Правовой статус УАССР в конце 1980 – начале 1990-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в исследовании и сравнении правового статуса республики в период автономии и как республики в составе Российской Федерации.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Изучить изменения в общественно-политической жизни советской Удмуртии в середине 1985-1990 гг.
2. Изучить правовой статус УАССР.
3. Изучить правовой статус Удмуртской Республики в составе Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ УДМУРТИИ В СЕРЕДИНЕ 1985-1990 ГГ.
5
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УАССР
8
ГЛАВА 3. УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
21

Вложенные файлы: 1 файл

Правовой статус УАССР.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  права, социального управления и  безопасности

Кафедра «Правовые  основы государственной и муниципальной службы»

 

специальность 061000 –  «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственности Удмуртии»

на тему: «Правовой статус УАССР в конце 1980 – начале 1990-х гг.»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка М.В. Сухих                          ______________________   (подпись)

ИПСУБ, гр. ЗС-061000-12 (к)

 

Проверил:

д.и.н., профессор

С. Л. Бехтерев                                      ______________________  (подпись)

                                                                                   

 

 

 

Ижевск – 2009 г.

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ УДМУРТИИ В СЕРЕДИНЕ 1985-1990 ГГ.

5

ГЛАВА 2.    ПРАВОВОЙ СТАТУС УАССР

8

ГЛАВА 3. УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность изучения данной темы состоит в том, что мы должны знать историю государственности, для того, чтобы не совершать ошибок, допущенных в прошлом; взять полезное и ценное из предыдущего опыта, сохранить то лучшее, что наработано предыдущими поколениями. Наша политическая система не является идеальной (неоправданно «раздут» управленческий аппарат, процветает бюрократия в кабинетах власти, не изжито взятничество) и требует изменений, повышения эффективности работы всех ветвей власти.

Проблемы развития общества, национального государственного строительства  в конце 1980-х – начале 1990-х гг. стали объектом пристального внимания исследователей и ведущих ученых. Именно в это время появилось расхождение концепций о правовом положении автономных республик в составе России, что объяснялось, прежде всего, сложной общественно-политической обстановкой, которая вызвала противодействие некоторых региональных лидеров, пытавшихся отрицать принадлежность государственного суверенитета только Российской Федерации, в целом, поставить под сомнение верховенство законов России на территории ее субъектов.1

Объектом изучения является Удмуртская Республика.

Удмуртская Республика – государство в составе Российской Федерации. Расположена в Западном Предуралье. Площадь – 42,1 тыс. кв. км. На западе и севере граничит с Кировской  областью, на востоке – с Пермской, на юго-востоке – с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе – с Республикой Татарстан. Население Удмуртское Республики – 1 636,0 тыс. человек (на 1 января 1998 г). В Удмуртии 5 городов республиканского (Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск, Можга) и 1 город – районного подчинения (Камбарка), 25 административных районов, 10 поселков городского типа, 2 117 населенных пунктов. Столица – Ижевск (654,5 тыс. жителей). 2

Предметом изучения является правовой статус УАССР в конце 1980 – начале 1990-х гг.

Цель настоящей работы заключается в исследовании и сравнении правового статуса республики в период автономии и как республики в составе Российской Федерации.

Исходя из цели можно  выделить следующие задачи:

1. Изучить изменения в общественно-политической жизни советской Удмуртии в середине 1985-1990 гг.

2.   Изучить правовой статус УАССР.

3. Изучить правовой статус Удмуртской Республики в составе Российской Федерации.

Методологией изучения явились общенаучные методы: историко-диалектический, анализ, синтез.

Теоретической основой изучения явились труды К.И. Куликова и В.Ю. Войтовича, которыми охватывается почти весь спектр проблемы развития России и республики и национального государственного строительства в Удмуртии в конце 1980-х – начале 1990-х гг.3 Нормативно-правовыми источниками выступили: Конституция (Основной закон) Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики и Конституция Удмуртской Республики.

Структура работы. Работа состоит из: введения, в котором отражается актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы изучения, теоретическая основа и структура работы; трех глав (в первой главе рассматриваются изменения в общественно-политической жизни советской Удмуртии в середине 1980-1990 гг., во второй главе – правовой статус УАССР, в третьей главе рассматривается правовой статус Удмуртской Республике в составе Российской Федерации); заключения, в котором сделаны выводы по изученной теме.

 

ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ УДМУРТИИ В СЕРЕДИНЕ 1985-1990 ГГ.

 

 

В 1980-х годах республика продолжала развиваться в советской системе социальных, экономических и политических отношений, определяющее место в которой сохраняла коммунистическая партия. Она монопольно регулировала законодательную и исполнительную деятельность государства, контролировала работу объединений граждан, используя преимущественно административные методы.

Последняя Конституция  УАССР, принятая в 1978 г. определяла дальнейшее развитие социалистической демократии. Она предполагала более широкое  участие граждан в управлении государством, совершенствование государственного аппарата, повышение роли общественных организаций, усиление народного контроля, расширение гласности.4 Эти процессы активизировались с началом перестройки в 1985 г.

За эти годы подверглись  изменениям основные институты советской политической системы (Советы народных депутатов, КПСС, общественные объединения граждан и трудовые коллективы).

Первоначально планировалось  осуществить перестройку только производственных отношений, не меняя  всей политической системы. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул концепцию ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Главные усилия предполагалось сосредоточить на опережающем развитии машиностроительной отрасли. В связи с этим опыт Удмуртии как одного из развитых регионов машиностроения оказался весьма актуальным.5

В решении задачи ускорения  реформаторы стремились опереться  на уже имевшиеся органы трудового  самоуправления. Так, еще 1 августа 1983 г. вступил в силу  Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Он расширил круг вопросов производства, труда и социального развития, которые включались в сферу  общественной управленческой деятельности. Широкие права предоставил Закон трудовым коллективам в связи с переходом экономики СССР на интенсивный путь развития и максимальным ускорением научно-технического прогресса.

Задача оптимизации  научно-технического прогресса решалась одновременно с попыткой укрепления производственной дисциплины. Одним из конкретных шагов в этом направлении объявлялась антиалкогольная компания. В этих целях 7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. В какой-то мере данная компания оказалась востребована населением. Достоянием общественности стали такие цифры: к 1985 г. число больных хроническим алкоголизмом в стране составило около 4,5 млн. человек, а в УАССР – около 35 тыс. Начало было многообещающим. Во дворцах культуры создавались клубы трезвости, стали проводиться безалкогольные праздники и обряды. Появились новые формы работы: дни семейного отдыха, клубы выходного дня, клубы бригадиров, рационализаторов. 6

Однако усилия партийных, советских и общественных органов привели к обратному результату. Надежды, возлагавшиеся на организации Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, не оправдались.

Благие намерения руководства, первоначально поддержанные населением, обернулись громадным ущербом для бюджета, ростом самогоноварением, токсикоманией и наркоманией, разгулом преступностью. 

Надежды реформаторов укрепить трудовую дисциплину директивными мерами не оправдались. Требовалось найти  кардинальное решение развития производственной демократии. Одним из таких путей должно было стать принятие Верховным Советом СССР 30 июня 1987 г. Закона о государственном предприятии (объединении), суть которого состояла в переходе от преимущественно административных методов к широкой демократизации управления. Закон утвердил выборность руководителей всех звеньев. Кроме того, с 1988 г. предприятия обязывались самостоятельно разрабатывать планы экономического и социального развития.7

В значительное мере они  рождались в кабинетах экономических  служб узким кругом специалистов и руководителей. Часто хозяйственные органы игнорировали мнение трудовых коллективов, навязывали им контрольные цифры без учета реальных возможностей.

Одновременно Советы трудовых коллективов (СТК) рассматривались  как органы прямого руководства, решающие в основном перспективные задачи предприятия. В мае 1988 г. в Удмуртии действовало 502 СТК и около тысячи советов подразделений.8

Реформирование производственных отношений оказалось наиболее неудачным  начинанием. Результатом стал беспорядок в управлении производством, который облегчил поведение приватизации и сохранение административной и хозяйственной власти руководства отраслей, предприятий.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УАССР

 

Важнейшим мероприятием для реконструкции как самих  Советов, так и других механизмов власти для подчинения закону стала XIX Всесоюзная партийная конференция, которая состоялась в июне – июле 1988 г.

Основным направлением демократизации определялась передача власти от партийных органов Советам. Высшим органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов СССР (в республиках – республиканские съезды). Он формировал из своего состава постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали Верховные Советы республик.9

Верховным Советом СССР были приняты законы об изменениях и дополнениях Конституции и о выборах народных депутатов СССР. Они, в частности, затрагивали принципиальные вопросы, связанные с реформой политической организации общества. Конституционную реформу в СССР намечалось осуществлять поэтапно.

Одновременно проходило  реформирование исполнительной власти, осуществлялись перестройка деятельности министерств, исполкомов Советов, переход  на двухзвенную систему управления.

На I съезде народных депутатов СССР (май – июнь 1989 г.) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы 1989 г. привели к переходу инициативы политического реформирования от КПСС к депутатам. Российские парламентарии выдвинули идею построения правового государства, гарантом которого должен был выступить его глава. В этих целях III съезд народных депутатов (март 1990 г.) ввел пост президента и избрал Президентом СССР М.С. Горбачева, завершив тем самым этап формирования союзных органов государственной власти.10

Принятые законы позволяли  радикально, во-первых, изменить структуру  органов государственной власти. Создавались совершенно новые образования (ст. 89): съезд народных депутатов  СССР, съезды народных депутатов союзных  и автономных республик. Именно съезд народных депутатов СССР должен был являться высшим органом государственной власти (ст. 108), объединившим полномочных представителей, наделенных одинаковыми политическими правами, всего населения страны, национально-территориальных единиц, общественных организаций. 11

Во-вторых, изменялись функции  Верховного Совета СССР, который стал избираться из состава съезда народных депутатов СССР (ст. 91). Верховный  Совет превратился в постоянно  действующий  законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти СССР.

Изменялась правовая природа президиумов Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик: они становились рабочими органами Верховных Советов, не избирались, а образовывались по должностному признаку. Председателем Верховного Совета Удмуртии был избран В.К. Тубылов.

В-третьих, совершенствовалась избирательная система (ст. 109). Законом  предусматривалось избирать депутатов  не только от территориальных и национально-территориальных  избирательных округов, но и от различных общественных, кооперативных организаций, объединений женщин, ветеранов войны и труда, научных работников, творческих союзов и т.д., Законом СССР о выборах народных депутатов укреплялись демократические начала подготовки и проведения избирательных компаний. Изменялись изжившие себя разнарядки сверху, командно-административные методы подбора кандидатов. 12

В-четвертых, более четко  было проведено разделение между  законодательной и управленческой властью (ст. 96). Лица, входящие в состав органов управления Советов Министров СССР, ССР, АССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, а также руководителей ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов не могли быть депутатами Совета, которому они подчинялись. Председателем Совета Министров стал Н.Е. Миронов, генеральный директор Ижевского государственного подшипникового завода. Судьи и государственные арбитры не могли быть депутатами Совета, на территории которого он осуществлял свои полномочия. Важной гарантией демократических начал являлось ограничение срока полномочий должностных лиц, назначаемых Советами народных депутатов. Они не могли занимать свои должности более двух сроков подряд (ст. 91).

Информация о работе Правовой статус УАССР в конце 1980 – начале 1990-х гг