Попытка реформирования советского общества. «Хрущевская оттепель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

«Хрущевская оттепель», я подробно рассматриваю каждую реформу. Рассказываю о положительных и отрицательных моментах, об их разнообразии и их противоречивости. Забота о проведении принципа материальной заинтересованности и ликвидация личных хозяйств; реабилитация жертв культа личности и отказ от реабилитации руководителей оппозиции Сталину. Возврат в родные места калмыков и отказ в этом немцам. Возвращение из лагерей заключенных и отказ от суда над их палачами. Укрепление зарплаты и курс на бесплатные общественные фонды потребления. Борьба за мир и взрывы водородных бомб... И все же в этом противоречивом наборе явственно выделяются две линии - реформы для аппарата и реформы для народа. Его реформы затронули государственные и партийные структуры, народное хозяйство, внутреннюю и внешнюю политику.
Но почему, все-таки «оттепель»? Термин происходит от романа Ильи Эренбурга «Оттепель». Советский Союз открывал для себя мир и сам становился открытым для мира. Международные обмены и контакты, поездки наших делегаций за рубеж и визиты в нашу страну. Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Но самое существенное — иной становилась жизнь внутри страны. Она все меньше напоминала собой улицу с односторонним движением и активно впитывала новые формы открытого общения.

Содержание

Введение. 3
1. «Хрущевская оттепель». 3

2.Заключение. 13
3. Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

хрущевская оттепель.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

     Несмотря  на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень  начинал отставать от потребностей времени.  Высок был удельный вес  рабочих и крестьян, занятых тяжелым  ручным и малоквалифицированным  трудом (в промышленности - 40 процентов, в сельском хозяйстве - 75 процентов).[1]. Эти проблемы обсуждались на пленуме  ЦК в 1955 году, на котором был определен  курс на механизацию и автоматизацию  производства.

     Пленум  ЦК КПСС в мае 1958 года. принял важные меры по развитию химической промышленности в СССР. Пленум отметил, что новейшие открытия в области химии дают возможность полнее использовать богатые  природные ресурсы народного  хозяйства для производства синтетических  материалов, идущих на изготовление обуви, одежды, предметов обихода.

     Важной  вехой в развитии промышленности стал 1957 год. Именно тогда было принято  решение упразднить министерства и  перейти на территориальный принцип  управления   промышленностью.   Вместо   министерств  создавались   Советы   народного хозяйства (Совнархозы). Они должны были объединить все отрасли промышленности на конкретной территории. Например, в Москве, на Урале, в Поволжье и т. д. Предполагалось, что это улучшит связи между  отраслями внутри территорий, поможет  усилить кооперацию в промышленности. Организация совнархозов дала некоторый  эффект. Сократились бессмысленные  встречные перевозки грузов, закрывались  сотни дублировавших друг друга  мелких производственных предприятий  разных министерств. Высвободившиеся  площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс  технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено  в строй в три раза больше новых  типов машин, агрегатов, приборов, чем  в предыдущую пятилетку. Произошло  существенное сокращение административно-управленческого  персонала на производстве.

     Но  скоро положительные результаты были исчерпаны. Ослабли связи между  отраслями производства в масштабах  всей страны, стало труднее проводить  единую научно-техническую политику. Вместо бюрократии министерств, возникла не менее многочисленная бюрократия совнархозов. Реформа управления не затронула основную ячейку производства — предприятия. Они как были бесправными, так и остались. Только диктат центра сменился диктатом совнархозов. Реформа  управления зашла в тупик. 

Экономические реформы.

     В СССР массового жилищного строительства  не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Наибольший успех  гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства, которое развернулось со второй половины 50-х годов. Появились многочисленные панельные и блочные пятиэтажные  дома, которые впоследствии получили название «хрущобы». Война лишила крова  миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих была почти несбыточной  мечтой. Таких темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала  не до, ни после этого периода.

     В 1961 году масштаб нашей денежной единицы  был повышен в 10 раз, в связи  с этим выпущены в обращение новые  деньги. «Теперь бывает так: лежит  копейка на тротуаре, иной человек  проходит и не нагнется. Чтобы поднять  ее. А когда будет новые деньги, копейка не будет валяться, ее обязательно поднимут, ведь это коробка спичек»[3], - сказал Н.С.Хрущев на сессии Верховного Совета СССР в 1960 году. Необходимость реформы определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения различного товарооборота на руках у населения оказалось денег, больше чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала.

     Успехи  народного хозяйства позволили  осуществить ряд мер по подъёму  благосостояния трудящихся. Государство  сначала значительно сократило  подписку на займы, а потом и вовсе  отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило  пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой  рабочий день. В предпраздничные  и праздничные   дни   продолжительность   рабочей   смены   сокращалась.   Рабочая  неделя                                                              

уменьшалась на 2 часа. Было отменено уголовное преследование  за аборты. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших  детей.  С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного   пользования в кредит.  В июле-ноябре 1964г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму. 

  Реформы культуры

     На  волне общественного подъема  рождались новые литература, искусство, театр. «Современник» вызывал на откровенный разговор современника, живопись «молодых» отстаивала право  на свое видение мира, литература и  публицистика — почти неразделимые — активно вторгались в повседневную жизнь, заставляя каждого определить свое место по ту или иную сторону  «баррикад». Процессы духовного освобождения и духовного возрождения общества, энергия которых накапливалась  десятилетиями, вдруг вырвались  наружу, получив мощный импульс и  новое качество. Этот импульс был  дан XX съездом партии, поднявшим  вопрос о Сталине и его времени. Прозвучавшие на съезде оценки прошлого стали для современников потрясением  — независимо от того, было для них  это откровением или давно ожидаемой данью справедливости. Особенно ошеломляли факты — цифры, имена — незаконно репрессированных, оболганных, преданных забвению. Духовная жизнь советского общества в середине 50-х—начале 60-х годов характеризовалась неожиданными событиями и поворотами. С одной стороны, разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино—всех видах искусства. С другой стороны, партийное руководство стремилось по-прежнему жестко, властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции. 

Реформирование  законодательства.

     Крупным успехом внутренней политики 50-х  годов явилось доведенное до конца  преобразование советской юстиции. Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик  заложили фундамент разработки уголовных  кодексов в каждой из союзных республик. Были приняты законы об отмене лишения  избирательных прав по суду, об уголовной  ответственности за воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались  «объявление врагом народа» и  временное удаление за предел СССР.  Отменялась смертная казнь для лиц  до 16 лет, вводились исключительные меры принудительного воспитательного  воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые  они могли подвергнуться заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации  получили право ходатайствовать  об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание.  

Реформы государственного аппарата.

     Отказ Хрущева от массовых репрессий отвечал  не только интересам масс, но и аппаратчиков, устраняя наиболее страшную для номенклатуры опасность. Номенклатура не нуждалась  больше в топоре для защиты себя от народа и тем более сама не хотела жить под страхом топора.                                                             

       Реабилитация принципа материальной  заинтересованности давала начальству  право позаботиться и о себе. Но оставался страх перед тем,  как народ воспримет резкий  рост зарплат руководства. Аппарат  блестяще воспользовался разработкой  путей движения

к коммунизму и выдвинул идею опережающего роста  бесплатных общественных фондов потребления. Бесплатная квартира для рабочего в 25 метров в "хрущевской" пятиэтажке на окраине города давала возможность  аппаратчику получить бесплатную квартиру в 50 метров   в   престижном   здании   и   престижном   районе.   Если  в среднем  гражданин из общественных фондов получил  прибавку к зарплате в 20 - 30 процентов, то эта надбавка для аппаратчиков составляла и 50, и 100, и 200 процентов.

     Одним из наиболее масштабных преобразовательных проектов хрущевского периода является попытка перестройки партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов в соответствии с производственным принципом, осуществленная в 1962-1964 годах. Предполагалось, что производственный принцип, положенный в основу построения парторганов, обеспечит более конкретное руководство экономикой. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных Совета депутатов трудящихся и их исполкома. Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве. Подчеркивалось, что предлагаемая реорганизация даст возможность все силы партии, ее организаций сосредоточить на главных задачах развития производства, позволит более конкретно и планомерно руководить промышленностью и сельским хозяйством, создаст необходимые условия для того, чтобы со знанием дела вникать    в    проблемы    экономики.    Отрицательные    стороны    реорганизации    стали                                                             

проявляться сразу же после ее введения. Во многом они были обусловлены тем, что  в основу формирования и утверждения  структуры обкомов, создания партийных  комитетов был положен объем  производства валовой продукции, количество гектаров сельскохозяйственных угодий. Именно с помощью этих цифр происходила  оценка всей сложной многогранной организаторской  работы. И закономерно, что организационная  перестройка, проведенная на такой  базе в предельно сжатые сроки, привела  к неразберихе и трудностям.

     Таким образом, в 1962-1964 годах политика, связанная  с осуществлением грандиозной перестройки  партийных, советских органов по производственному принципу, привела  к дестабилизации управленческих структур, показала несостоятельность попыток  реформировать советское общество мерами организационного порядка. Реорганизацию 1962-1964 годов и ее последствия можно  рассматривать как одну из непосредственных причин смещения Н. С. Хрущева с поста  руководителя партии и правительства. 

  Внешняя политика.

     Прогрессивные изменения в первой половине правления  Хрущева происходили и во внешней  политике. Руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму  внешней политики. Оно предприняло  ряд поездок за рубеж с целью  установления личных контактов с  лидерами дружественных стран. Советское  правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Это  приветствовали страны Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного  эмбарго объявленного США. Новые  отношения с внешним миром  не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями  с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов аккредитованных  в Москве. Наша печать начала писать не только о том, что плохого произошло  в других странах, но и о том  полезном, что можно там найти. Важной вехой в укреплении отношений  между социалистическими государствами  было создание Организации Варшавского  Договора –               Союза, провозгласившего своей целью  проведение оборонной политики. Затронула  оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор  о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "Карибский кризис" в 1962 году, вызванный  размещением Советским Союзом ядерных  ракет на Кубе. Идея размещения ракет  на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения  США.У СССР была и другая , более  важная цель : попытаться уменьшить  преимущество США в ракетно-ядерном  вооружении. Первый кризис, поставивший  мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров  и достигнутых на них компромиссов. Ещё одной проблемой переговоров  и разногласий с Западом, и  особенно США было разоружение. В  ядерной гонке Советский Союз, к удивлению США, достиг значительных успехов. Однако это было трудное  соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя  и не позволяло повысить жизненный  уровень советских людей и  он оставался по-прежнему низким. После "холодной войны" начался медленный  процесс улучшения отношений  между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга. 
 
 

     Заключение 

     В заключении, как итог и вывод из всего вышеизложенного, хочется  сказать, что период биографии нашей  страны с 1953 по 1964 годы по праву называют десятилетием «оттепели». Это справедливо  не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны. Было стремление убедить  сограждан жить по принципам Морального Кодекса строителя коммунизма. Интенсивно развивалась культура. Появились  новые блистательные писатели, скульпторы, поэты, музыканты. За годы правления  Хрущёва космос стал «советским». Первый спутник земли – наш, первый человек  в космосе – наш. И важно, что  в это время был достигнут  ядерный паритет между СССР и  США, что позволило признать силу Советского Союза и считаться  с его мнением при решении  важнейших мировых проблем.

     Итогом  реформ стал переход государственного социализма от формы с господством  личности к форме с господством  номенклатуры. Хрущев спас государственный  социализм от того кризиса, который  мог его смести. Он спас КПСС, ее аппарат  от расплаты за чудовищные преступления. Он увел КПСС от суда народа. Он выпустил пар. Хрущев своими реформами по существу заложил основы послесталинской  номенклатурной формы государственного социализма и позволил этому строю  продержаться еще не одно десятилетие. Брежнев и его окружение только творчески развивали и укрепляли  полученное наследство.

     Характеристика  хрущёвского десятилетия была бы незавершённой, если бы не был проведён анализ просчётов, допущенных лично  Н.С.Хрущёвым. Управление делами Хрущёву  приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в  стране. Очень сильна была сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они  возродили экономические методы руководства народным хозяйством и  были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку  в массах. Главная причина поражения  реформ - они не были подкреплены  демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули  ее основу: командно – административную систему. Поэтому уже через пять-шесть  лет многие реформы начали сворачиваться  усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.  

     Список  использованной литературы 
 

Информация о работе Попытка реформирования советского общества. «Хрущевская оттепель»