Право в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:23, доклад

Краткое описание

В мировой истории Древняя Греция занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает античная цивилизация, с такими яркими явлениями, как философия, изобразительные искусства, республика. Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Особенности процесса становления государственности в античном мире также во многом определялись природно-географическими факторами.

Вложенные файлы: 1 файл

Право ДГ.docx

— 31.35 Кб (Скачать файл)

Введение

 

  В мировой истории Древняя Греция занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает античная цивилизация, с такими яркими явлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.

  Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Особенности процесса становления государственности в античном мире также во многом определялись природно-географическими факторами.

   Наиболее интересным и изученным является процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая представляла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.

 

1. Этапы развития  государственности

 

Первые государственные  образования на территории Греции появились  во II тыс. до н.э. полисный этап истории Древней Греции делится на четыре периода:

  1. Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода.
  2. Архаический период (8-6 вв. до н.э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государства в форме полисов.
  3. Классический период (5-4 вв. до н.э.) характеризуется расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.

Эллинистический период (4-2 вв. до н.э.). Греческий полис исчерпав свои возможности вступил в полосу кризиса, преодоление которого требовало создания новых государственных образований. Эллинистические государства образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским. Эллинистические государства, сочетая в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества, открыли новый этап древнегреческой истории.

 

 

2. Гомеровская  Греция

В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. В это время  земля еще составляла племенную  собственность и предоставлялась  членам родов лишь в пользование  на условиях периодического передела. Однако лучшие земли, большие стада  находятся у представителей знатных  и богатых, а базилевсу принадлежит еще особый надел – теменос. В то же время существовали и такие крестьяне, у которых земли не было совсем.

Население было объединено в сельские общины, обособленные друг от друга и занимавшие небольшую  по размеру территорию. Экономическим  и политическим центром общины был  город, основное население которого – земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы.

Постоянно действующим  органом власти являлся совет  старейшин – буле. Это был совет  наиболее видных представителей родовой  знати. Еще сохранялась первобытная  демократия, и значительную роль играли народные собрания. Главой власти был  базилевс, одновременно исполняющий обязанности военачальника племени, верховного судьи и верховного жреца. Должность базилевса была выборной, но со временем закрепилась наследственно в одной семье.

Таким образом, гомеровская  Греция была раздроблена на мелкие самоуправляющиеся округи, из которых  впоследствии образуются первые города-государства  – полисы.

 

3. Рабовладельческое  государство в Афинах

Образование Афинского  государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего  четыре племени. Город стал средоточием  людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства  племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении  отдельных племен.

Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы – геоморы, выделялась группа ремесленников – демиургов. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.

Начиная с века до н.э. все более активно развивался новый социальный класс. Относительно высокий уровень производительных сил, благоприятные природные условия  Аттики с ее небольшим земельным  фондом и удобным местоположением  для торговли способствовали появлению  ремесленного и торгового населения. Его боевую часть составляли матросы  многочисленного афинского флота. Все эти люди, а также крестьяне  называли себя демосом – народом.

 

3.1. Реформы Солона

В 1594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось в большую  смуту. Оказавшись в сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического  деятеля Солона, который выбрал политику «золотой середины».

 

Первой и самой крупной реформой была сисахфия – отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства.

Чтобы предотвратить  разграбление крестьянских наделов  в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в  частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная  свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания.

 Важнейшей  политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать

Деление населения  по имущественному признаку имело и  политическое значение, поскольку каждому  разряду предоставлялся определенный уровень политических прав.

Первые  два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

Высшим  органом власти было афинское народное собрание, обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя. Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов.

Значительную  роль играл суд присяжных – гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов.

3.2. Тирания Писистрата

Афины переживают острый политический кризис, завершившийся  установлением тирании. Один из представителей богатого и знатного рода Писистрат, опираясь на вооруженную силу, захватил государственную власть и стал тираном. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Писистрат принял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Им предоставили дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Политика этого времени была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества. Но влиятельные рабовладельцы, недовольные таким режимом, в результате открытого выступления низвергли тиранию. Борьба за власть завершилась победой Клисфена, поддерживаемого народом.

3.3. Реформы Клисфена

Реформа 509 года до н.э. окончательно ликвидировала  остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено  их территориальное разделение. Целью  реформы было смешение населения, разъединение родов и тем самым ослабление силы эвпатридов. Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Было создано десять территориальных фил. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали  избирать совет пятисот – по 50 человек от каждой филы. Клисфен создал новый орган – коллегию стратегов, в которую входили по одному человеку от каждой филы. Многим метекам были предоставлены гражданские права.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма, который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тысяч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества. Решение об остракизме принимало только Народное собрание.

  1. Афинское государство в 5 веке до н.э

   В 5 веке до н.э. Греция вела войну с империей Ахеменидов. Победа стала возможной лишь благодаря объединению греческих полисов. Был создан Далосский военный союз, делами которого управлял совет из представителей всех городов – членов союза. В скором времени главенство в этом союзе перешло к Афинам, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.

   В 494 году до н.э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна была перенесена в Афины и стала частью афинской казны. Союзнические деньги тратились на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Некоторые члены союза выступали против Афин, но эти восстания были подавлены.

   В 449 году до н.э. был заключен Каллиев мир, положивший конец Греко-персидским войнам. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было не только военно-политическое объединение, но и экономическое: в рамках союза успешно развивалась торговля. Поражение в Пелопоннесской войне прекратило существование Первого Афинского морского союза.

   С целью противостояния Спарте в 378 году до н.э. был создан Второй Афинский морской союз. Его члены сохраняли свою независимость и на добровольных началах делали взносы в общую казну.

  Уже в период войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от имущественного положения. избрание архонтов производилось посредством жребия.

  Демократия, руководимая Эфиальтом, в 462 году до н.э. приняла закон о лишении ареопага всех политических функций. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

   Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе.

    Перикл провел гражданскую реформу, вызванную чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.

  Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка, небольшое число граждан обладало значительными состояниями, множество семей составляла беднота.

  Переселенцы ( метеки) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Им запрещалось участвовать в Народном собрании и занимать должности. Каждый метек должен был выбрать себе простата – посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взимался особый налог, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

Женщина в Афинах занимала особое положение. Она не имела ни политических, ни гражданских прав. Брачный договор заключал отец невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не запрещал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось просто выгнать из дома, а приданое присвоить.

Дети находились во власти отца уже по тому, что завещание  находилось в его воле. Для законного  лишения наследства достаточно было непочтительного отношения к  отцу.

 

  1. Основные черты афинского права

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского  права в период демократии был  закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям.

 

 

Драконт включил в законы ряд существенных положений: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Оформилось право частной собственности, за посягательство на частную собственность вводилось суровое наказание. Жестокость наказаний – характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью. В начале века до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня развития. Но все же наряду с законами важное место сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общего понятия права, оно еще не было систематизировано. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления.

Информация о работе Право в Древней Греции