Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:53, реферат
30-ые годы – это важный период в истории нашей страны; время, когда произошли не только количественные, но и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений, с социализмом. Изучение истории этого времени имеет большое значение для понимания особенностей развития нашей страны, её государственности, экономики, духовной культуры, внешней политики.
Введение…………………………………………………………………...….3
На пути к построению социализма……………………………………....4
Индустриализация страны……………………………………………..…6
Преобразование сельского хозяйства….…………………………….…...9
Культурная революция…………………………...…………………....…12
Заключение…………………………………………………………..…….....14
Список использованной литературы………………………………….…....17
Осуществление индустриализации страны осложнялось тем, что почти одновременно проводилось социалистическое преобразование сельского хозяйства. Это означало, что необходимые материальные и финансовые ресурсы, кадры организаторов, строителей, инженерно-технических работников партии и государству приходилось направлять и сюда
Советскому Союзу
предстояло осуществить
Развитие промышленности происходило на основе общенародной собственности на средства производства, что укрепляло позиции социализма в народном хозяйстве, способствовало вытеснению капиталистических элементов города. В то же время сельское хозяйство продолжало оставаться мелкотоварным. Оно базировалось в основном на частной собственности на орудия производства, собственности по своей природе капиталистической.
В создании крупного общественного земледелия были прямо заинтересованы трудовые слои крестьянства. Ведь подъем крестьянского хозяйства был возможен только на основе усовершенствования самого производства, сельскохозяйственной техники, а применение её в мелком крестьянском хозяйстве было нерентабельным. Мелкотоварное крестьянское хозяйство становилось тормозом на пути к построению социализма и социалистического общества. В условиях господства мелкого крестьянского хозяйства сохранилось и расширилось расслоение села, кулацкая кабала.
Выход был один – претворить в жизнь кооперативный план и на его основе ликвидировать кулачество как класс. На конец 1920-х годов были созданы и необходимые материально-технические предпосылки коллективизации: социалистическая промышленность могла дать сельскому хозяйству значительное количество техники. Большинство трудового крестьянства убедилось в преимуществах коллективного хозяйствования. В колхоз пошёл середняк.
Всеми этими процессами руководствовалась партия, определяя курс на массовую коллективизацию сельского хозяйства.
Период подготовки к массовой коллективизации – это время исключительно широкой, интенсивной пропагандистской и агитационной работы партии в стране, и особенно в сельской местности. Сделать всё возможное, чтобы выполнить ленинский завет – убедить крестьянина в преимуществах крупного хозяйства – с этой целью шли в деревню сотни тысяч пропагандистов, бойцов партии и комсомола.
Но если в отношении трудового крестьянства следовало действовать методом убеждения, то к кулачеству этот метод был неприменим. До 1929 года партия проводила политику ограничения кулачества – оно подвергалось более жесткому обложению, конфисковались хлебные излишки и часть средств производства и т.п. Это значительно подорвало экономическую мощь кулачества и его политическое влияние в деревне. Таким образом, партия сделала всё возможное для подготовки условий перехода к сплошной коллективизации. Такая подготовка развернулась в 1929г. в год великого перелома, большевистского наступления по всему фронту. В области сельского хозяйства перелом состоял в том, что основная масса крестьянских хозяйств перешла с капиталистического пути развития на социалистический. Крестьяне шли в колхозы целыми селами, районами, округами.
К началу 1930г. коллективизацией было охвачено свыше 60% крестьянских хозяйств. 5 января 1930г. ЦК ВКП(б) принял решение «О темпах коллективизации и мерах помощи со стороны государства колхозному строительству». В этом документе была провозглашена новая политика партии на селе - осуществление сплошной коллективизации и ликвидации на этой основе кулачества как класса. Решение предусматривало завершить коллективизацию в основном к концу первой пятилетки, основной формой колхозного движения определялась сельскохозяйственная артель. Проводилась конфискация кулацкого имущества, выселение кулаков и их семейств в отдалённые районы страны. Всё кулацкое имущество, за исключением части, которая шла на погашение государственных долгов, переходила в неделимые фонды колхозов как взнос бедняков и середняков, вступающих в сельскохозяйственные артели.
В годы проведения сплошной коллективизации коренным образом менялся облик села. Рождалось новое село, осуществляя социальный переворот огромной значимости. Коллективизация сельского хозяйства проходила в сплошных внутренних и внешних условиях. В деле перестройки села не обошлось без ошибок и перегибов: кое-где нарушался принцип добровольности кооперирования, вместо убеждения применялись административные меры.
Завершение коллективизации пришлось на годы Второй пятилетки. В 1937г. в стране насчитывалось 243,7 тыс. колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств. К этому времени в СССР полностью сложился колхозный строй.
4. Культурная революция
Большое значение в осуществлении
социалистического
Первой задачей в
осуществлении культурной революции
стала ликвидация неграмотности
и малограмотности среди
Следующим шагом в осуществлении культурной революции стало создание советской школы. В первые годы Советской власти, ввиду тяжелого положения в стране, происходило сокращение школьной сети. С середины 20-х гг., когда начало улучшаться экономическое положение государства, воссозданию школы государство стало придавать особое значение. Значительно увеличились средства, выделяемые на народное образование; комсомол взял шефство над всеобщим обучением, и десятки тысяч комсомольцев были направлены на преподавательскую работу; рабочие помогали строить школьные здания, колхозники сверх плана засевали специальные земельные участки, урожай с которых шел в фонд всеобщего обучения. В результате ширилась сеть общеобразовательных школ. В 1930 г. в стране было введено обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-9 лет. В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах.
Следующей составной
частью культурной революции стала
подготовка специалистов через сеть
средних и высших специальных заведений. В целях
пополнения студенчества выходцами из
среды рабочих и крестьян была расширена
сеть рабфаков. Для материальной поддержки
учащейся молодежи в 1922 г. правительство
установило государственные стипендии,
были повышены оклады для профессорско-
Большое внимание в период культурной революции было уделено развитию науки. По мере улучшения хозяйственного положения страны правительство выделяло все больше средств на развитие науки. Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук. В ней был создан ряд новых институтов: физико-химического анализа, физико-математический, радиевый и др. Уже к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников.
Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую «идеологизацию» культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике, как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
Заключение
Крах СССР был во многом предопределён политикой. Во-первых, большевики ошиблись с мировой революцией. Другие страны не спешили следовать их примеру, ведь построение социализма в России потребовало суровой «диктатуры пролетариата». Ленин считал, что в капиталистическом окружении этот строй обречён.
Фактически, за период построения социализма в 20-30-е гг. ХХ в., была создана новая индустрия страны. Увеличилось производство продукции тяжелого машиностроения. Однако развитие отдельных отраслей промышленности шло непропорционально. Политика проведения индустриализации «любой ценой» приводила к крупным издержкам производства, большим затратам труда. Постоянная корректировка плана в сторону увеличения производства продукции губительно отражалась на развитии промышленности.
Но нельзя отрицать, что за годы первой пятилетки в развитии государства был достигнут прогресс: построено 1500 промышленных предприятий, родились новые отрасли промышленности, вокруг строящихся заводов и фабрик вырастали города и посёлки. Всё это давалось дорогой ценой, путём нещадной эксплуатации деревни, принудительных займов, увеличения производства алкогольной продукции, вывоза за границу стратегически важных ресурсов, произведений искусства и минимальным финансированием социальной сферы.
В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Для того, чтобы добыть средства для ускоренной индустриализации и подготовки к неизбежной войне, в конце 1920 – начале 1930-х гг. была проведена массовая коллективизация, которая практически закрепостила крестьян, уничтожила их зажиточную часть и вызвала массовый голод на Украине, Кубани, в Казахстане и других районах. В то время, когда от голода вымирали целые деревни, за границу шли эшелоны с пшеницей в обмен на иностранную валюту для проведения индустриализации страны.
Насильственная
Такая политика не могла привести к положительным результатам. Породившая массовый голод начала 30-х гг. в российских деревнях, коллективизация и вечные репрессии стали одной из мрачных страниц в истории построения социализма в Советском государстве.
Список использованной литературы
2
3
16
Информация о работе Построение социализма в СССР в 20-30-х гг. ХХ в.