Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:53, контрольная работа
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. В результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями
1. Предпосылки и причины возникновения государства у восточных славян. Ход образования древнерусской государственности. 2
2. Уголовное право по Уложению 1649 года 8
3. Дайте общую характеристику развития русского права в XVIII в. Охарактеризуйте правовую политику Российского государства по отношению к сословиям: основные тенденции, нормативные акты. 12
Контрольная работа 1 (вторая часть) 22
Задание 1 22
Задание 2 25
Задание 3 28
Используемая литература 32
8) преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, сводничество, «блуд» жены (но не мужа), связь господина с «рабой».
Следует особо отметить, что помимо общеуголовных наказаний, существующих по сей день, были и меры духовного воздействия. Так, например, мусульманин обративший православного в ислам, подлежал смертной казни путём сожжения, а вот неофита следовало отправить напрямую к Патриарху, для покаяния и возвращения в лоно Православной церкви. В определённом виде, эти нормы дошли до XIX века и сохранились например в Уложении о наказаниях 1845 года.
Субъектами преступления могли быть как отдельные лица, так и группы лиц. Закон разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть как физическим (содействие, практическая помощь), так и интеллектуальным (подстрекательство к убийству). В связи с этим, субъектом стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина. От второстепенных субъектов преступления закон отличает лиц, только причастных к совершению преступления: пособников, попустителей, недоносителей, укрывателей.
Уголовная ответственность распространена на всех, в том числе на холопов; господин отвечает за непредставление к суду своих холопов и крестьян-преступников даже в том случае, если наложит на них наказание сам.
Субъективная сторона преступления обуславливалась степенью вины: Уложение различает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. Допускается убийство при обороне своей жизни и собственности. А оборона чужих прав не только дозволяется. Но и входит в обязанность соседей и слуг. Точно также, как и оборона государственных прав.
Смягчающими вину обстоятельствами являлись: малый возраст, воровство вследствие «нужды» или «простого ума».
Отягчающим вину обстоятельством, признавалась повторность преступления.
Прямой закон о возрасте в уголовном праве отсутствует, но в статьях Новоуказа есть ссылка на постановление кормичей, по которому от уголовной ответственности освобождаются лица до 7 лет и «бесные» сумасшедшие. Несовершеннолетние старше 7 лет подлежали уголовному наказанию, но смертная казнь, за соответствующие преступления, заменялась другими, смягчёнными наказаниями.
Психические заболевания так же не определяются в законе (кроме выше сказанного); практика, хотя и осознавала важность этого условия вменяемости, но допускала иногда суд и смягчённое наказание для невменяемых лиц.
Дворянство. На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям.
Первое направление заключалось в постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., после которого: все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности. Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.
Второе направление развития дворянского сословия состояло в том, что непрерывно расширялись его привилегии, повышался правовой статус.
Уже Указ 1718 г. о введении подушной подати резко отделил правовой статус дворян как сословия привилегированного и неподатного от правового статуса сословия податных, обязанных платить подушную подать и нести иные повинности, в том числе и от статуса служилых людей “по-отечеству” - однодворцев (бывшей низшей категории дворянства), которые попали в разряд податного населения. Основной привилегией дворянства являлось монопольное право владеть землей, населенной крепостными крестьянами. Исключение было сделано только для предпринимателей-заводчиков. Но посессионные крестьяне были приписаны к заводу, а не к заводчику, и при перемене владельца завода они переходили к новому владельцу как неотъемлемая принадлежность завода.
Правда, в XVIII в. появляется тип безземельного дворянина. Отчасти это было следствием Указа 1714 г. о единонаследии в соответствии с которым земля по наследству переходила к старшему сыну, а остальные сыновья, получив в наследство часть движимого имущества, должны были искать себе средства к существованию на царской службе. Но главной причиной появления безземельных дворян было прекращение “верстания поместьями” за службу и переход к денежной форме оплаты государственной службы и мобилизации земельной собственности, т.е. концентрации ее в руках крупных землевладельцев. В XVIII в. дворянство “осваивает” огромные земли на вновь присоединенных к империи территориях, главным образом на Юге (Новороссии), Заволжье, Предуралье. Но эти земли концентрировались главным образом в руках крупных землевладельцев и среднего дворянства, составлявших соответственно 16 и 25 процентов от общей численности дворянства. Остальные дворяне были мелкопоместными или вовсе безземельными.
Владение землей, населенной крестьянами означало и право вотчинной юстиции в отношении крестьян, вплоть до ссылки в Сибирь на срок или бессрочно (Указ 1765 г.). Дворяне получили право владеть крепостными и без земли и продавать их также без земли, в том числе и с разлучением семей. Следующей привилегией дворянства было их право на замещение офицерских и чиновничьих должностей в армии и бюрократическом государственном аппарате, хотя это право одновременно являлось и обязанностью. Специальное учреждение - Герольдмейстерская контора при Сенате, которая вела книги учета дворянства и регистрировала их родовые гербы, должна была контролировать дворянскую службу. И, поскольку военная служба была основным видом дворянской службы, то Конторе надлежало следить, чтобы на гражданской службе состояло не более 1/3 мужчин от каждой семьи.
Дворянство также обладало и некоторыми другими привилегиями: преимущественным правом на образование, правом беспрепятственного выезда за рубеж и возвращения обратно, правом свободно торговать хлебом, в том числе и на экспорт, даже право беспошлинно выкуривать для собственного употребления определенное количество ведер водки в год, право владеть заводами, фабриками, рудниками. Причем во изменение петровской берг-привилегии 1719 г., установившей, что каждый может искать полезные ископаемые и добывать их на земле любого владельца, Указ 1782 г. установил для дворян собственность не только на землю, но и на ее недра.
Однако несмотря на все эти привилегии дворянство тяготилось обязанностью пожизненной службы. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами. А Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу. Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.
В страхе перед повторением событий 1773-1775 гг. (“пугачевщина”) самодержавная власть проводит ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них - Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.
Губернская реформа 1775 г. отдала местное управление практически в руки местного дворянства. Дворянство выбирало из своей среды кандидатов на множество выборных должностей в уездах: капитан - исправников и заседателей нижнего земского суда, уездных судей, членов совестного суда и верхнего земского суда. В губерниях утвердился обычай, что все кадровые назначения в губернской администрации совершались с согласия губернского предводителя дворянства (институт введен еще в 1767 г.).
Что касается Жалованной грамоты дворянству 1785 г., то в ней были обобщены и закреплены все ранее предоставленные дворянству льготы и привилегии, а именно: исключительное право собственности на поместья и крепостных с правом вотчинной юстиции и правом не только на землю, но и ее недра, оптовую продажу всего, что родится в деревне; право заводить фабрики и заводы; право покупки домов в городах; освобождение от обязательной службы, но с монопольным правом на офицерские и чиновничьи должности в вооруженных силах и госаппарате; исключительное право на награждение орденами, например, георгиевским крестом, т.е. наградная система тоже имела сугубо сословный характер; освобождение от податей, повинностей, военного постоя в помещичьих усадьбах, от телесных наказаний. Жалованная грамота вводила корпоративные начала в дворянском сословии. Дворянское общество в каждой губернии и в уездах получало статус юридического лица. Учреждались Дворянский банк и дворянская опека для попечительства над дворянскими сиротами и “расточителями”. Дворянские собрания собирались раз в три года и выбирали должностных лиц местной администрации, по два кандидата на места уездных и губернского предводителей дворянства, из которых губернаторы утверждали в должности одного из кандидатов. Дворянские собрания могли обращаться с жалобами и представлениями о дворянских нуждах в Сенат и непосредственно к верховной власти. Таким образом, дворянство, получив огромные льготы и привилегии и освободившись от обязанностей, которые ранее оправдывали эти привилегии, превратилось в сословие, паразитировавшее на теле российского общества.
Характерно, что в первые годы петровских реформ в начале XVIII в., самодержавная власть старалась включить в состав дворянства все наиболее энергичные и талантливые элементы из других сословий. Каждый, кто дослужился до первого офицерского чина, становился дворянином. В гражданской службе, чтобы стать потомственным дворянином нужно было дослужиться до чина VIII класса. Постепенно по мере увеличения привилегий доступ в ряды дворянства ограничивается. К концу века каждый дослужившийся до младшего офицерского чина получал лишь личное дворянство без права передачи жене (если она не дворянка) и детям. И только дослужившись до чина майора можно было получить потомственное дворянство. Несколько позже планка получения дворянства была поднята еще выше: потомственное дворянство полагалось только с чина полковника в военной службе и чина действительного статского советника (равного генерал-майору в армии) - в гражданской службе. Так дворянство превращалось в замкнутую, самоизолировавшуюся от народа касту, отличавшуюся от других сословий не только по образу жизни, одежде, обычаям, но даже и по языку, т.к. пользовалось в общении в своем кругу французским языком.