Правовое положение холопов по Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

Oценка этих социальных категорий в основном единодушна: челядь и холопы — это рабы. Однако был отмечен определенный комплекс юридических и экономических прав холопов, что значительно усложняло представление о холопстве, к тому же Н.И. Ланге указывал на отличия холопов от античных. Холоп и раб были близки в правовом отношении и отследить их отличия можно лишь в историческом контексте, а не в одном юридическом. Но прежде нужно дать определение раба и рабства.

Содержание

Правовое положение холопов по Русской Правде 3
Конструкция советской власти по Конституции 1918 года 14
Схема политического устройства РСФСР (По Конституции РСФСР 1918) 18
Задача 19
Список использованных источников и литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Однако холопство было не только инструментом внеэкономического принуждения. Уже на самой ранней стадии холопство как социальный институт взамен свободы давало, насколько было возможно в феодальном обществе, гарантии жизни, защищенной от насилия других «силных». Как писал Даниил Заточник в «Слове» (XII в.), «зане князь щедръ отецъ есть слугамъ многим: мнозии бо оставлять отца и матерь, к нему прибегают». На то, что под «слугами» подразумеваются прежде всего холопы, указывает утрата на «службе» свободы. Об этом свидетельствует дальнейший текст: «Доброму бо господину, служа, дослужится слободы, а злу господину служа, дослужится большей работы».

“Поступление в холопство, - пишет  М.Б. Свердлов, - при наличии альтернативного решения свидетельствует о существовании для таких лиц положительных экономических и социальных последствий, которые были более существенны, чем сохранение личной свободы и статуса юридически полноправного человека. Власть феодала защищала холопов от наказания за преступления в тех случаях, когда господин поддерживал холопов. В свою очередь холопы были одной из основ хозяйственной и, говоря шире, экономической и военной мощи крупного феодала” . Далек от образа холопа-раба, «говорящего орудия», тип холопа, изображенного в «Молении» Даниила Заточника (XIII в.), - опасного для свободных слуги князя или боярина в «дорогих портах», «паче меры горделивого» и «буявого». Холопы в XII в. посягали даже на княжескую собственность: они крали княжеских коней и ставили на них тамгу своего господина. Со временем холопы, защищенные властью феодала, стали орудием не только княжеского, но и боярского самоуправства.

Находиться в холопах, по известиям XII—XIII вв., не означало быть в этом состоянии  без перспектив вернуться на свободу. Как следует из Даниила Заточника, за хорошую «службу» холопов отпускали  на свободу. Сам холоп мог выкупить себя у господина, став, по классификации  церковного устава князя Всеволода Мстиславича, изгоем. Господин мог отпустить холопа на свободу по завещанию, и тогда тот назывался «задушный человек». Наконец, холоп мог получить свободу по суду. На такую возможность указывает ст. 109 Пространной Правды, определяющая судебную пошлину в 9 кун от процессов по «свободе». Т.е. вольноотпущенничество оформлялось через судебный процесс, а постановления суда играли роль появившихся позднее отпускных грамот.

Отношения между холопами и их господами  не были идиллическими. Они определялись господством и угнетением со стороны  феодалов, полным бесправием холопов  перед властью господина и  почти полным отсутствием княжеской  правовой защиты. Судьба холопа зависела от того, по словам Даниила Заточника, каким будет господин — «добрым» или «злым». Поэтому среди первых же упоминаний о холопах в источниках содержатся сведения об их выступлениях против господ. Холопы отвечали на угнетение и бесправное положение бегством, и феодалам пришлось разработать обстоятельные законоположения, связанные с поимкой беглых (ст. 112-115, 120 Пространной Правды). Вся последующая история холопства сопровождается этими формами социального протеста - бегством и убийством господ.

Название конкретной общественной категории холопства уже в XI-XIII вв. стало общим обозначением зависимого, бесправного состояния и начало употребляться в этом смысле наряду со словом «рабство», которое встречалось  не в древнерусской юридической  и социальной практике, а в литературе. Упоминаемые же в XI в. холопы были социальной группой лично зависимых людей, более узкой, чем челядь. Для XI в. и предшествующего времени, по словам В. В. Мавродина, «всякий холоп - челядин, но не всякий челядин - холоп». С расширением круга холопов с разным объемом право- и дееспособности, умножением источников холопства содержание термина «холоп» стало более емким, приблизившись по значению к термину «челядин».

Итак, делаем вывод: основным источником холопства была личная зависимость соплеменников, устанавливаемая в результате социально-кономических процессов. Формы эксплуатации труда холопов в господском хозяйстве были самые различные, причем холопы могли находиться на службе, не иметь средств материального производства и владеть личным хозяйством. Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе "без ряду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Широкое распространение получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством. Рекрутированных из разных социальных групп и занимающих в значительной мере различное социально-экономическое положение холопов объединяет один юридический признак - почти полное отсутствие правоспособности, определяемое личной зависимостью. Такое социально-экономическое положение позволяет определить холопство как сословие юридически бесправных людей, занимающих различное место в материальном производстве и обслуживании господского хозяйства. «Широта охвата холопством различных социальных групп, - пишет М.Б. Свердлов, - позволяет установить социальное значение личной зависимости в феодальном обществе - это средство рекрутирования слуг и рабочей силы в господское хозяйство вне связи с государственными источниками доходов и рабочей силы. Личная зависимость и определяемые ею социально-экономические и правовые последствия были формой прикрепления зависимого человека к господину в условиях отсутствия государственной системы прикрепления к земле или тяглу, и поэтому холопство может быть названо личной крепостью».

 

Конструкция советской  власти по Конституции 1918 года

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования.

Конституция 1918 г. состоит из преамбулы, 6 разделов, 17 глав и 90 статей. 

Конституция 1918 г. была утверждена выборным органом власти; провозгласила республиканскую форму правления, федеративное государственное устройство; установила порядок формирования представительных органов власти через избирательную систему. За трудящимися впервые были закреплены некоторые политические и социально-экономические права, равенство в правах независимо от расы и национальности. Этот Закон, несомненно, выполнял учредительную функцию, ибо вводил или санкционировал новые институты власти: систему Советов, структуру и компетенцию правительства, государственные символы и др. В нем были зафиксированы принципиально иная, чем прежде, система власти и новые основания ее отношений с оппозиционными силами.

Третий раздел Конституции  назывался «Конструкция советской  власти».

Глава 6 определяла, что Всероссийский  съезд Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов принадлежит:

а) Установление, дополнение и изменение основных начал Советской  Конституции. 

б) Ратификация мирных договоров.  

Всероссийский съезд Советов  составляется из представителей городских  Советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125 тысяч жителей. Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал свой постоянный орган — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.  Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образовывал подотчетное правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР, для общего управления делами республики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

Разделения властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривалось. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет имел право рассматривать и утверждать проекты декретов и иных предложений Совета Народных Комиссаров и отдельных ведомств, и выпускать собственные декреты. Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.  О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает в Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, а тот в свою очередь вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов, которых образовано 18:

а) по иностранным делам;  
б) по военным делам;  
в) по морским делам; 
г) внутренних дел;  
д) юстиции;  
е) труда;  
ж) социального обеспечения;  
з) народного просвещения;  
и) почт и телеграфов;

к) по национальным делам;  
л) финансов;  
м) путей сообщения;  
н) земледелия;  
о) торговли и промышленности;  
п) народного продовольствия; 
р) государственного контроля; 
с) Высший совет народного хозяйства;  
т) здравоохранения.


При каждом народном комиссаре, под  его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара, коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.

Совет Народных Комиссаров всецело  ответствен перед Всероссийским  съездом Советов и Всероссийским  Центральным Исполнительным Комитетом.  

Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело  ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским  Центральным Исполнительным Комитетом.  

Звание народного комиссара  принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего  общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может. 

Ведению Всероссийского съезда Советов  и Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета подлежат все вопросы общегосударственного значения.

Властью на местах были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные Съезды Советов составлявшиеся из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшихся населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы — исполнительные комитеты (Исполкомы). Исполнительный комитет полностью отвечал перед избравшим его Съездом Советов. В период между съездами наивысшей властью на местах были исполкомы.

В советских республиках  и областях (Украина, Белоруссия и  пр.) во главе системы Советов  стояли Республиканские съезды Советов, избиравшие ЦИК республик.

Была унифицирована также  и структура Советов на местах. Совет депутатов созывается исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в других населенных пунктах.

Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов.

Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

Схема политического  устройства РСФСР (По Конституции РСФСР 1918)

 

 

Задача

1 вариант

Опираясь на статьи русской  Правды в краткой редакции и по условиям задачи суд примет следующее решение:

  1. Тимофей обязан вернуть коня Парфирию;
  2. Юрий, укравший коня обязан заплатить штраф Парфирию. 

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция РСФСР 1918 года.
  2. Греков Б.Д. Киевская Русь. Политиздат. 1953.
  3. Зимин А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973.
  4. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.
  5. ХРЕСТОМАТИЯ по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990.
  6. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М. 1987г.
  7. http://zakon.rin.ru

Информация о работе Правовое положение холопов по Русской Правде