Правление Николая I: Апогей самодержавия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Годы царствования Николая I (1825—1855гг.) оцениваются историками как «апогей самодержавия». Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825г. и завершилось в феврале 1855г., в трагические дни обороны Севастополя во время Крымской войны. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I. Он рассматривал его как следствие влияния западноевропейских революций и «разрушительных» идей. И все же он не мог не задумываться и над внутренними причинами вероятных в будущем революционных выступлений в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……….......3
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ……..5
1.1. Особенности внутренней политики…….………………………………...........5
1.2. Кодификация законов…………………………………………………………..7
1.3.Реакционная политика в области просвещения, эпоха цензурного террора.10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ………..…….…..16
2.1. Крестьянский вопрос………………………………………………………..…16
2.2. Экономическая политика………………………………………………..…….18
2.3. Основные направления внешней политики…………………………..……...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....29

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный  нефтяной институт 

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии 

 

 

  

 

 

 

Контрольная работа  

 

По курсу «История»

На тему:  Правление  Николая I: Апогей самодержавия 

 

 

 

Выполнил студент: 32-52

Кадыров Рустем Наилевич

Проверил: доцент кафедры ГОиС к.п.н.

Данилова Ирина Юрьевна  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Альметьевск 2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……….......3

ГЛАВА 1.  ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ……..5

1.1. Особенности внутренней  политики…….………………………………...........5

1.2. Кодификация законов…………………………………………………………..7

1.3.Реакционная политика  в области просвещения, эпоха  цензурного террора.10

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ………..…….…..16

2.1. Крестьянский  вопрос………………………………………………………..…16

2.2. Экономическая политика………………………………………………..…….18

2.3. Основные направления  внешней политики…………………………..……...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....29 

 

 

  

 

 

  

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

  Годы царствования Николая I (1825—1855гг.) оцениваются историками как «апогей самодержавия». Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825г. и завершилось в феврале 1855г., в трагические дни обороны Севастополя во время Крымской войны. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I. Он рассматривал его как следствие влияния западноевропейских революций и «разрушительных» идей. И все же он не мог не задумываться и над внутренними причинами вероятных в будущем революционных выступлений в России. Именно поэтому он входил во все детали следствия по делу декабристов, сам выступал в роли искусного следователя, чтобы докопаться до корней заговора. По его приказу был составлен Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России, куда были включены основные положения планов и проектов декабристов, записки подследственных на его имя с критикой современного состояния страны. Этот свод постоянно находился в кабинете Николая I.  

Из материалов дела декабристов перед Николаем I раскрылась широкая картина колоссальных безобразий в управлении, суде, финансах и в других сферах. Царь понимал необходимость проведения преобразований. 6 декабря 1826г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения программы преобразований в управлении и социальной сфере.

В целом меры правительства  в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.       

Актуальность темы «Николай I: Апогей самодержавия» состоит в том, что в нашей историографии вплоть до недавнего времени внутренняя политика Николая I рассматривалась как всецело реакционная. Не учитывалась ее сложность и противоречивость: с одной стороны, стремление Николая I предотвратить возможность революционных потрясений, подобных тем, какие происходили в 30—40-х годах XIX в. в странах Западной Европы, постоянная борьба против распространения в России «разрушительных» идей; с другой—проведение мер, направленных на решение острых социальных проблем, в первую очередь крестьянского вопроса. Николай I был убежден в необходимости отмены крепостного права, поощрении экономического и культурного развития страны. В целом все это было направлено на укрепление целостности и могущества Российской империи.  

Целью данной контрольной работы является изучение особенностей правления Николая I: апогей самодержавия в России.

Задача моей работы ?узнать? внутреннюю и внешнюю политику, кодификации  законов, реакционную политику в  области просвещения, цензуру, крестьянский вопрос Николая I. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ 

 

1.1. Внутренняя политика  

 

Николая I ранее нередко  изображали как некую «самодовольную посредственность с кругозором ротного  командира». В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Был искренне верующим человеком, но чуждым мистицизма и сентиментализма, присущих Александру I, не обладал и его искусством тонкой интриги и притворства, ясный и холодный ум Николая действовал прямо и открыто. Поражал иностранцев роскошью двора и блестящими приемами, но был крайне непритязателен в личном быту, вплоть до того, что спал на походной солдатской койке, укрывшись шинелью. Удивлял огромной работоспособностью. С семи часов утра весь день он трудился в своем скромном кабинете Зимнего дворца, вникая во все мелочи жизни огромной империи, требуя подробных сведений обо всем случившемся. Любил внезапно инспектировать казенные учреждения в столице и в провинции, неожиданно являлся в присутственные места, в учебное заведение, суд, таможню, сиротский дом.

Николай I стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться, все подчиняется одной определенной цели: все имеет одно назначение, — говаривал он,— потому-то мне так хорошо среди этих людей и потому я всегда буду держать в почете звание солдата. Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый должен служить». Отсюда и стремление Николая к милитаризации управления. Почти все министры и почти все губернаторы при Николае I были назначены из военных.  

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Последовательное проведение принципов бюрократизации, централизации и военизации рассматривалось им как эффективное средство борьбы с революционным движением и укрепления самодержавных порядков. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.  

Вместе с тем Николай I ставил задачу все сферы управления подчинить своему личному контролю, сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел, минуя соответствующие министерства и ведомства. Для решения того или иного важного вопроса учреждались многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении царя и часто подменявшие министерства. Существенно была ограничена компетенция Сената и Государственного совета, так как многие дела, подлежащие их ведению, решались в специально созданных комитетах и комиссиях.   

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся «собственной канцелярии» царя. Она возникла еще при Павле I в 1797г. При Александре I в 1812г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826г. было создано II отделение «для совершения уложения отечественных законов», получившее название «кодификационного». 3 июля 1826г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими «благотворительными» учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии1.          

 

 

1.2. Кодификация законов  

 

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П.В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М.А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М.М. Сперанский, определенный к нему в «помощники». Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ «смотреть» за ним, «чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году» (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).

Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649г. и до конца царствования Александра I; на втором — издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание «Уложения» — нового систематического свода законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства». Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий — как введение нежелательных «новшеств».

В течение 1828—1830гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) «Полного собрания законов Российской империи», куда вошли 31тыс. законодательных актов с 1649 по 1825г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913г. — третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5тыс. законодательных актов — важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.

В 1832г. издан 15-томный «Свод  законов Российской империи», заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839— 1840гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов «Свода военных постановлений», «Свод законов Великого княжества Финляндского», своды законов для остзейских и западных губерний.

Кодификация законов  при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой  и четкой юридико-правовой основы российского  абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она, произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии.   Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит НиколаяI генерал А.Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение «вооруженной инквизицией, полицейским масонством», поставленным «вне закона и над законом». Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отдаление было не  только органом осведомления  и борьбы с «крамолой». В круг  его обязанностей также входили  проверка деятельности госаппарата,  центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населении. 

 

 

  

 

1.3. Реакционная политика  в области просвещения, эпоха  цензурного террора 

 

Николай I больше всего  проявлял внимание в области просвещения  и печати, ибо здесь, как он полагал, таилась главная опасность «вольнодумства». Вместе с тем просвещение и печать использовались как важнейшие средства идеологического воздействия.

Рассматривая события 14 декабря 1825г. как «пагубное последствие  ложной системы воспитания», Николай I при вступлении на престол отдал распоряжение министру народного просвещения А.С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. 19 августа 1827г. последовал рескрипт Шишкову о запрещении принимать в гимназии и тем более в университеты крепостных крестьян. Усилился надзор за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы. Сам Шишков считал, что «науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание имеет», что «обучать грамоте, весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы». В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828г. Уставе учебных заведений. Согласно ему начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

  1. для детей «низших» сословий (главным образом, крестьянства) предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой обучения (четыре правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий);
  2. для «средних сословий» (мещан и купцов) —трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история);
  3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты.

Устав ликвидировал преемственную  связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося. В уставе откровенно говорилось, что такое деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться». По новому положению 1835г. об учебных округах последние изымались из подчинения университетам, существенно расширялись права попечителей учебных округов.

Информация о работе Правление Николая I: Апогей самодержавия