Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:47, реферат
В XVI – XVII вв. землевладение на Руси существовало в следующих формах: общинное землевладение, поместья, вотчины. Вотчины по праву XVI - XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Специфика этой формы землевладения (связанная, главным образом, с правом на наследственную передачу дает основания полагать, что практически все категории свободного населения Руси владели вотчинами или черными землями на праве, максимально приближенном по характеру к вотчинному. Только в Московском государстве обладание вотчинами стало привилегией класса служилых людей.
1.Введение.
2.Основная часть: виды вотчин по Соборному уложению. 1949 г.
а)Выслуженная.
б)Купленная.
в)Заложенная.
г)Жалованная.
д) Изменников.
е) Монастырская.
ж) Патриаршая.
з) Родовая .
и) Старинная.
к)Церковная.
3.Заключение.
Алтайский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Реферат
Правовое положение вотчин по Соборному уложению 1649 г.
Выполнил студент 1 курса,
335 группы
Васильев Н.А
Содержание:
1.Введение.
2.Основная часть: виды вотчин по Соборному уложению. 1949 г.
а)Выслуженная.
б)Купленная.
в)Заложенная.
г)Жалованная.
д) Изменников.
е) Монастырская.
ж) Патриаршая.
з) Родовая .
и) Старинная.
к)Церковная.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Введение:
В XVI – XVII вв. землевладение на Руси существовало в следующих формах: общинное землевладение, поместья, вотчины. Вотчины по праву XVI - XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Специфика этой формы землевладения (связанная, главным образом, с правом на наследственную передачу дает основания полагать, что практически все категории свободного населения Руси владели вотчинами или черными землями на праве, максимально приближенном по характеру к вотчинному. Только в Московском государстве обладание вотчинами стало привилегией класса служилых людей.
Особенности юридического взгляда на обладание вещами (в первую очередь недвижимостью), характерные для данной эпохи, с предпочтением обладания над «теоретической» правоспособностью, длящегося отношения над предполагаемым, постоянного над срочным, делали вотчинное землевладение своеобразной моделью, образцом для иных, близких форм. Присущие ему атрибуты (наследственный характер, сложный порядок отчуждения, особый режим эксплуатации) в ходе экономической и правовой эволюции различных форм землевладения и (в том числе поместных) чувствительно воздействовали на правовой статус и режим этих смежных форм. Некоторые из них возникнув условные, постепенно приобрели черты наследственных и постоянных форм, составляющих стабильную хозяйственно правовую основу феодальных отношений XVI - XVII вв. Об этом свидетельствует судьба, такой формы как пометное землевладение, которое в XVII в. постепенно становится объектом наследственных притязаний.
Виды вотчин:
Вотчинное землевладение состояло из трех типов вотчин: родовые, купленные и выслуженные. Каждый из них имел свои специфические черты в юридическом плане.
Выслуженная
В статье 1 главе 17. Соборного уложения говорится о приравнивании выслуженных вотчин к родовым в правах наследования. Жалованные вотчины как одна из разновидностей вотчинного землевладения существовали и в первой половине 17 веке.
Выслуженные вотчины в отличие от жалованных с самого момента их возникновения имели единый правой статус, установленный в формуляре жалованных грамот на выслуженные вотчины. Выслуженные вотчины жаловались в размере 20 четвертей пахотной земли с каждых 100 четвертей поместного оклада награждаемого. Владельческие права вотчинников определялись следующей формулой: «ему, и детям его, и внучата, и правнучатам волен, по нашему царскому жалованию вольны».
Согласно Списку, в случае отсутствия у владельца выслуженной вотчины наследников мужского пола передавать по духовному завещанию вотчину прямым наследникам по женской линии.
Родовые и высуженные вотчины остаются сыновьям, а в случае их отсутствия- дочерям, а если нет и дочерей, то переходят в род.
Купленная
Статьи 5-8 главы 17 Соборного Уложения посвящены уточнению правового статуса купленных вотчин, в частности, в вопросе о правах наследования. Переход от выслуженных к купленным вполне закономерен и логичен, поскольку в вопросах наследования и распоряжения купленные вотчины, как и выслуженные, не имели в отличие от родовых юридической опоры в нормах обычного права и, следовательно, требовали более тщательного подхода. По Соборному Уложению Купленные вотчины делились на:
Первая категория купленных вотчин делилась на две подгруппы: вотчины, купленные из числа родовых, и вотчины, купленные из других категорий вотчин. Владение вотчинами, купленными из числа родовых, в течение 40 лет носило как бы условный характер, так как в течение этого срока находилось под постоянной угрозой выкупа вотчины родственниками продавца.
Статья 5 Главы 17. Соборного Уложения устанавливает порядок наследования купленных вотчин в тех случаях, когда умерший владелец был женат не один раз и имел детей от двух или трех жен. Купленная вотчина делилась между женой и всеми детьми. Таким образом, в наследовании купленных вотчин не соблюдался принцип наследования.
Статья 6 главы 17. Устанавливает право владельца купленной вотчины оставлять ее по духовной только жене с правом полного распоряжения.
Статья 7 главы 17. Разъясняет, что право распоряжения у наследованной купленной вотчиной предоставляется только женам, подарившим покойному детей. Бездетные же жёны могут наследовать купленные вотчины лишь пожизненно или до пострижения и без права выходы замуж.
Статья 8 Главы 17. Выделяет три категории купленных вотчин, а именно купленные из родовых вотчин, из выслуженных вотчин и из своих поместий.
Жена могла наследовать только вотчину купленную из поместья, с условием возвращения ее в род мужа в случае смерти, пострижения или выхода замуж. Таким образом, купленная вотчина, унаследованная бездетной женой, временно превращалась во вдовий пожиток, и на это время выпадала из сферы служивых земель. Такой компромиссный характер статьи удовлетворял интересы обеих сторон – и землевладельцев, и государственную власть.
Заложенная
Статьи 32-33 Соборного Уложения Посвящены борьбе с нарушением положения о порядке выкупа заложенных вотчин : первая статья направлена против таких нарушений со стороны принявшего заклад, вторая- со стороны заложившего: первая статья направлена против таких нарушений со стороны принявшего заклад, вторая- со стороны заложившего. Ни к купленным, ни к выслуженным вотчинам он отношения не имел. Для них, а равно и для родовых вотчин срок заклада определялся в каждом случае по договоренности сторон и фиксировался в закладной кабале, которая хранилась у принявшего вотчину в заклад.
Статьи 34,35,36 Главы 17. Устанавливают санкции за мошенничество в процессе продажи или заклада вотчин, например: продажа вотчины одновременно двум покупателям, продажа или заклад чужой вотчины, махинации с подписями на купичей.
Жалованная
Статья 1 Главы 17. Разъясняет, что по сравнению с родовой вотчиной жалованная вотчина не имела твердо установленного правового статуса.
Этот статус устанавливался в каждом отдельном случае жалованной грамотой в зависимости от милости царя. Жалованные вотчины как одна из разновидностей вотчинного землевладения существовали и в первой половине 17 века. В 1632 году в Московском уезде наряду с 246 выслуженными вотчинами и 100 родовыми значилось 67 жалованных вотчин.
Изменников (Изменничьи)
Статьи 38 главы 17. Трактует вопрос о вотчинах изменников, успевших заблаговременно продать или заложить свою вотчину. Статья допускает сохранение прав на владение за покупателем изменчьей вотчины в том случае, если покупка и заклад были совершены до измены и своевременно оформлены юридически. Но при этом статья лишает родственников изменника права на выкуп проданной или заложенной им вотчины.
Статья 39 Главы 17. Лишает владельческих прав с последующей конфискацией владений тех покупателей изменничьих вотчин, которые не предъявляли и не оформили в положенный срок купчую или закладную на приобретенную ими вотчину.
Статья 40 Главы 17. Приписывает конфискацию заложенной вотчины изменника, отъехавшего за рубеж до истечения срока заклада. Но в этих случаях держатель закладной компенсируется за счёт животов изменника.
Монастырская
Монастырский приказ учрежден в интересах средних и низших слоев служилых людей по отечеству и верхушки торгово-посадского мира, наиболее активно боровшихся с духовными феодалами за землю и крестьян.
Глава 13 определяет объем и границы юрисдикции Монастырского приказа. Ему были подсудны духовенство, черное и белое, и зависимые от них люди и крестьяне, исключая патриарха и патриарших людей крестьян, по значительной части недуховных дел, кроме крупных уголовных преступлений.
В ведение Монастырского приказа передавались и все церковные и монастырские земли. Смысл организации Монастырского приказа состоял в том , что Уложение установило в качестве общей меры подсудность по недуховным делам.
Патриаршая
Статья 1 Главы 12. Устанавливает подсудность Патриаршему двору патриарших служилых, дворовых крестьян и людей, живущих в патриарших вотчинах. Подсудность подразумевалась в отношение всех дел, кроме крупных уголовных. Управленческий аппарат Патриаршего двора строился по образцу государственного и строился из приказов: Дворца, управлявшего патриаршими вотчинами; Разряда, ведавшего патриаршими служилыми людьми и определявшего им поместное и денежное жалованье; Казенного, управлявшего казной, и Судного, который занимался церковными делами патриаршей и архиерейских епархий.
Под общим выражением «всяких чинов люди» разумеются и люди духовных чинов, жившие в патриарших вотчинах,- архимандриты, игумены, попы, дьяконы и прочие.
Родовая
Статья 57 Главы 16. Разрешено подключать по жеребьевки между мачехами и пасынками небольшие родовые и выслуженные вотчины и, смешав все вместе, живущее и пустое, разделить поровну, не считаясь с положением о соответствии прожитка вдов окладу их мужей.
Статья 27 Главы 17. Подчеркивает распространения права выкупа не только родовые вотчины, но и на выслуженные и не только на проданные, но и на заложенные.
Статья 31-36 Главы 17. Находятся в тесной взаимосвязи со ст.85 Судебника 1550 года. В ст. 85 Судебника речь идет в основном о родовых вотчинах, отчуждение которых было связано с целым рядом условностей, вытекающих из правого статуса этих вотчин. Купчие на них не могли составляться без участия прямых наследников, и в течение 40 лет над ними висело право выкупа, а следовательно, и право контроля за их движением со стороны родственников, сохранив право выкупа.
Статья 32,33 Главы 17. Являются дополнительным разъяснением к статье 30.Сорокалетний срок выкупа являлся предельной границей и относился только к родовым вотчинам, определяя право родичей. Ни к купленным , ни к выслуженным вотчинам он отношения не имел.
Старинная
В главе XVII «Уложения», которая называлась «О вотчинах»
В первой части главы (статьи от 1 до 15) речь велась о «старинных» боярских и дворянских угодьях, либо наследственных, либо дарованных царями. Оба эти типа были сделаны наследственными. Если владелец умирал, не оставив завещания, его угодье должно было перейти к ближайшему родственнику. Целью этого закона было сохранить за боярскими родами владение большими земельными угодьями и тем самым поддержать аристократию как высший класс в царстве.
Церковная
Статья 17,18 Глава 17. Говорится о взятии даточных с монастырей и церковных вотчин, т.е. с людей, не имевших возможности нести военную службу лично.
В статье 1 Главы 12. Излагается просьба о конфискации всех церковных вотчин, приобретенных после 1580 года, и о раздаче их в поместья.
Статьи 95,97,101 Главы 21. Эти статьи представляют собой дальнейшее развитие законодательных положений относительно тюремного дела, содержащихся в указе 7 июля 1637 года, принятом по докладу, в котором отмечалось, что вопреки давней практике содержание тюрем и младшего губного штата за счет посошных сборов со всего тяглого населения, не исключая церковных и монастырских вотчин, последние отказываются вносить плату, ссылаясь на тарханные грамоты. Этот указ подтверждал прежнюю практику посошных соборов со всех тяглых людей без исключения, отменяя действие тарханных грамот.
Заключение:
В ходе работы с источником права «Соборное уложение 1649» можно выявить несколько черт применительно к статьям которые касаются вотчин, а именно такие черты как:
1. Высокая разновидность вотчин. В Соборном уложении присутствует много различных видов вотчин, по сравнению с предыдущими источниками права.
2. Схожесть статей. Законодатели в одной статье расписывали порядок наследования, залога, наказаний за мошенничество и иные вопросы применительно к разным видам вотчин. Например, за мошенничество в отношении Выслуженных и Родовых вотчин предусматривалось одинаковое наказание.
3. Соборное Уложение включает в себя весьма обширный свод нормативных правовых актов по вопросам вотчин: земские приговоры, указы, статейные списки, Судебник 1550 года и др.
Таким образом, авторы Соборного Уложения 1649 года, собрали и скомбинировали ряд нормативно правовых актов, и дали в Уложении подробную характеристику всех видов вотчин существующих на тот момент времени.
Список используемой литературы:
Информация о работе Правовое положение вотчин по Соборному уложению 1649г