Праздники и обряды античного мира. Древний Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ» ярко характеризует образ жизни древних римлян. На зрелища в Риме тратились огромные средства, даже самые скупые императоры не жалели на это денег – это было состязание в роскоши. На первом месте стояли гладиаторские бои и цирковые игры, на втором – театр. В Риме также очень любили ночные представления с иллюминациями.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………….. 2
Древнеримские праздненства. Общая характеристика. ………………... 2
Луперкалии. …………………………………………………………….… 3
Сатурналии. ….………………………………………………………........ 3
Вакханалии. …………………………………………………………….… 4
Матроналии. …………………………………………………………….… 4
Квинкватрии. ………………………………………………………….…. 5
Терминалии. ………………………………………………………….…. . 5
Флоралии. …………………………………………………………….…… 5
Нептуналии. ………………………………………………………….…… 6
Марс. ………………………………………………………………….…… 6
Теллурии. …………………………………………………………………. 6
Цереалии. …………………………………………………………………. 7
Либералии. ………………………………………………………….…….. 8
Вертумн и Помона. ………………………………………………………. 8
Вулканалии. ………………………………………………………………. 9
Роль театра в проведении праздников. …………………………………. 9
Римские игры. …………………………………………………………… 10
Бои гладиаторов и состязания. …………………………………………. 11
Гладиаторский бой глазами римлян. …………………………………… 14
Триумфальные праздники. ……………………………………………… 14
Приложение.
Календарь римских праздников. …………………………….. 16
Важнейшие Римские религиозные празники ………….……. 20
Список источников и литературы. ……………………………….…….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Праздники и зрелища в древнем Риме!!!!.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Устраивались еще и  инсценировки морских сражений – навмахии. Впервые навмахию показал римлянам Цезарь по случаю освящения храма Марса Мстителя, Октавиан Август, по словам римского историка начала I в. н. э. Веллея Патеркула, «ослепил воображение и зрение римского народа великолепными гладиаторскими играми и навмахиями...» Событие это запомнилось надолго, ведь город в те дни был переполнен зрителями.

Август представил согражданам  эпизод из истории греко-персидских войн: сражение между афинским флотом и кораблями персов. Сам принцепс приказал выкопать неподалеку от Тибра и садов Цезаря огромный бассейн длиной в 280 м и шириной в 70 м, где на тридцати кораблях: диерах, триерах и судах поменьше — вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов.

Примеру Августа последовали  его преемники. Нерон показал  римлянам не только морской бой, но впридачу и морских животных в  соленой воде, и в этом бассейне был устроен морской бой между  персами и афинянами, а после  этого воду тотчас выпустили, и на сухом дне снова вышли друг на друга бойцы, уже не один на один, а отряд на отряд.

Отдельно следует сказать  о навмахии, устроенной императором  Клавдием. Он, как и Август, не приспосабливал под временный бассейн арену  амфитеатра, но и не стал сооружать отдельный водоем. Желая с помощью добровольных подрядчиков, мечтавших завладеть затем осушенными полями, спустить воды Фуцинского озера в реку Лирис, он распорядился начать строительство громадного водостока, над которым 30 тыс. человек работали непрерывно в течение одиннадцати лет. Перед тем как спустить воды озера в прорытый канал, император захотел, чтобы возможно большее число зрителей могло увидеть это великолепное сооружение. Для этого он устроил на озере морской бой — навмахию. Сражались в этом бою сицилийский и родосский флот, по двенадцати трирем каждый, а знак подавал трубою серебряный тритон, с помощью машины поднимаясь из воды. Клавдий снарядил триремы и квадриремы, посадив на них девятнадцать тысяч человек; у берегов озера со всех сторон были расставлены плоты, чтобы сражающимся некуда было бежать, но внутри этого ограждения оставалось достаточно простора для усилий гребцов, для искусства кормчих, для нападения кораблей друг на друга и для всего прочего, без чего не обходятся морские бои. На плотах стояли манипулы преторианских когорт и подразделения конницы, на них же были возведены выдвинутые вперед укрепления с готовыми к действию катапультами и баллистами, тогда как остальную часть озера стерегли моряки на палубных кораблях.

Берега, холмы, вершины окрестных гор заполнили, как в амфитеатре, несметные толпы зрителей, привлеченных из ближних городов и даже из Рима жаждою зрелищ, тогда как иных привело сюда стремление угодить принцепсу. Сам он в роскошном военном плаще и невдалеке от него Агриппина в вытканной из золотых нитей хламиде занимали первые места. И хотя сражение шло между приговоренными к смерти преступниками, они бились как доблестные мужи, и после длительного кровопролития оставшимся в живых была сохранена жизнь.

Но навмахия императора Клавдия запомнилась не только пышностью и великолепием зрелища, но и трагическим происшествием, которым она завершилась. Строительные работы были проведены без точных расчетов, и это привело к катастрофе. По окончании зрелища, разобрав запруду, открыли путь водам; но тут стала очевидной непригодность канала, подведенного к озеру выше уровня его дна или хотя бы половинной его глубины. Из-за этого в течение некоторого времени продолжались работы по его углублению, и затем, чтобы снова привлечь народ, на озере возводят помост для пешего боя и на нем даются гладиаторские игры. Возле места, где озеру предстояло устремиться в канал, было устроено пиршество, участников которого охватило смятение, когда хлынувшая с огромной силою вода стала уносить все попавшееся на ее пути, сотрясая и находившееся поодаль, сея ужас поднятым ею ревом и грохотом.

В период империи представление  начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными  криками Ave Caesar, moritori te salutant — «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя». Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. Римляне превозносили искусство гладиаторов, высоко вознаграждали победителей, их портреты можно было видеть на горшках, плодах, лампах, перстнях; гладиаторов воспевали поэты и любили свободные римлянки. Но это были рабы, предназначенные развлекать и жизнью, и смертью.  С начала V века бои гладиаторов были запрещены.

Гладиаторский бой глазами римлян.

 

Благодаря изученным  фактам мы можем практически доподлинно восстановить картину проведения гладиаторского боя.

После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в город стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно было увидеть  все сословия и все возрасты. А  на арене сражаются гладиаторы. Когда  удается вонзить меч в тело противника, победитель издает короткий клич. Умирающий падает на свой щит, соблюдая обычай: доставить зрителям удовольствие любоваться его предсмертными муками.

Вспомните известную  фразу, которой провожали на бои  гладиаторов – «Со щитом или  на щите», а сами гладиаторы начинали бой словами «Ave. Caesar, morituri te salutant» – «Радуйся, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!». На желтом песке арены растекаются лужи крови, а бои продолжаются, и публика разгорячается все больше и больше.

Утолив в перерыве жажду и получив из рук служителей фрукты и сладости, публика готова немного отдохнуть и взглянуть на фокусников и клоунов. Это короткий отдых перед новой волной крови – впереди травля диких животных.

На глазах у ревущей  толпы голодные псы терзают газелей. Но толпе необходимо, чтобы со зверем боролся человек; и вот уже против голодного медведя выходит бастиарий, приговорённый к смерти, которому дарована возможность избежать её или погибнуть в схватке с хищником. А потом человека снова сменяют животные – бык против пантеры. А затем снова охотники и звери, и захватывающие толпу неистовые страсти.

 

Триумфальные праздники

 

Одно из изобретений  Рима – триумфы. Термин «триумф» пришел к нам из Рима и означал у римлян торжественный въезд победоносного полководца (триумфатора) с войском в городе Рим от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий.

Триумфальное шествие  в Древнем Риме открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Триумф устраивался по разрешению сената за самые выдающиеся заслуги перед государством либо самые великие победы и являлся высшей наградой полководцу (достаточно вспомнить триумф Гая Юлия Цезаря).

Удостаивались чести  триумфа немногие достойные, имя триумфатора навечно записывалось в триумфальные фасты.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля определяет триумф как «победное торжество  славы, торжественная встреча». Именно поэтому сегодня триумф является синонимом блестящего успеха, выдающейся победы.

Для закрепления триумфа в честь триумфатора или в память славных событий сооружалась триумфальная арка или триумфальные ворота  Герой возвращается с победой, и его встречает ликующий народ. Император Тит после разрушения Иерусалима был удостоен триумфа. Огромные богатства, захваченные воинами, проносили перед толпой. В толпе давили женщин и детей, но это никого не трогало, так как главное было восславить Тита.

«Именно апофеоз относился  здесь не столько к самой личности императора, сколько к самой монархической власти вообще и даже просто к Римской империи и ее могуществу, и её вселенскому «гению».  Император здесь, таким образом, в значительной мере безличен; это – символ римского единодержавия со всем его юридическим и военным аппаратом; это – абсолютизация государственности», – такова позиция А. Ф. Лосева (Лосев Алексей Федорович(1893-1988) – автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

 

I.   Календарь  Римских  праздников

 

ЯНВАРЬ:

1 – Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова 
3 – Начало Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, праздник Мира 
4 – Продолжение Компиталий, посвященных Компитальским Ларам 
5 – Последний день Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, памятный день освящения скринии в честь Вики Поты 
8 – Праздник Юстиции 
9 – Агоналии, посвященные Янусу 
11 – Карманталии, посвященные Карменте, Ютурналии, посвященные Ютурне 
12 – Компиталии, посвященные Ларам 
13 – Празднование присвоения титула «Август» Октавиану 
15 – Карменталии, посвященные Карменте 
16 – Праздник Конкордии (Согласия) 
17 – Праздник Фелицитас (Счастья) 
19 –23 Начало Форканалий 
24 – Продолжение Форканалий, начало Сементив (Паганалии) 
25 – Продолжение Форканалий, продолжение Сементив (Паганалии) 
26 – Продолжение Форканалий, последний день Сементив (Паганалии) 
27 –29  Продолжение Форканалий 
30 – Продолжение Форканалий, памятный день освящения Алтаря Мира 
31 – Продолжение Форканалий

ФЕВРАЛЬ:

1 – Продолжение Форканалий, начало праздника Юноны Соспиты 
2 – Продолжение Форканалий, праздник Цереры, завершение праздника Юноны Соспиты 
3 –4 Продолжение Форканалий 
5 – Продолжение Форканалий, начало праздника Конкордии (Согласия), памятный день получения Августом титула «отец отечества» 
6 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия) 
7 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия), первый день весны 
8 –11-  Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия) 
12 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия), праздник Каллисто 
13 – Начало Паренталий, продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия), праздник Весты, праздник Фавна, день поминовения погибших Фабиев 
14 – Продолжение Паренталий, продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия) 
15 – Продолжение Паренталий, Луперкалии посвященные Фавну, продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия) 
16 – Продолжение Паренталий, продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия) 
17 – Продолжение Паренталий, последний день Форканалий, последний день праздника Конкордии (Согласия), Квириналии посвященные Квирину, праздник Форнакс 
18 – 20  Продолжение Паренталий

21 – Последний день Паренталий, Фериалии посвященные Юпитеру 
22 – Праздник Конкордии (Согласия), Каристии, во время которых забывали семейные ссоры (Cara Cognatio) 
23 – Терминалии посвященные Термину 
24 – Регифугий (бегство царя) в память об изгнании Тарквиния 
27 – Эквиррии посвященные Марсу

 

МАРТ:

1 – Матроналии посвященные Юноне, праздник Весты, начало Ферий марта посвященных Марсу 
2 – 5 Продолжение Ферий марта посвященных Марсу 
6 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, воскурение ладана на алтаре Весты 
7 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, Матроналии посвященные Юноне, праздник Ведийова 
8 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, праздник Ариадны и Вакха 
9 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу 
10 – Праздник Венеры 
11 – 13   Продолжение Ферий марта посвященных Марсу 
14 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, Эквиррии посвященные Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию 
15 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, праздник Анны Перенны, Праздник Юпитера 
16 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, начало Вакханалий посвященных Вакху 
17 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, последний день Вакханалий посвященных Вакху, Либералии посвященные Либеру и Либере, Агоналии посвященные Марсу 
18 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу 
19 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, начало Квинкватр посвященных Марсу и Минерве 
20 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, продолжение Квинкватр посвященных Марсу и Минерве 
21 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, продолжение Квинкватр посвященных Марсу и Минерве 
22 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, продолжение Квинкватр посвященных Марсу и Минерве 
23 – Продолжение Ферий марта посвященных Марсу, последний день Квинкватр посвященных Марсу и Минерве, Тубилюстриум во время которого производилось сакральное очищение военных труб 
24 – Вероятно последний день Ферий марта посвященных Марсу, Когда Царь Собирал Народное Собрание (Quando Rex Comitiavit) (цель неизвестна) 
30 – Праздник Салюс 
31 – Праздник Луны

АПРЕЛЬ:

1 – Венералии посвященные Венере Обращающей Сердца (Verticordia) и Фортуне Вирилис (Мужской), Праздник Цереры 
2 – Праздник Плеяд 
4 – Начало Мегалесций посвященных Кибеле 
5 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле, праздник Фортуны 
6 – 8  Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле 
9 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле, Лумерии в честь Лемуров 
10 – Последний день Мегалесций посвященных Кибеле 
11 – 14 Начало Праздника Цереры 
15 – Принесение в жертву стельных коров (Fordicidia) в честь Матери Земли (Terra Mater), Продолжение Праздника Цереры, Праздник Венеры 
16 –  18 Продолжение Праздника Цереры 
19 – Праздник Цереры завершается Цереалиями 
21 – Палилии (или Парилии) посвященные Палес, Праздник Венеры 
23 – Виналии Приория посвященные Венере 
25 – Робигалии посвященные Робигу 
28 – Начало Флоралий посвященных Флоре, Праздник Весты 
29 – 30  Продолжение Флоралий посвященных Флоре 
МАЙ:

Информация о работе Праздники и обряды античного мира. Древний Рим