Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 21:42, контрольная работа
История расследования, розыска и предупреждения преступлений в Древней Руси непосредственным образом связана с возникновением государства, что подразумевает появление государственных учреждений принуждения (полиции, тюрем и иных пенитенциарных учреждений). Одновременно появляются и совершенствуются средства и методы розыска и изобличения преступников. Преступность как социальное явление было присуще уже древнерусскому обществу, о чем свидетельствуют дошедшие до нас первые законодательные акты Киевского государства, в которых оно закрепило принципы защиты личных и имущественных прав своих подданных.
Практика борьбы с преступлениями, расследования и розыска в Древней Руси (IX-XIII вв.)……………………………………………………3
Разработка правовой базы советской рабоче-крестьянской милиции. Ее характеристика………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………20
3 марта 1920 года
в составе Главного управления
милиции РСФСР образовали
В результате удалось уберечь от расхищения много сырья и материалов, наладить работу промышленности.
В условиях войны чрезвычайно обострилась проблема снабжения населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Это, в свою очередь, породило спекуляцию. Учитывая большую общественную опасность спекуляции, борьба с нею была возложена на ВЧК и милицию.
Железнодорожная милиция наносила основной удар по спекулянтам зерном — «мешочникам». Масштабы «мешочничества» становились настолько опасными, что для борьбы с ним создавались специальные заградительные отряды милиции. В результате их деятельности государству возвращались сотни пудов хлеба. Только за февраль 1920 г. работники железнодорожной милиции на территории 41 губернии РСФСР задержали около 11 тыс. спекулянтов-мешочников.
Преступность наносила огромный вред. Поэтому Народный комиссариат внутренних дел в июле 1920 г. поставил перед местными органами милиции задачу «очистить республику» от наиболее опасных преступников-рецидивистов, немедленно приняв для этого самые энергичные меры. Такие требования вызывались огромными масштабами и ростом преступности. В 1919 г., согласно данным Центророзыска, в 38 губерниях РСФСР было совершено 2 816 грабежей и разбоев, в 1920 г. — 7 319. Состояние же преступности в целом характеризовалось следующим образом: в 1919 г. по данным, поступившим из 39 губерний РСФСР, было зарегистрировано 108 638 преступлений, а в 1920 г. по данным 41 губернии — 341 142 преступления.
Для успешной борьбы с опасными преступлениями требовалось объединить усилия работников милиции и уголовного розыска. В этих целях был установлен порядок, согласно которому всем отделениям уголовного розыска вменялось в обязанность своевременно сообщать в Центророзыск о крупных преступлениях (грабежах, убийствах, террористических актах), совершенных на обслуживаемых ими территориях.
Общая милиция
Усилению борьбы органов уголовного розыска с преступностью способствовало расширение их сети.
Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР возникла после учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов.
Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыскного дела в России на основах единообразного его ведения. По существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. Как отмечалось в одном из отчетов Центророзыска, "фактически розыскного аппарата не было, не было связи между учреждениями, не было регистрации преступников, личный состав был ниже удовлетворительного... Таким образом, Центророзыск должен был начать свое дело с самого начала".
Правовой основой строительства советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска, изданное НКВД РСФСР 5 октября 1918 года, в соответствии с которым органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек "для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом". При губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска.
Общее руководство системой органов уголовного розыска осуществлял НКВД.
Все вопросы строительства уголовно-розыскного аппарата Главное управление милиции РСФСР решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 года оно направило в исполкомы местных Советов документ, в котором подчеркивалось, что "настало время поставить дело сыска на научную основу и создать кадры действительно опытных работников - научных специалистов". Главмилиция указывала на необходимость усиления технического оснащения органов уголовного розыска, совершенствования знаний и профессиональных навыков работников. Надо сказать, что документы того времени не позволяют достоверно судить о масштабах выполнения намеченной программы. Однако известно, что принимались меры по налаживанию дактилоскопического учета, фотографирования на основе единых правил.
В 1919-1920 годах органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголовных дел. Это вызывалось тем, что следственные комиссии при местных Советах - органы предварительного следствия, учрежденные Декретом СНК РСФСР о суде 2 от 12 февраля 1918 года, - не успевали расследовать все уголовные дела. В целях объединения сил, которые вели борьбу с преступностью, в апреле 1920 года было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Исполкомам Советов предлагалось обратить внимание на работу объединенного органа, назначив ответственного руководителя с самыми широкими полномочиями. В утвержденном НКВД РСФСР Положении о следственно-розыскной милиции подчеркивалось, что главными ее задачами являются "предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление производимых расследований". Однако в конце 1920 года, после введения института народных следователей в системе Наркомата, милиция перестала выполнять функции органов предварительного следствия.
В эти же годы в органах милиции стали создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на организацию кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением не только в органах внутренних дел. Его задачи были очень широкими: организация научной экспертизы на местах; обучение агентов угрозыска научным методам расследования преступлений, дактилоскопии, осмотру места происшествия и т.д. Заведующим кабинетом судебной экспертизы стал П. С. Семеновский - крупный специалист в области судебной медицины и дактилоскопии.
Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в Положении о рабоче-крестьянской милиции ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1920 г.
По нему милиция была 5 видов: 1. Городская и уездная; 2. Промышленная; 3. Железнодорожная; 4. Водная; 5. Розыскная.
Руководящим органом являлось ГУМ, которому через губернские управления подчинялись городские и уездные управления милиции. Управления милиции Москвы и Петрограда приравняли к губернским.
Рабоче-крестьянская милиция рассматривалась как исполнительный орган, которому придавалось значение вооруженных частей особого назначения. Народный комиссариат по военным делам мог привлекать милиционеров к участию в боевых операциях на фронтах. После прекращения боевых действий на территории района они немедленно возвращались к исполнению своих прямых обязанностей.
В Положении вновь подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета.
Главное управление милиции (ГУМ) НКВД - один из центральных органов Советского государства того периода - было наделено широкими правами, необходимыми для успешного руководства деятельностью милиции. Возглавлял его начальник милиции республики, член коллегии НКВД.
Естественно, с момента организации в июле 1918 года аппарат Главного управления милиции развивался, совершенствовался, его структура усложнялась, что отражало процесс развития аппарата милиции в целом.
(СЛАЙД) К
октябрю 1920 года оно состояло
уже из семи отделов и
уездно-городского (общего),
промышленного,
железнодорожного,
водного (речного и морского),
следственно-розыскного,
инспекторского,
снабжения.
Полномочия ГУМа того периода можно охарактеризовать как чрезвычайные. Оно неоднократно направляло работников милиции из тыловых губерний и уездов в освобожденные от интервентов и белогвардейцев районы для организации аппарата советской милиции и укрепления общественного порядка.
Положение о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 года закрепило опыт первых лет строительства органов милиции. С изданием Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.
Итак, с первых дней после победы революции, жизнь стала опровергать идеологические утопии большевиков. Тем не менее, большевики с трудом отказывались от представлений, которые исповедали десятки лет и начальной период их власти характеризуется попытками организовать охрану порядка на основе несостоятельной идеи “всеобщего вооружения народа”.
И только с принятием инструкции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции», большевики фактически восстановили дореволюционные принципы организации правоохранительных органов - штатность, специализацию и централизацию.
В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны процесс становления советской милиции не прекращался. Но сложившаяся в стране обстановка не могла не оказать на него влияния.
В соответствии с декретом «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому работники милиции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам управления исполкомов Советов, в состав которых входили подотделы милиции.
В милиции вводились военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находившиеся в районах боевых действий, по соглашению реввоенсоветов армий и фронтов с местными исполнительными комитетами, могли привлекаться к участию в боевых действиях.
Получает развитие специальная милиция: железнодорожная, речная, промышленная.
Происходит расширение системы уголовного розыска с созданием единой системы уголовно-розыскных органов: учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск)
Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в Положении о рабоче-крестьянской милиции. С изданием Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.
Список использованной литературы.
9. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России [Текст]: учебное пособие. – М., 1998.
10. Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права» М. 2005г.
Информация о работе Практика борьбы с преступлениями, расследования и розыска в Древней Руси