Предгумманизм в "Божественной комедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Культура Проторенессанса как феномен переходного времени от средневековья к Ренессансу становится предметом научных изысканий в последней трети XX века. Начало исследованиям было положено в области искусствоведения и продолжено литературоведами. 1

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава I. Проторенессанс, Данте Алигьери как его представитель...........5
1.1 Проторенессанс и его основы......................................................................5
1.2 Данте Алигьери как представитель Предгумманизма...........................6
Глава II. Предгумманизм в "Божественной комедии"................................9
2.1Структура "Божественной комедии".........................................................9
2.2Предгумманизм в содержании.....................................................................13
Заключение...........................................................................................................16
Список источников и литературы...................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Данте.docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………........3

Глава I. Проторенессанс, Данте Алигьери как его представитель...........5

1.1 Проторенессанс и его основы......................................................................5

1.2 Данте Алигьери как представитель Предгумманизма...........................6

Глава II. Предгумманизм в "Божественной комедии"................................9

2.1Структура "Божественной комедии".........................................................9

2.2Предгумманизм в содержании.....................................................................13

Заключение...........................................................................................................16

Список источников и литературы...................................................................18

 

Введение

Культура Проторенессанса как феномен переходного времени от средневековья к Ренессансу становится предметом научных изысканий в последней трети XX века. Начало исследованиям было положено в области искусствоведения и продолжено литературоведами. 1

 Литература Проторенессанса становится ареной столкновения между изменившимся самоощущением личности и традиционалистской установкой на канон, авторитет. Неслучайно, в литературных памятниках периода появляются убедительные свидетельства чувства личности, что ярко проявляется в субъективности «Комедии». С первого стиха «поэт говорит о себе и ни на один миг не оставляет читателя без себя». Поэт постоянно напоминает читателям о своем существовании, в эпизоде с Франческой, читатель увлекается историей, трагической любви, но Данте сообщает, что сам он от потрясения упал без чувств:

И я упал, как падает мертвец...

Показателен другой эпизод с вакханалией чертей, которые подхватывают на вилы грешников из кипящей смолы, а Данте обыгрывает рассказ об их попытке напасть на него самого. В Чистилище он даже сам принимает муку огнем, чтобы освободиться от греха сладострастия, и так по всему сюжету «Комедии» и по отношению ко всему, что в жизни было поэту дорого: любовь к Беатриче, научные и философские занятия, муки и думы, восторги и печали изгнанника. Пережитое поэт превратил из личного в общественное, из итальянского в мировое, из временного в вечное. Для средневековья вообще характерно, например, считать политику личным (или семейным, или клановым) предприятием (или религиозным подвижничеством, или рыцарской авантюрой), но никак не «работой подотчетных населению служащих» и его избранных представителей. Личный характер политики, религиозной системы (у Данте свой взгляд на религию), своя наука (знание Данте аффективно окрашено), всепроникающая эмоциональность обволакивает в авторском сознании, как и все самосознание средневековья, самые абстрактные понятия, свидетельствуя о слабой расчлененности интеллектуальной и эмоциональной сфер. Данте умеет отразить свойственный эпохе психологический склад средневековой личности.

Роль творческой личности в период Проторенессанса все более сводится к роли посредника между первообразным и его собственным произведением. И только как посредник автор обретает свое собственное лицо, но «гарантом самости автора является не его «Я», а Бог, с которым он встречается в глубине своей души». Обретение же себя здесь невозможно без «репрезентирующих Бога» посредников, которыми могут быть и предшественники в освоении традиции, исторически зримые автором, и герои его произведений.

Для авторского самосознания Данте актуален вопрос: А я? На чьем я оснуюсь примере?

(«Ад», II, 31).

Для ответа на обращенный к себе вопрос создатель «Комедии» выстраивает ряд величайших фигур истории человеческой мысли от Гомера и Вергилия до Бернарда Клервосского и Франциска Асизского; традиция обозначена как вся древняя и средневековая сумма знаний о Боге, мире и человеке. Закономерно Данте проявляет сильнейший интерес к вопросам поэтики и поэтической техники, особенно, в кантике «Чистилище», в которой рассыпаны сопоставления различных поэтических направлений: характеристика Якопо да Лентино, сицилийца, «нотариуса» и Гвиттоне как представителей отсталой манеры; афористическое изображение смены двух манер двух Гвидо (Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканте) и скромно возвещенное наличие поэта самой последней манеры, который готовится «спугнуть из гнезда своих предшественников, чтобы принести торжество сладостному новому стилю». Во всех песнях, предшествующих картинам земного рая, Данте много говорит о поэзии и поэтах, что характерно для проторенессансной тенденции изменения отношения поэта к самому себе, когда титул поэта постепенно становится чрезвычайно высоким.

Посредниками, «репрезентаторами Бога», без сомнения, надо назвать и проводников Данте по загробному миру, проводников к Божественному – Вергилия и Беатриче. К центру человеческого существа, райскому состоянию, от которого начинается восхождение к Небесам, символу «надформальных» состояний, через духовные миры ведут Данте, олицетворяющий дохристианскую мудрость Вергилий и Божественную мудрость – Беатриче.

 

 

 

 

Глава I. Проторенессанс, Данте Алигьери как его представитель.

1.1 Проторенессанс и его основы.

Чертой, объединяющей Петрарку, Боккаччо, Микеланджело и других гуманистов итальянского Возрождения, помимо других черт сходства, будет неослабевающий, деятельный интерес к античности, убеждающий в обоснованности именно такого понимания сути новой эпохи: Данте, предшественник Возрождения, совершает путешествие по Аду и Чистилищу, сопутствуемый Вергилием, в начале II песни Ада он обращается к музам, в Лимбе встречает античных философов и поэтов, в уста Улисса вкладывает слова о неограниченности человеческого дерзания; Филиппо Брунелески (1377-1446) связывает античный мир с XV столетием: приспосабливая классические формы к потребностям нового времени, он переносит римский купол в грандиозных размерах на христианские церкви (Санта Мария дель Фиоре во Флоренции). Чудом архитектурной мысли по колоссальности замысла и воплощения становится купол храма св. Петра на Капитолийском холме, выполненный уже семидесятилетним Микеланджело.1

Итальянский Предрессанс эпохи Джотто и Данте и приходящийся на ту же историческую эпоху Предрессанс в Западной Европе, Византии и Древней Руси, в Италии исчерпывается к середине XIV в., а в западноевропейских странах носит более или менее пролонгированный характер. Предренессанс можно определить как эпоху предгуманизма.

К началу XIV в. в ряде европейских стран (Италии, Франции, Германии, Испании) наблюдаются сходные с итальянским Предвозрождением исторические процессы, которые существенно изменяют социальную и духовную жизнь Западной Европы:

• расцвет торговли и городской культуры (приоритет принадлежит свободным городам-коммунам в Италии);

• развитие образования, рост числа университетов и соборных школ, проникновение образованности в городскую среду;

• секуляризация духовных ценностей на общем фоне антифеодальной и антицерковной направленности культуры, в первую очередь городской;

• рост национального самосознания и интереса к национальному прошлому, раннехристианской культуре и античности;

• расцвет религиозного и философского свободомыслия.

Взаимодействие всех этих разнородных факторов значительно изменяет мир Позднего Средневековья, поэтому эпоха, исторически приходящаяся на XIV-начало XV в., отличная от классического Средневековья, идентифицируется как Предвозрождение, Проторенессанс. Поскольку Италия встала на путь развития гуманизма раньше других стран Западной Европы, и уже творчество Данте, приходящееся на конец XIII – начало XIV в., носит характер переходный от средневековой системы ценностей к гуманистической, ренессансной, в Италии Предренессанс приходится на XIII – первую половину XIV века. Центрами нового культурного движения, безусловно, выступали города. «Но подобно тому, как аскетическое настроение не ограничивалось монастырской келией, а разливалось более или менее по всем слоям общества, так и новое настроение, которое постепенно вырабатывалось в городах, не оставалось исключительным достоянием горожан, а завоевывало себе все больше и больше приверженцев.2 Города становятся центрами еретических движений, в городах возникают первые кружки свободомыслящих философов, в первую очередь в университетской среде.

Альберт Великий, преподававший богословие в Сорбонне, учитель Фомы Аквинского, обеспечивает Аристотелю достойное место в системе философского знания. Фома Аквинский (1226-1274), продолжая мысли своего учителя, проецирует рациональные начала из аристотелевской теории познания на современные теологию и философию. Фома утверждает, что природа человека рациональна: «Ratio est potissima hominis natura» (разум есть могущественнейшая природа человека). Назначение человека – понимать и действовать с пониманием. Удивительным образом за 400 лет до Локка и английского эмпиризма Фома прямо выставляет тезис, гласящий: «Всякое наше интеллектуальное познание начинается с чувственного восприятия (sensu)». Об интеллекте Фома прямо говорит, что это «чистая доска» (tabula rasa) и что в нем не существует ровно никаких априорных форм. Согласно этическим взглядам Фомы, личность – создание «самое благородное во всей природе». Фома, опровергая манихейство, подчеркивает, что причина зла, состоит не в раздвоении Единого на тьму и свет, а в недостатке добра, который имеет своей причиной недостаток знания и свободы, присущий человеческому интеллекту.4

Таким образом, и платоновские идеи и аристотелевский мимесис были восприняты и переосмыслены философией Предренессанса уже с новых позиций формируемой в городах культуры, основанной на выделении индивидуального начала из группы или социума и постепенном осознании неповторимости, самодостаточности и самоценности этого индивидуального начала. Понятие «Возрождение», экстраполированное из области искусства на действительность в целом, может быть осмыслено как возрождение античности, причем в самом широком смысле, и осознание ценности и значения человеческой индивидуальности.

1.2 Данте Алигьери как представитель Предгумманизма.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».

Когда Данте было всего 9 лет, в 1274 г., произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт, он начинал писать еще в 80-ых.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался.

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его.

Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного" (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок"; группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Информация о работе Предгумманизм в "Божественной комедии"