Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:24, реферат

Краткое описание

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством.
Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
XVIII век - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Детство и юность Екатерины…………………………………………………....4
2.Брак с Петром III………………………………………………………………....6
3.Восшествие на престол и начало царствования……………………………….8
4.Забота о благе страны и народа…………………………………………………9
5.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II…………………………………...10
6.Законодательная деятельность………………………………………………….12
7.Вольное экономическое общество……………………………………………....14
8.Генеральное межевание………………………………………………………….15
9.Жалованные грамоты…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………….......20

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «История»

на тему: Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм

 

                                                                               

                                                                                Выполнил студент группы:

                                                                               

                                                                                Проверил:

                                                                               

 

 

 

Альметьевск 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Детство и юность Екатерины…………………………………………………....4

2.Брак с Петром III………………………………………………………………....6

3.Восшествие на престол и начало царствования……………………………….8

4.Забота о благе страны и народа…………………………………………………9

5.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II…………………………………...10

6.Законодательная деятельность………………………………………………….12

7.Вольное экономическое общество……………………………………………....14

8.Генеральное межевание………………………………………………………….15

9.Жалованные грамоты…………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………….18

Список используемой литературы…………………………………………….......20

 

Введение

Вклад Екатерины в русскую  историю весьма противоречив, ибо  ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон  которому задавала императрица, тратившая  фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания  моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания  и обусловленных влиянием на Екатерину  сменявших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха  военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского  государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни. И хотя со времени  правления Екатерины II прошло более  двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той  эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается  узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного  и необъяснимого.

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее  культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого  Абсолютизма. Екатерине удалось  просветить своих подданных и  приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством.

Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими  событиями во внутренних и внешних  делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

XVIII век - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов».

 

 

Детство и юность Екатерины

Екатерина II, до брака принцесса  София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома. Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская. В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических интригах.

В 1745 г. состоялась свадьба  с Петром Федоровичем, накануне которой  она приняла православие и  получила новое имя. Отныне Софию  стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Сначала она  увлеклась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего. Она  обратилась к произведениям французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брак с Петром III

21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте  Екатерина была обвенчана с Петром, которому исполнилось 17 лет. Первые годы жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало.

Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги  по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета выражала недовольство отсутствием детей у супругов.

Наконец, после двух неудачных  беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забирают, называют Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, а позволяют только изредка видеть. Ряд источников утверждает, что истинным отцом Павла был любовник Екатерины  С. В. Салтыков. Другие - что такие  слухи лишены оснований, и что  Петру была сделана операция, устранившая  дефект, делавший невозможным зачатие. Вопрос об отцовстве вызывал интерес  и у общества.

После рождения Павла отношения  с Петром и Елизаветой Петровной  окончательно испортились. Пётр открыто  заводил любовниц, впрочем, не препятствуя  делать это и Екатерине, у которой  в этот период возникла связь с Станиславом Понятовским - будущим королём Польши. 9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра. В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь. Ситуацию усугубляло то, что вскрылась тайная переписка Екатерины с опальным фельдмаршалом Апраксиными и английским послом Вильямсом, посвящённая политическим вопросам. Её прежние фавориты были удалены, но начал формироваться круг новых: Григорий Орлов, Дашкова и другие.

Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под  именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего  дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова, это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный слуга Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила.

Пётр III постоянно оскорблял  и унижал супругу. Известно также  о приказе об аресте Екатерины, который  был отменён по настоянию принца Георгия Голштинского, однако этот факт явился одним из событий, повлиявших на формирование заговора против Петра III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восшествие  на престол и начало царствования

        Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины.

28 июня 1762 от лица Екатерины II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня 1762 Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерине II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22 сентября 1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

 

 

Забота  о благе страны и народа

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. Сенат лишился  своей главной функции - законодательной  инициативы, она фактически перешла  к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (05 июля 1764) избавила Екатерина II от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено  реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать  новшества. Екатерина II принадлежала к  числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно  развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право. Трудно перечислить все, что сделала  Екатерина II для пользы и славы  России. Еще проживая в Москве, после  коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица, прежде всего, должна защищать интересы России и не отступала от этого правила.

Указом от 26 февраля  1764 монастырские, архиерейские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян заменялись денежным оброком, из общей суммы которого 1/3 передавались на содержание церковных институтов. Духовенство лишено экономической мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью зависели от государства. Кроме того, были облегчены условия жизни крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой барщины оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу.

 

«Просвещенный абсолютизм»  Екатерины II

Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так:

 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый  порядок в государстве, поддерживать  общество и заставить его соблюдать законы.

Информация о работе Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм