Предпосылки и причины Карибского кризиса 1962 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Вторая половина октября 1962г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. Карибский кризис 1962 г 75%.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение Карибского кризиса и сегодня остается актуальным, поскольку угроза использования ядерного оружия существует и по сей день.

Вторая половина октября 1962г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене. Несмотря на обилие научных работ и статей посвященных этой теме, многие вопросы касающиеся событий Карибского кризиса до сих пор остаются спорными и до конца не ясными.

Цель работы - рассмотреть причины, ход и итоги Карибского кризиса 1962 года.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Анализ предпосылок и причин Карибского кризиса, изучение развития конфликта.

 

1. Предпосылки и причины Карибского кризиса 1962 г.

 

Любой международный кризис в XX веке тесно связан с общемировыми политическими процессами. Не был исключением и Карибский. Его корни лежат в небывалом подъеме национально-освободительного и демократического движений после второй мировой войны. Стремлению латиноамериканских стран добиться на этой волне большей независимости противостояли Соединенные Штаты, желавшие закрепить результаты второй мировой войны и не допустить проникновения СССР в Латинскую Америку. В условиях начавшейся «холодной войны» американское руководство достижение своих целей в Латинской Америке связывало с созданием Организации американских государств (ОАГ), призванной реализовать лозунг «доктрины Монро» - «Америка для американцев».

Среди латиноамериканских стран Куба в 50-х годах занимала одно из первых мест по капиталовложениям США. Она была излюбленным местом отдыха и развлечений американцев. На острове находилась крупнейшая база американских военно-морских сил. В то же время страна переживала острый политический кризис, который не был преодолен после установления проамериканской диктатуры Батисты в 1952 году. Ведущую роль в борьбе с режимом взяли на себя молодежные демократические организации: «Движение 26 июля» под руководством Фиделя Кастро и Абеля Сантамарии, и Федерация университетских студентов, и ее боевая организация «Революционный директорат». В 1956 году «Движение 26 июля» развернуло партизанскую войну против Батисты, которая завершилась падением диктатуры в начале января 1959 года.

Приход к власти демократических сил на Кубе был настороженно встречен американским руководством. Попытка Ф. Кастро в апреле 1959 года встретиться с представителями правительства США завершилась безрезультатно. После этого, в мае того же года, на Кубе был принят закон об аграрной реформе, ликвидировавший местное латифундии и крупные иностранные землевладения, что серьезно задело американские интересы, связанные с выращиванием сахарного тростника и производством сахара. В то же время, согласно реформе, земля передавалась крестьянам, 70% которых были безземельными. С этого момента кубино-американские отношения начали быстро ухудшаться. Обе стороны приняли ряд экономических санкций друг против друга. За ними последовали военные меры. 17 марта 1960г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу1.

В конце 1961 года кубино-американский конфликт начал перерастать региональные рамки. Куба была обвинена в обеспечении коммунистического проникновения в страны Латинской Америки.

Порогом перехода конфликта на новый уровень можно считать исключение Кубы по инициативе США в январе 1962 года из Организации американских государств и ее специализированных учреждений. Это решение подкреплялось созданием двух антикубинских комиссий в ОАГ, разрывом отношений с Кубой 15 латиноамериканских государств, эмбарго на торговлю стран Латинской Америки с Кубой.

Переходу кубино-американского конфликта на глобальный уровень способствовала и политика советского руководства. Начало 60-х годов ознаменовалось усилением конфронтации между СССР и США, В мае 1960 года не состоялось запланированное совещание глав четырех держав. Не снизила уровень противостояния встреча между председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым и вновь избранным президентом США Дж. Кеннеди 3-4 июня 1961 г. в Вене. На ней обсуждался германский вопрос. Американский президент в ходе бесед также стремился показать, что напряженность на мировой арене является следствием распространения коммунистических идей. В свою очередь, Хрущев заявил, что СССР будет оказывать поддержку национально-освободительным войнам. Когда же американский президент признал равенство сил США и СССР, последовал довольно резкий ответ: «Поскольку такое равенство признается, то из этого надо сделать надлежащие выводы для политики»2. Вскоре противостояние в центре Европы привело к возведению 13 августа 1961 г. Берлинской стены. Таким образом, в повестку дня как бы ставился вопрос о последствиях поддержки антиамериканских режимов в странах «третьего мира».

В начале мая в Москву был вызван советник посольства СССР в Гаване Алексеев А.И. Сразу же он был принят Хрущевым, от которого узнал о намерении руководства назначить его послом на Кубе, что объяснялось его хорошими контактами с кубинским руководством, столь необходимыми для реализации решения о создании ракетной базы на Кубе. Состав участников совещания свидетельствует о том, что решение было принято до этого и обсуждение было необходимо для снятия последних сомнений. В первой декаде 1962 года, по всей видимости, Генеральный штаб приступил к разработке мероприятий под кодовым названием «Анадырь» по созданию группы советских войск на Кубе (ГСВК). В конце мая состоялось фактически формальное утверждение решения о создании ГСВК Президиумом ЦК КПСС.

С июля 1962 года началась грандиозная операция по развертыванию в непосредственной близости от Соединенных Штатов группировки войск, способной вести самостоятельные боевые действия на удаления 11 тыс. км от баз снабжения.

Американское руководство знало о развертывании советских войск на Кубе практически с июля 1962 года, что было неудивительно при наличии на острове разветвленной американской разведывательной сети.

Для действий против Кубы в 1962 году предполагалось использовать объединенные командования (ОК) вооруженных сил США в зоне Атлантического океана и в зоне Южной и Центральной Америки (так называемое Южное командование).

2. Развитие Карибского конфликта

 

С 22 октября началась открытая фаза Карибского кризиса. В 19.00 по вашингтонскому времени (в Москве было 23 октября, 3 часа) президент США обратился к народу с заявлением о «карантине» Кубы.

Согласно директиве Комитета начальников штабов (КНШ) США, для всех вооруженных сил с 23.00 22 октября вводилась боевая тревога № 3. Положение было настолько серьезным, что она вводилась и для космических сил, чего, как докладывала советская военная разведка, ранее не отмечалось. Одновременно началась подготовка к привлечению латиноамериканских ВМС к морской блокаде.

Кубинское руководство несколько упредило действия американского президента. В 15.50 Ф. Кастро как главнокомандующий Революционными вооруженными силами (РВС) отдал приказ о приведении войск в полную боевую готовность. Было принято также решение о всеобщей мобилизации 23 октября. Причем, комментируя это решение, кубинский лидер сразу же высказал мнение, что скоро начнутся переговоры, но Куба ни при каких обстоятельствах не допустит иностранных наблюдателей на свою территорию.

23 октября президент США подписал  распоряжение об установлении морской блокады Кубы с 14.00 24 октября, заменив лишь в первоначальном тексте слово «блокада» на «карантин». Таким образом, советской стороне давалось время на принятие соответствующего решения. Советское правительство в заявлении от 23 октября характеризовало действия США как морскую блокаду и «беспрецедентные агрессивные действия»3. Вместе с тем в заявлении просматривалась возможность будущих переговоров, заключавшаяся в предложении ликвидировать военные базы на иностранных территориях. Однако приказа об остановке советских кораблей, следующих на Кубу с военными грузами, не последовало. В тот же день, 23 октября, Хрущев направил послание Ф. Кастро, в котором заявление Кеннеди расценивалось как невиданное вмешательство во внутренние дела Кубы и провокационная акция против Советского Союза. Американское руководство, максимально используя преимущество первого хода, добилось поддержки своего шага в Североатлантическом союзе и ОАГ.

Сразу после речи президента американские войска начали выдвижение к районам сосредоточения десанта. Для американского руководства явились неожиданностью сведении о наличии советских боевых частей на острове. На центральном командном пункте ВМС США утром того же дня были отмечены снижение скорости и изменение направления движения судов, следовавших курсом на Кубу. Вечером 24 октября и.о. Генерального секретаря ООН У Тан в своем письме главам СССР и США предложил план урегулирования конфликта: Соединенным Штатам следовало отказаться от карантина, а Советскому Союзу - воздержаться от поставок наступательного оружия.

25 октября наметились первые  признаки ослабления напряженности. Утром линию морского карантина  беспрепятственно пересекли советский  танкер «Бухарест» и пассажирское судно ГДР со студентами на борту. На первый план выдвинулся вопрос о дипломатическом преодолении кризиса. Публичный же ход американцы сделали первыми. Утром 25 октября весьма влиятельный в высших политических кругах американский публицист У. Липпман опубликовал статью, где поставил вопрос об «обмене американских ракет в Турции на советские на Кубе»4. Официально же обе стороны подтвердили У Тану согласие принять меры по предотвращению столкновения на море. В то же время Комитет начальников штабов вооруженных сил США принял проект предложений министру обороны, в котором предусматривалась готовность к нанесению полномасштабного воздушного удара через 12 часов после приказа, и к реализации плана 316-62 через семь дней. Стремясь максимально использовать время, представитель США в Совете Безопасности ООН попытался добиться от представителя СССР официального признания факта размещения ядерных ракет на Кубе, для чего были представлены аэрофотоснимки вспомогательного оборудования для ракет на боевых позициях. Учитывая события дня, этот шаг носил чисто пропагандистский характер и был малоконструктивен.

В Вашингтоне 26 октября в 13.30 советник советского посольства А.С. Фомин передал через корреспондента американской радиовещательной компании Дж. Скали следующие предложения американскому руководству: СССР готов вывести ракеты; на Кубу больше не будет поставляться наступательное оружие; США обязуются нападать на Кубу. Вопрос о приостановке поставок ракет на Кубу был официально закреплен в письме Хрущева: «Я Вас заверяю, - писал он, - что на тех кораблях, которые идут на Кубу, нет вообще никакого оружия. То оружие, которое нужно было для обороны Кубы, уже находится там»5.

Следующий день, 27 октября 1962г., мог завершиться ядерной катастрофой. Как докладывал советский военный представитель в Гаване, рано утром, в 3.00, Ф. Кастро посетил советское посольство и информировал о получении накануне послания президента Бразилии, в котором говорилось, что в случае отказа Кубы демонтировать ракетные установки в течение 48 часов США их уничтожат.

После совещания брат президента Роберт Кеннеди посетил посольство СССР и информировал о том, что после инцидента с У-2 обстановка усугубилась, на президента США оказывается сильный нажим, чтобы тот отдал приказ отвечать огнем на огонь.

Далее американский представитель заявил о готовности США и стран Западного полушария дать заверения в том, что вторжение на Кубу не состоится, если будут демонтированы советские ядерные ракеты.

Телеграмма со столь важной информацией пришла в Москву из-за разницы во времени лишь 28 октября. Она была обсуждена на заседании Президиума ЦК КПСС, собравшегося, вероятно, в полном составе. Советское руководство понимало остроту момента и приготовило быстрый ответ. В связи с нехваткой времени было принято неординарное решение. Послание советского правительства передали открытым текстом по радио. В нем подтверждалась готовность демонтировать ракеты в обмен на отказ вторгнуться на Кубу.

Ответ Кеннеди не заставил себя ждать: «Я сразу же отвечаю на Ваше послание от 28 октября, переданное по радио, хотя я еще не получил официального текста, так как придаю огромное значение тому, чтобы действовать быстро в целях преодоления кубинского кризиса. Я думаю, что Вы и я при той огромной ответственности, которую мы несем за поддержание мира, сознавали, что события приближались к такой черте, за которой они могли выйти из-под контроля. Поэтому я приветствую Ваше послание и считаю его важным вкладом в деле обеспечения мира»6.

На этом открытая фаза кризиса окончилась. Но перед его субъектами стояла не менее сложная задача - завершить кризис. Кубинское руководство узнало о советско-американском компромиссе из сообщения Московского радио утром 28 октября. Советское посольство в Гаване не могло подтвердить, является ли текст этого сообщения официальной версией. Только ближе к полудню Ф. Кастро было передано короткое послание Хрущева, в котором ему рекомендовалось не идти на поводу своих чувств. Вечером 28 октября кубинский лидер публично изложил позицию Кубы из пяти пунктов по преодолению Карибского кризиса. Ф. Кастро заявил, что для этого должны быть прекращены экономическая блокада, все подрывные действия, пиратские нападения, нарушения воздушного и морского пространств, а также эвакуирована американская база в Гуантанамо.

Как видим, советско-американский компромисс позволил завершить глобальный кризис в отношениях между СССР и США, но не ликвидировал ни глобальный, ни региональный конфликт. А пока предстояло завершить кризис с учетом интересов всех непосредственно затронутых им сторон. США стремились поскорее вытащить советскую ядерную «занозу». СССР, соглашаясь с этим, намеревался сохранить союзническую Кубу. Куба же боролась за ликвидацию возможности возникновения подобных кризисов. От Советского Союза в них приняли участие А.И. Микоян и заместитель министра иностранных дел В.В. Кузнецов. С американской стороны переговоры вели представитель в ООН Э. Стивенсон и сотрудник госдепартамента Маккоун. Послекризисное урегулирование сфокусировалось на решении трех проблем: оформление гарантий ненападения на Кубу; контроль за выполнением советских обязательств о вывозе «наступательного оружия»; снятие «морского карантина» Кубы.

Информация о работе Предпосылки и причины Карибского кризиса 1962 г