Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 00:01, контрольная работа
Семнадцатый век является веком сильного общественного брожения, когда сознавали потребность перемен, пробовали вводить перемены, спорили о них, искали новый путь, угадывали, что этот путь в сближении с Западом, и уже тянулись к Западу. Теперь ясно, что ХVП век подготовил почву для реформы и самого Петра воспитал в идее реформы. Увлекаясь этой точкой зрения, некоторые исследователи склонны даже преуменьшать значение самого Петра в преобразованиях его эпохи и представлять его преобразования как «стихийный» процесс, в котором сам Пётр играл пассивную роль бессознательного фактора.
1.Внешнеполитическая ситуация в конце 17 века.
Семнадцатый век является веком сильного общественного брожения, когда сознавали потребность перемен, пробовали вводить перемены, спорили о них, искали новый путь, угадывали, что этот путь в сближении с Западом, и уже тянулись к Западу. Теперь ясно, что ХVП век подготовил почву для реформы и самого Петра воспитал в идее реформы. Увлекаясь этой точкой зрения, некоторые исследователи склонны даже преуменьшать значение самого Петра в преобразованиях его эпохи и представлять его преобразования как «стихийный» процесс, в котором сам Пётр играл пассивную роль бессознательного фактора. Такого рода взгляд есть крайность, не разделяемая последующими исследователями преобразований, например Н.П. Павлов – Сильванский «Проекты реформ в записках современников Петра Великого».
2.Азовские походы.
Петр замышлял поход не прямо против
Крыма, через бесконечные степи,
а несколько левее, по Дону, к его
устью — турецкой крепости Аэову.
К нему толкали царя, помимо прочих
обстоятельств, и настойчивые требования
Австрии и Польши. 20 января 1695 г. всем
служилым людям объявили указ: собираться
для похода на Крым под начальством
боярина Б.П. Шереметева. Его войско
двинулось по Днепру к его низовьям.
Будущий фельдмаршал захватил четыре
турецких крепости на Днепре, две из
них разрушил, в двух других оставил
русские гарнизоны. 3.Великое Посольство: |
Было отправлено Петром I после взятия Азова к императору австрийскому, королям английскому и датскому, к папе римскому, к Голландским штатам, курфюрсту бранденбургскому и в Венецию. 16. XII 1696 быт подписан указ Петра I о В. п. и его задачах. Посольство имело целью расширение и укрепление антитурецкой лиги-"для подтверждения древней дружбы и любви, для общих всему христианству дел, к ослаблению врагов креста господня - салтана турского, хана крымского и всех бусурманских орд, к вящему приращению государей христианских". Вместе с тем В. п. должно было подыскивать опытных моряков и артиллеристов, закупать снаряжение и материалы для кораблестроения, а также заботиться об устройстве за границей "волонтёров" для обучения ремёслам и военным наукам. В. п. выполняло, таким образом, одновременно задачи дипломатической и консульской службы.
"Великими послами" были
назначены генерал и адмирал
Ф. Я. Лефорт, генерал и воинский
комиссар Ф. А. Головин и
думный дьяк П. Б. Возницын.
Свиту послов составляли 20 дворян.
К посольству было
4.Северная война:ключевые события
1700-поражение под нарвой
1702-взятие нотебурга
1708-взятие ниеншанса
1708-битва под нарвой, разгром шведского
корпуса генерала левенгаупта
1709-взятие дерпта и нарвы
27.06.1709-полтавская битва
2 этап
27.07.1714-сражение у мыса гангут( 1 морская
победа русских войск)
1720-победа у мыса гренгам
1721-,Ништадтскиймирный
договор, россия стала имерией.
5.Итоги Северной войны.
Итоги войны неоднозначны и оцениваются по-разному. Ряд авторов указывает, что для разгрома Швеции, тем более в составе крупной коалиции (Дания, Саксония, Речь Посполитая), и обеспечения России выхода к Балтике вовсе не требовалось 20 лет. По словам историка В. О. Ключевского, «Ништадтский мир 1721 г. положил запоздалый конец 21-летней войне, которую сам Пётр называл своей „троевременной кровавой и весьма опасной школой“, где ученики обыкновенно сидят по семи лет, а он, как туго понятливый школьник, засиделся целых три курса…» Однако сам Пётр пояснял: «Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была. Однако ж, слава Богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно» и добавлял: «такого полезного мира [Россия] не получала. Правда, долго ждали, да дождались».
Большинство авторов признают, что она полностью изменила (в пользу России) соотношение сил на Балтике; в то же время война не решила ситуацию на юге России (где ей противостоял союзник Швеции — Османская империя), которая к концу войны лишь ухудшилась.
По итогам войны к России были
присоединены Ингрия (Ижора), К
Была решена ключевая задача, поставленная Петром I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. В то же время боеспособная армия, сложившаяся за годы войны, после её окончания пришла в полный упадок, а флот оказался низкого качества и после смерти Петра быстро сгнил.
Кроме того, все плюсы, приобретенные Россией в результате войны, перечеркиваются огромными и экономическими и демографическими потерями. Как указывают историки, война обернулась настоящим разорением России. Сумма налогов, собираемых с населения с 1701 по 1724 год (вследствие их беспрецедентного увеличения), выросла в 3,5 раза, что, по словам историка Н. А. Рожкова, было достигнуто «ценою разорения страны».[30] По результатам переписи населения 1710 года общая численность населения страны сократилась на 20 %, причем, в областях, прилегавших к основным театрам военных действий, сокращение населения достигало 40 %.Как писал по поводу итогов Северной войны историкВ. О. Ключевский, «Упадок переутомленных платёжных и нравственных сил народа … едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».
6.Начало становления России как Великой державы.
Победа в Северной войне выдвинула Россию в ряд великих держав Европы. Величие и могущество России было подчёркнуто провозглашением её империей в 1721 г. Тогда же Сенат присваивает Петру I титул императора Великого и Отца Отечества.
После завершения Северной войны правительство Петра I активизировало свою внешнюю политику на юге и востоке. Были предприняты меры для усиления связей с народами Средней Азии и Китаем. В результате "Персидского похода" (1722-1723 гг.) Россия приобрела земли в Прикаспии и усилила своё влияние на Кавказе.
Крупные реформы были проведены Петром в области культу ры и просвещения ..
Реформы первой четверти XVIII века неотделимы
от личности Петра I, который без
сомнения принадлежит к числу
выдающихся исторических деятелей. Он
обладал самобытным умом, проницательностью,
широким государственным
В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.
Список используемой литературы:
Анисимов Е. А. Время петровских времен. л., 1989.
Анисимов Е. В. Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России. 1719–1728. л., 1982
Анисимов Е. В. государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997.
Власть и реформы:
От самодержавной к советской
России /
Под. ред. б. В. Ананьича. СПб., 1996.
Каменский А. Б. Российская
империя в 18 веке, традиции и
модернизация. М., 1999.
Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1994.
http://www.bibliofond.ru/view.
http://www.coolreferat.com
http://wordweb.ru/andreev/54.
http://www.gumfak.ru/his_html/
http://magazines.russ.ru/
http://bookre.org/reader?file=