Право средневековой Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:22, доклад

Краткое описание

Источники права. Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.
До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств Поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в.— Законы Кнута. Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 23.docx

— 65.79 Кб (Скачать файл)

Глава 23. Право средневековой  Англии

Источники права. Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.

До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств Поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в.— Законы Кнута. Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в.

В основу Правды Этельберта были положены нормы старого обычного права, но она отразила и новые правовые положения, устанавливающие, например, повышенные штрафы за преступления против короля и церкви, материальные взыскания короля по ряду исков свободных (дела о краже, убийстве). Так, за убийство свободного человека выплачивался не только вергельд семье убитого, но и штраф (в 50 шиллингов) королю в качестве возмещения господину.

В IX в. король уже выступает как главный гарант "королевского мира", как защитник и господин своих подданных. Устанавливается высшая юрисдикция короля по целому ряду правонарушений. Усиливается охрана жизни короля.. Злоумышление против его жизни влечет за собой смертную казнь.

Основываясь на обычном  праве, последующие сборники заим~ ствовали правовые нормы предшествующих. Король Альфред, например, создавая свою правду, указывал, что он заимствовал многое из прежних законов, особенно Этельберта, "которые ему понравились", но многое и опустил "по совету мудрых".

Политика первых нормандских  королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение "старинных и добрых англосаксонских  обычаев". В это время, таким  образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности  английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит  к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных  королевских судов.

С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II (XII в.) и было связано формирование "общего права" (Common law) страны. Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях коро-левских должностных лиц.

Кроме того, рассматривались  ими и "общие тяжбы" или "тяжбы  народа" по жалобам, поступающим  к королю. Одним из первых центральных  королевских судов и стал суд "общих тяжб", созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в "Суд королевской скамьи".

Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать "общее право" с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы (writ), как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику — явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица.

Со временем в приказах стал четко формулироваться вид  требования, иска; приказы стали  классифицироваться по определенным видам  правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение  его прав, нашедшее выражение в  соответствующем приказе, будет  доказано в суде, то он выиграет дело.

Этому способствовали прежде всего ассизы* Генриха II, которые установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле. Наиболее известна "Великая ассиза", предусматривавшая особую форму иска об установлении правового титула на землю, а также ряд владельческих ассиз: "О смерти предшественника" (о передаче свободного держания наследникам); ассиза "О новом захвате" (о расширении путем "новых захватов" домениальной земельной собственности короля); ассиза "О последнем представлении на приход" (о праве землевладельца представлять своего кандидата на место священника в приходской церкви). Две крупные ассизы — Кларендонская (1166 года) и Нортгемптонская (1176 года) были изданы в форме инструкций разъездным судьям.

Так как на ранней стадии формирования "общего права" королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по "общему праву" —реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

Стороны с этого  времени не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться  на эти образцы, что неизбежно  должно было привести к окостенению  системы приказов, к сокращению притока  новых формул исковых требований. Так и произошло. Если лорд-канцлер  как глава королевской канцелярии выпускал какой-либо приказ по собственной  инициативе, то судьи часто отказывались его применять. Ограничения издания  новых приказов нашли отражение  в Оксфордских провизиях в 1258 году, в период обострения борьбы крупных  феодалов (баронов) с королем.

Поток жалоб, поступавших  к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил английского короля Вестминстерским  статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю "реестра приказов" расширить действие "общего права" путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. "Реестр .приказов" пополнился после этого универсальным иском "применительно к данному случаю" (action in the case). Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизненные ситуации было невозможно. "Общее право" продолжало окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.

Другим каналом  формирования норм "общего права" стала сама практика королевских  судов. 'Записи по судебным делам, сначала  в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки  судебного решения, велись с момента  возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы  стали публиковаться в "Свитках  тяжб". Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей  судебной практике в качестве прецедента. Хаотичный характер записей, однако, крайне затруднял возможность судей  отыскать в них нужные им сведения. С середины XIII в. эти сведения о  наиболее важных судебных делах судьи  стали черпать из официальных  отчетов — "Ежегодников". В 1535 году на смену им пришли систематизированные  судебные отчеты частных составителей.

Вместе с публикацией  материалов судебных дел стала формироваться  и теория судебного прецедента, еще  далеко не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских  судов по определенному правовому  вопросу, стал приобретать постепенно силу образца при рассмотрении аналогичных  вопросов в будущем.

В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, частнособственнические отношения, но они не находят адекватного отражения в нормах "общего права", формализм которого препятствует этому. Почему же готовые рецепты регулирования частнособственнических отношений римского права в это время не были востребованы в Англии? Ответ надо искать прежде всего в истории формирования английских судов.

Нормандское завоевание приблизило Англию к интеллектуальной жизни континента. Сразу же после  него начинает читать свои лекции по Дигестам Юстиниана в Болонье Ирнерий, а затем Грациан создает свои "декреты", ставшие основой канонического права. Курсы римского и канонического права читаются в Оксфорде, школы канонического права создаются при монастырях.

Первые английские судьи, те же клирики и чиновники, были открыты для восприятия высоких  достижений римской правовой культуры. Но с конца XIII в. при Эдуарде 1 их стали назначать из профессионалов. Именно тогда складываются замкнутые корпорации судей с принадлежащими им подворьями (Inn's of Court), где готовились будущие судьи и правозаступники (баристеры и солиситоры). Монополизировав в своих руках охрану английского ми-ропорядка, они выступали, защищая прежде всего свои профессиональные интересы, ярыми апологетами "общего права", доказывая его несравненные преимущества перед правом римским. При этом утверждалось, что они не создают право, а лишь открывают его извечно существовавшие нормы. К тому же самобытная система "общего права" уже в XIV в. занимала прочные позиции в этой стране.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей  неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с  меняющимися историческими условиями  стало появление в Англии в XIV в."суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости" (equity).

Возникновение "суда справедливости" было связано с  деятельностью лорда-канцлера — "проводника королевской совести", который сначала от имени короля, а с 1474 года — от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на "плохое правосудие", на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах "общего права".

На основе обращения  потерпевших к королю с просьбой "ради Бога и милосердия" защитить их права лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом  штрафа (sub роепа) обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами "общего права", а руководствующийся нормами "справедливости".

"Право справедливости" не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов  на откуп судей, что неизбежно  должно было привести к созданию  ряда принципов, ограничений,  соответствующего "инструментария" справедливости. Эти принципы и  стали создаваться по мере  того, как накапливались решения  "судов справедливости". Судебные  отчеты по рассматриваемым делам  начали публиковаться поздно, с  1557 года, когда резко возросло  количество дел в судах справедливости.

Основные принципы "права справедливости", часть  которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный  из них заключается в том, что "право справедливости" — это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "право  справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный  характер, то есть зависит от усмотрения суда.

Среди других принципов  можно отметить следующие: — "право  справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на "общем праве", если только эти  лица не совершили каких-либо неправомерных  действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;

— там, где возникает  коллизия между нормами "права  справедливости", действует норма "общего права";

— там, где возникает  коллизия прав по "праву справедливости", следует защищать те права, которые  возникли раньше по времени;

— равенство есть справедливость. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;

— "право справедливости" признает приоритет закона, но не допускает  ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.

"Право справедливости" создавалось не для того, чтобы  заменить "общее право", а чтобы  придать ему большую эффективность  путем отхода от старых формальных  правил, создать средства защиты  нарушенных прав и интересов  в тех сферах общественных  отношений, которые не затрагивались  нормами "общего права". Если  сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то  со временем, в силу изменившихся  исторических условий, оно стало  приходить в прямое противоречие  с ним. Столкновения между "судами  справедливости" и судами "общего  права" начались в 1616 году, когда  Э. Кок, главный судья "Суда  общих тяжб" в Вест-минстере, поставил вопрос о том, может ли "суд справедливости" выносить решение после соответствующего решения суда "общего права" или вместо Него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда (inqunction), запрещающие исполнение некоторых решений судов "общего права".

Яков 1, предпоследний  абсолютистский король в Англии, решил  этот конфликт в пользу "суда справедливости", судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться "через своих  слуг" в отправление правосудия. Королем был издан указ, что  в случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии, последние  имеют преимущественное значение.

Информация о работе Право средневековой Англии