Построение социализма в СССР в 20-30-х гг. ХХ в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:53, реферат

Краткое описание

30-ые годы – это важный период в истории нашей страны; время, когда произошли не только количественные, но и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений, с социализмом. Изучение истории этого времени имеет большое значение для понимания особенностей развития нашей страны, её государственности, экономики, духовной культуры, внешней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….3
На пути к построению социализма……………………………………....4
Индустриализация страны……………………………………………..…6
Преобразование сельского хозяйства….…………………………….…...9
Культурная революция…………………………...…………………....…12
Заключение…………………………………………………………..…….....14
Список использованной литературы………………………………….…....17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат № 45.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Осуществление  индустриализации страны осложнялось тем, что почти одновременно проводилось социалистическое преобразование сельского хозяйства. Это означало, что необходимые материальные и финансовые ресурсы, кадры организаторов, строителей, инженерно-технических работников партии и государству приходилось направлять и сюда

   Советскому Союзу  предстояло осуществить индустриализацию  за счет внутренних накоплений-доходов  от национализированной промышленности, транспорта, торговли, банков. Советское  крестьянство, получившее землю от Советской власти, избавленное от расходов на покупку земли, заинтересованное в получении тракторов, сельскохозяйственных машин и промышленных товаров, могло помочь частью своих накоплений делу индустриализации.

Развитие промышленности происходило на основе общенародной собственности на средства производства, что укрепляло позиции социализма в народном хозяйстве, способствовало вытеснению капиталистических элементов города. В то же время сельское хозяйство продолжало оставаться мелкотоварным. Оно базировалось в основном на частной собственности на орудия производства, собственности по своей природе капиталистической.

В создании крупного общественного  земледелия были прямо заинтересованы трудовые слои крестьянства. Ведь подъем крестьянского хозяйства был возможен только на основе усовершенствования самого производства, сельскохозяйственной техники, а применение её в мелком крестьянском хозяйстве было нерентабельным. Мелкотоварное крестьянское хозяйство становилось тормозом на пути к построению социализма и социалистического общества. В условиях господства мелкого крестьянского хозяйства сохранилось и расширилось расслоение села, кулацкая кабала.

Выход был один – претворить в жизнь кооперативный план и  на его основе ликвидировать кулачество как класс. На конец 1920-х годов были созданы и необходимые материально-технические предпосылки коллективизации:  социалистическая промышленность могла дать сельскому хозяйству значительное количество техники. Большинство трудового крестьянства убедилось в преимуществах коллективного хозяйствования. В колхоз пошёл середняк.

Всеми этими процессами руководствовалась партия, определяя  курс на массовую коллективизацию сельского  хозяйства.

Период подготовки к  массовой коллективизации – это  время исключительно широкой, интенсивной пропагандистской и агитационной работы партии в стране, и особенно в сельской местности. Сделать всё возможное, чтобы выполнить ленинский завет – убедить крестьянина в преимуществах крупного хозяйства – с этой целью шли в деревню сотни тысяч пропагандистов, бойцов партии и комсомола.

Но если в отношении  трудового крестьянства следовало  действовать методом убеждения, то к кулачеству этот метод был  неприменим. До 1929 года партия проводила  политику ограничения кулачества –  оно  подвергалось более жесткому обложению, конфисковались хлебные излишки  и часть средств производства и т.п. Это значительно подорвало экономическую мощь кулачества и его политическое влияние в деревне. Таким образом, партия сделала всё возможное для подготовки условий перехода к сплошной коллективизации. Такая подготовка развернулась в 1929г. в год великого перелома, большевистского наступления по всему фронту. В области сельского хозяйства перелом состоял в том, что основная масса крестьянских хозяйств перешла с капиталистического пути развития на социалистический. Крестьяне шли в колхозы целыми селами, районами, округами.

К началу 1930г. коллективизацией было охвачено свыше 60% крестьянских хозяйств. 5 января 1930г. ЦК ВКП(б) принял решение  «О темпах коллективизации и мерах помощи со стороны государства колхозному строительству». В этом документе была провозглашена новая политика партии на селе - осуществление сплошной коллективизации и ликвидации на этой основе кулачества как класса. Решение предусматривало завершить коллективизацию в основном к концу первой пятилетки, основной формой колхозного движения определялась сельскохозяйственная артель. Проводилась конфискация кулацкого имущества, выселение кулаков и их семейств в отдалённые районы страны. Всё кулацкое имущество, за исключением части, которая шла на погашение государственных долгов, переходила в неделимые фонды колхозов как взнос бедняков и середняков, вступающих в сельскохозяйственные артели.

В годы проведения сплошной коллективизации коренным образом  менялся облик села. Рождалось новое село, осуществляя социальный переворот огромной значимости. Коллективизация сельского хозяйства проходила в сплошных внутренних и внешних условиях. В деле перестройки села не обошлось без ошибок и перегибов: кое-где нарушался принцип добровольности кооперирования, вместо убеждения применялись административные меры.

Завершение коллективизации  пришлось на годы Второй пятилетки. В 1937г. в стране насчитывалось 243,7 тыс. колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств. К этому времени в СССР полностью сложился колхозный строй.

4. Культурная революция

 

Большое значение в осуществлении  социалистического строительства  большевики отводили культурной революции. На рубеже 20-30-х гг. были осуществлены значительные культурные преобразования.

Первой задачей в  осуществлении культурной революции  стала ликвидация неграмотности  и малограмотности среди населения. В дореволюционной России почти 80% взрослого населения не умело  читать и писать. По переписи 1920 г. на каждые 1000 мужчин приходилось всего 409 грамотных. Особенно высокой была неграмотность среди нерусских национальностей: у туркмен, узбеков, якутов, киргизов, узбеков грамотным было менее 1% населения. Обучить грамоте многие десятки миллионов людей можно было только с привлечением широких масс грамотного населения.

Следующим шагом в  осуществлении культурной революции  стало создание советской школы. В первые годы Советской власти, ввиду тяжелого положения в стране, происходило сокращение школьной сети. С середины 20-х гг., когда начало улучшаться экономическое положение государства, воссозданию школы государство стало придавать особое значение. Значительно увеличились средства, выделяемые на народное образование; комсомол взял шефство над всеобщим обучением, и десятки тысяч комсомольцев были направлены на преподавательскую работу; рабочие помогали строить школьные здания, колхозники сверх плана засевали специальные земельные участки, урожай с которых шел в фонд всеобщего обучения. В результате ширилась сеть общеобразовательных школ. В 1930 г. в стране было введено обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-9 лет. В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах.

Следующей составной  частью культурной революции стала  подготовка специалистов через сеть средних и высших специальных заведений. В целях пополнения студенчества выходцами из среды рабочих и крестьян была расширена сеть рабфаков. Для материальной поддержки учащейся молодежи в 1922 г. правительство установило государственные стипендии, были повышены оклады для профессорско-преподавательского состава. В 1921 г. в Москве и Петрограде были созданы Институты красной профессуры для подготовки кадров преподавателей общественных наук. Было расширено число высших технических и средних специальных учебных заведений, только за годы первой пятилетки число втузов увеличилось в 5 раз. За период двух пятилеток вузы и техникумы страны подготовили свыше 2 млн. специалистов.

Большое внимание в период культурной революции было уделено  развитию науки. По мере улучшения хозяйственного положения страны правительство выделяло все больше средств на развитие науки. Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук. В ней был создан ряд новых институтов: физико-химического анализа, физико-математический, радиевый и др. Уже к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников.

Культурная революция  была направлена на «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию»  массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую «идеологизацию» культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Культурная  революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике, как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Крах  СССР был во многом предопределён политикой. Во-первых, большевики ошиблись с мировой революцией. Другие страны не спешили следовать  их примеру, ведь построение социализма в России потребовало суровой «диктатуры пролетариата». Ленин считал, что в капиталистическом окружении этот строй обречён.

Фактически, за период построения социализма в 20-30-е гг. ХХ в., была создана  новая индустрия страны. Увеличилось  производство продукции  тяжелого машиностроения. Однако развитие отдельных отраслей промышленности шло непропорционально. Политика проведения индустриализации «любой ценой» приводила к крупным издержкам производства, большим затратам труда. Постоянная корректировка плана в сторону увеличения производства  продукции губительно отражалась на развитии промышленности.

Но нельзя отрицать, что  за годы первой пятилетки в развитии государства был достигнут прогресс: построено 1500 промышленных предприятий, родились новые отрасли промышленности, вокруг строящихся заводов и фабрик вырастали города и посёлки. Всё это давалось дорогой ценой, путём нещадной эксплуатации деревни, принудительных займов, увеличения производства алкогольной продукции, вывоза за границу стратегически важных ресурсов, произведений искусства и минимальным финансированием социальной сферы.

В результате осуществления  культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала  составлять 70%; в СССР была создана  первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Для того, чтобы добыть средства для ускоренной индустриализации и подготовки к неизбежной войне, в конце 1920 – начале 1930-х гг. была проведена массовая коллективизация, которая практически закрепостила крестьян, уничтожила их зажиточную часть и вызвала массовый голод на Украине, Кубани, в Казахстане и других районах. В то время, когда от голода вымирали целые деревни, за границу шли эшелоны с пшеницей в обмен на иностранную валюту для проведения индустриализации страны.

Насильственная коллективизация  сельскохозяйственного производства породила в среде крестьянства  недоверие к советскому строю, нежелание работать. Недовольство усилили низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что было равносильно её принудительному изъятию.

Такая политика не могла  привести к положительным результатам. Породившая массовый голод начала 30-х гг. в российских деревнях, коллективизация и вечные репрессии стали одной из мрачных страниц в истории построения социализма в Советском государстве.

         

Список использованной литературы

  1. Берхин И.В. История СССР: Советский период: Учеб. пособие для ВУЗов . – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1987. – С.239-255
  2. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России: Учебник для ВУЗов / Оформление обложки С.Л. Шапиро, А.А. Олексенко. – СПб.: Издательство «Лань»,1999. – С. 163-181.
  3. Судьбы российского крестьянства. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. – С. 249-298.
  4. Верт Н. История Советского государства1900-1991. Пер. с фр. – 2-е изд. – М.: Прогресс-Академия, 1995. – С. 209-229.

 

2



3



16




Информация о работе Построение социализма в СССР в 20-30-х гг. ХХ в.