Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:47, контрольная работа
Важным фактором, создававшим благоприятную почву для переворотов, был петровский «Устав о наследии престола», в котором престолонаследник определялся не властью закона, а личной волей самодержца. Такой непродуманный указ создавал широкий простор для произвола. Уже жена Петра - Екатерина I взошла на престол не на основе четкой правовой нормы, а при активной поддержке А.Д.Меншикова, возглавлявшего одну из придворных партий.
1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл.
2. Время Елизаветы Петровны.
3. Отечественная наука и культура.
3. Культурная жизнь страны.
1. Царствование Александра I (1801-1825)
После убийства Павла I на российский престол взошел его сын Александр I. Его восшествие с энтузиазмом было встречено в обществе. Свое правление он начал серией либеральных мер, таких как уничтожение «Тайной канцелярии»; дарование свободы политическим заключенным и ссыльным; запрет пыток. Был разрешен выезд за границу. Александр, следуя по стопам своей бабки, подтвердил привилегии дворянства и городов.
Важную роль при молодом императоре сыграл кружок его близких друзей «Негласный комитет». Одной из важных мер, была замена петровских коллегий на систему министерств по французскому образцу. При Александре была прекращена практика раздачи государственных крестьян в крепостные.
Обстоятельства восшествия Александра I сформировали у него настороженно неприязненное отношение к российской аристократии. В этой связи следует отметить Указ императора о реорганизации Сената, который лишал его даже тени политической власти.
4 марта 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах». Он устанавливал правила освобождения крепостных и наделения их землей. Результаты этого указа были невелики. В 1804-1805 гг. были изданы новые законы о статусе крестьян в Ливонии и Эстонии. Они получили ограниченные права на самоуправление.
В 1803 г. в России было введено новое положение об устройстве учебных заведений. В этой связи были открыты Харьковский и Казанский университеты.
В первое десятилетие XIX приходятся реформы М.М.Сперанского, суть которых сводилась к сохранению самодержавия, придания ему внешних форм конституционной монархии. Однако из всего задуманного реформатору удалось в 1810г. создать только Государственный Совет.
В 1812 г. Русскому народу выпали тяжелые испытания в связи с нашествием Наполеона в Россию. Доблестные русские войска под командованием М.И.Кутузова разгромили и изгнали оккупантов из России.
После того как Александр стал гарантом европейского порядка, утвержденного Венским конгрессом, в его политике стали обнаруживаться реакционные черты. В этой связи можно указать на создание военных поселений, вводимых стране по инициативе графа А.А.Аракчеева. Умер Александр I в ноябре 1825 года.
2. Николаевская Россия
Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
Подавив это выступление, Николай I, тем не менее, сделал для себя важный вывод о необходимости решения крестьянского вопроса. Сам Николай считал реформы, в том числе и крестьянскую, назревшим делом, которую желало общество. Следует отметить, что в период 1837-1842 гг. под руководством П.Д.Киселева было проведена реформа Государственных крестьян. Однако Николай так и не решился отменить крепостное право.
Второй важный вывод состоял в том, дворянство перестало быть опорой режима. Еще Павел I и Александр I выступали против дворянского преобладания, созданного в русском обществе в XVIII веке. Отсюда стремление Николая I опереться на бюрократию, чиновничество. Годы правления Николая I ознаменовались усилением самодержавия, усложнением всех звеньев государственного аппарата, дальнейшим численным ростом и укреплением позиций бюрократии. В этой связи следует отметить губернскую реформу, проводившуюся в 30-е годы XIX века, которая сильно ограничила власть дворянства на местах. После ее проведения «дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства». Чиновник превратился в главную фигуру в провинции, оттеснив на второй план сословную знать. Перекладывание исполнительной власти на плечи чиновничества привело к его резкому количественному росту.
Особое место в системе власти играла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, В ней имелось несколько отделений. Среди них важное место занимало III Отделение, при котором находился корпус жандармов.
Основная мысль николаевского царствования сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое». В этой связи можно указать на ужесточение цензурного режима и ряд мер в сфере образования и просвещения, например, ликвидация автономии университетов. В период правления Николая I Россия вела войны с Турцией и Ираном, продолжались военные действия на Северном Кавказе против горцев. В 1853 г. Россия ввязалась в Крымскую войну (1853-1856 гг.), которая имела для страны далеко идущие последствия.
3. Культурная жизнь страны
Как это ни парадоксально на первый взгляд, несмотря на свертывание определенных свобод, именно в этот период мы наблюдаем активизацию общественной мысли и культурной жизни страны. Центрами общественного развития становятся различные салоны, кружки офицеров и чиновников, литературные журналы «Москвитянин», «Вестник Европы», «Телескоп» и др.
Значительную роль в активизации общественной мысли сыграли журналы «Современник», основанный А.С. Пушкиным, Активными авторами этого журнала были Н.А.Некрасов, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. В журнале «Отечественные записки», основанного А.А.Краевским, публиковались М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, А.И.Герцен, М.Е.Салтыков-Щедрин. В этих изданиях возникло новое явление для России – литературная критика. На страницах журналов велась не только литературная полемика, но и разворачивалась острая идейная борьба. Именно в этот период в России формируются и развиваются три главных идейных направления в жизни общества, консервативное, либеральное и радикальное. Именно в эпоху николаевской России родилась великая русская литература
На рубеже 30-40-х годов XIX века в России развернулась дискуссия между западниками и славянофилами, имевшая важные последствия в развитии общественно-политической жизни в России. Главными идеологами славянофильства были братья К.С.Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, а также А.С.Хомяков и Ю.Ф.Самарин. Ведущими идеологами западников относились Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.И.Панаев, В.Ф.Корш. По определению Герцена общественная жизнь России в эпоху правления Николая I была временем «наружного рабства и внутреннего освобождения».
Пытаясь противостоять новым идейным течениям самодержавие выработало теорию официальной народности, разработанную министром народного просвещения графом С.С.Уваровым, которую можно считать официальным выражением николаевского консервативного курса. Православие понималось как неотъемлемая черта русских, обуславливающая менталитет русского народа. Самодержавие – единственная творческая сила в истории России, ее демиург. Народность рассматривалась как единение царя и народа. Вообще следует указать на такую особенность николаевского режима, как афиширование его близости к народу, единства с народом.
ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ
1. Отмена крепостного права.
2. Зарождение гражданского самоуправления.
3. Реформирование суда.
1. Отмена крепостного права
К середине XIX века многие в России многие понимали, что жить так дальше нельзя. Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II (1855-1881) сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу».
После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквях, а перед войсками его прочитал сам Александр II.
Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами. Они получали ряд гражданских прав – свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину). Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона.
Помещики при этом сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» а также полевой надел. За пользование землейкрестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. За землю, 70-80 % ее стоимости, платило государство. Крестьяне же должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не выкупившие – временнообязанными.
Однако крестьяне так и не стали владельцами земли. Субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. Поэтому правомерно говорить о том, что после 1861 г. в России наряду с дворянским землевладением появляется общинное землевладение. Последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А.А.Корнилова, «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену». Это был первый и важнейший шаг по пути модернизации страны.
2. Зарождение гражданского самоуправления
Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа. Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства.
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось Указом от 1 января 1864 г. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. – еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России.
По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган – земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Органы местного самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами.
С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г. В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города.
Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным – Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.
3. Реформирование суда
Наиболее
продвинутой можно считать
Еще в 1860 г. следствие было изъято у полиции и передано специальному институту судебных следователей. В рамках реформы был создан суд присяжных и институт присяжных поверенных. Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли В.П.Бутков, Н.А. Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский и др.
В рамках проведения реформы вводились два вида судов: мировой и коронный. Мировой суд с упрощенным судопроизводством создавался как в городах так и в уездах. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями (в столицах – Городскими думами). Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел. Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции – на съезде мировых судей. Гражданские дела рассматривались без участия присяжных заседателей, уголовные – с участием заседателей. Вердикт, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным и аппеляции не подлежал.
Коронный суд состоял из окружных судов первой инстанции, и второй инстанции – судебных палат. В каждой губернии создавалось от 1 до 3 окружных судов. Высшей судебной инстанцией был Сенат. В Сенате были созданы кассационные департаменты, которые помимо кассации рассматривали должностные преступления, совершенные чинами выше пятого класса. Для суда над членами Государственного совета, министрами и равными им лицами учреждался Верховный уголовный суд.
Судебные уставы изменили функции прокуратуры – органа судебного надзора, которая до реформы осуществляла лишь общий надзор
Необходимо отметить, что в силу определенной социальной и культурной специфики были сохранены военные и духовные суды. Крестьян судил крестьянский волостной суд.
Новая судебная система имела прогрессивное значение. Она была наиболее последовательным и радикальным преобразованием в цепи реформ, проводившихся в период царствования Александра II.
ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ
1. Промышленное развитие страны.
2. Новые направления
общественно-политической
3. Внешняя политика России во второй половине XIX века.