Правовые теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:24, доклад

Краткое описание

Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р.Иеринг, Ф.Жени, Е.Эрлих, Р.Паунд. Зародилась во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США. Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом.

Вложенные файлы: 1 файл

Pravovye_teorii.docx

— 18.11 Кб (Скачать файл)

Правовые теории

Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р.Иеринг, Ф.Жени, Е.Эрлих, Р.Паунд. Зародилась во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США. Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и действия их участников. Это так называемое "живое" право, которое нужно отличать от "мертвого" закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на "живое" право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.

Психологическая теория права. Ее родоначальником считается русский ученый Л.И. Петражицкий. Возникла в начале ХХ века. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. Петражицкий подразделял право напозитивное и интуитивное. К позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обычаях и т.д.), а к интуитивному - психические переживания каждого отдельного индивида или группы лиц. По мнениюПетражицкого интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживания, т.е. такие психические переживания, которые связаны с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Интуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и является источником его преобразования, ибо правовые эмоции при определенных условиях объективируются в нормах позитивного права. Кроме того, Петражицкий различал право официальное и неофициальное. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым - право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства. По сути дела и Петражицкий, и его последователи отождествляли право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, переживаниям людей.

Позитивистское  понимание права

Позитивистское  понимание права исходит из того, что право - это система детерминант, порождающих строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функционирования государственных институтов: законов, прецедентов, судов, парламентов, правительств, чиновников и т.п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, подвергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществления государственной политики. Сущность позитивистского подхода состоит в том, что право не возникает как результат естественного исторического развития. Оно всегда позитивно, то есть дано какой-либо силой (государством, богом, высшим разумом).

Несмотря на разнообразие трактовок и подходов, общим для данного направления является признание правом только норм, созданных государством. В юридическом позитивизме правом признается любая норма (вне зависимости от содержания), обладающая формально-юридическими качествами, то есть позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании.

Юридический позитивизм отождествляет понятия права  и закона, тогда как естественно-правовые концепции исходят из различения права и закона.

Это учение имеет  как недостатки, так и достоинства, благодаря которым оно и сегодня  является одним из самых распространенных. Негативные оценки позитивизма связаны  с тем, что его отказ от социальной оценки права привел к одиозному  звучанию формулы «закон есть закон». Эта формула может открыть  дорогу волюнтаризму и произволу  в области правотворчества и  в государственном управлении в  целом. Все, что порождает государство, является ценным само по себе, так как  сила, его создающая, является совершенной  и абсолютной.

К числу недостатков  позитивизма относится его трактовка  прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход позволял государствам не только давать права своим гражданам, но и ограничивать, забирать их совсем. Современная доктрина прав и свобод человека не укладывается в позитивистские рамки.

Вместе с  тем юридический позитивизм имеет  ряд непререкаемых заслуг перед  современным правоведением.

Именно позитивистские школы признаны классическими, и  в настоящее время не потеряли своей актуальности разработанные  понятия: учения о правовой норме  и структуре, виды толкования права, понятие субъекта права, основания  юридической ответственности и  многие другие разработки. К заслугам юридического позитивизма относится  утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности.

Юридический позитивизм условно может быть подразделен  на три большие группы учений, существующих в разных странах и возникших  в разное время: государственно-институционный (этатический), социологический и антропологический (психологический и биологический).

Этатический позитивизм рассматривает право как систему велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, логически и исторически связанные между собой, по другую - гражданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные интересы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства.

Социологический позитивизм опосредует связь между  обществом и государством, верховенствует и там и здесь.

Социологические школы исходят из того, что законодатель не создает право, а лишь открывает  его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает «свободу воли», «волюнтаризм» законодателя и ориентирует науку на изучение реальных процессов, происходящих в  обществе.

Однако многое зависит от того, как понимается развитие права в недрах общества, какая часть реальных правоотношений рассматривается в качестве основных, каким целям служит основная идея. Она может использоваться как  для того, чтобы потребовать от законодателя реформ, изменений действующего законодательства, так и для того, чтобы не допустить сколько-нибудь существенных законодательных новшеств, поскольку новое право еще  не сложилось.

Следствием  социологического подхода к праву  явилось появление двух понятий, занявших важное место в современной  правовой теории.

Одно из них - правовой плюрализм. С позиций правового  плюрализма, государство в своей  законотворческой деятельности не может, да и не должно, охватить все «живое право», действующее в обществе. У государства нет монополии  на право: в одно и то же время, наряду с законодательством, созданным государством, могут существовать и иные системы норм (например, обычное право).

Другое понятие  — свобода судейского усмотрения. Представители социологически ориентированных  школ констатировали, что, прежде всего, новые тенденции обнаруживает суд, который ближе к конкретным жизненным  фактам, чем законодатель. Социологическая  юриспруденция сближается с доктриной  естественного права, которая также  настаивала на возможности суда выйти  за рамки закона, противоречащего  принципам естественного права  и справедливости.


Информация о работе Правовые теории