духовенство считалось первым сословием. Сеньоры – ко второму сословию. Горожане получили наименьшее – третье сословие. Крестьянство в Генеральных штатах представлено не было.
Каждое из трех сословий заседало в Генеральных штатах, представляло собой особую палату и решало дела отдельно.
Постепенно главной функцией Генеральных штатов стало – выдача разрешения французскому королю на сбор новых налогов. Созыв Генеральных штатов вошел в практику управления государством. Французское королевство приобрело форму монархии и сословным представительством.
В 30-х г. XIV века, нормальное развитие Франции было прервано Столетней войной с Англией (1337-1453гг.), приведшей к массовому уничтожению производственных сил, убыли населения и сокращению производства и торговли. На французский народ обрушились тяжелые несчастья – длительная оккупация Франции англичанами.
ФРАНЦУЗСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО XIV – XV ВВ.
Социальная структура крестьянстваю
Вплоть до начала XIV в. главенствующим критерием социального статуса крестьянина во французской деревне была его принадлежность к той или иной правовой категории. Крестьянин более высокой юридической категории намного чаще оказывался более зажиточным и уважаемым внутри своей деревни, чем крестьянин низшей юридической категории. Однако это положение изменяется и ведущим социальным признаком оказывается имущественный статус.
К концу XIII в. существовали несколько состояний серважа. Одни из сервов так принадлежали сеньорам, что они могли распоряжаться всем их имуществом, имели право лишать их жизни и т.д. С других сеньоры не могли ничего требовать, кроме выполнения повинностей. В некоторых областях Франции, например в Бовэзии, с сервами обращались более человечно. Им разрешалось уходить и служить другому сеньору, при условии “платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного”. Другие источники повествуют о том, что сервы в районе Бордо “признали, что они и их наследники являются … людьми, подчиненными произвольной талье от госпожи…”.
Развитие товарно-денежных отношений в условиях Франции приводило к ликвидации барской запашки и укреплению системы мелких чиншевых держаний. Связь сельскохозяйственного производства с рынком осуществлялась исключительно через крестьянские хозяйства.
В силу этого крепостная зависимость (серваж) стала экономически нецелесообразна. Освобождение сервов началось еще в XII в., а продолжилось вплоть до XIV в. Феодалы, постоянно нуждавшиеся в денежных средствах, охотно шли на выкуп сервами их личной свободы.
Юридически это во многих случаях оформлялось отпускными грамотами, выдаваемыми отдельными лицам или целым деревням, в которых определялось условия и сроки выкупа сервами их личностных повинностей. Так в грамоте Епископа Гвидо Отенского от 1225г., можно узнать, что “… мы навеки освободили поместье наше от всяких чрезвычайных поборов и от тальи, при условии, чтобы ежегодно в воскресенье, когда поется Letare Iherusalem, каждая семья, которая сможет платить, давала нам… по 15 солидов. А те семьи, которые упомянутых 15 солидов заплатить не смогут, будут облагаться по нашему усмотрению и нашему требованию”.
Информация о работе Положение французского крестьянства в XIII-XIV вв. и Жакерия