Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:36, реферат
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к
выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и
зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается
для поддержания своего господства в государственных структурах.
пользу господина стали носить феодальный характер. Дань переростала в
оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закааленного люда
потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот
кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и
закупов.многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) т.е. люди
выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой.
Так складывались зщависимые группировки непосредственных производителей в
Киевской Руси.
На Руси начало формироваться классовое ранне феодальное общество. Там где
произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть государство и
оно возникло.
Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его
появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных
отношений у восточных славян не могло не обусловить образование ранне
феодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское
государствосо стольным градом Киевом.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами,
а позднее с печенегами, тюрками и другими кочувыми племенами на юго –
востоке и юге ускорил процесс складывания мощных териториальных
объединений, пришедших на смену племенным союзам.
Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере
включала в себя восточно славянские земли, но очевидно что кроме средне
днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с
другом земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не
сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с
Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского
государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В
результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по
пути из варяг в греки оба важнейшие центра Руси были объеденены. Киевский
князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с
них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян
еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось
сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по
Днепру, Ловати, Волохову.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому что он
был древнейшим центром восточно славянской культуры, с глубокими
историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и
степи с мягким ровным климатом, черноземной очвой, дремучими лесами,
прекрасными пастбищами и залежамижелезной руды, многоводными реками
основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром
восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к византии, к востоку и
западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных
связей Руси.
Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных
славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит
во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В 981 г. Была
присоеденена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские
земли до Сана. В 992 г. Вошли в состав Древнерусского государства земли
хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г.
Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край
вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси.
В 981 г. К Древнерусскому государству прсоеденилась земля Вятичей, хотя
здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3
года в 984 г. После битвы на реке Пищане власть Киева распостронилась на
Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в
едином государстве. Русские земли были объеденены под властью Киева ” Мати
градом Русским
“.
Глава 4. Норманисты и антинорманисты.
Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения
Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических
спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был,
наверное, М.Н.Покровский, определивший историю как "политику, опрокинутую в
прошлое".
В
исторической науке по вопросу
славян с 18 века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие ученые Бейер и
Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах
впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано
варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения
Российского государства. Крайним проявлением концепции является
утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать
государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии
управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов,
которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех
пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
Норманисты
единодушны в двух
считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем
внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения
княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь" норманского
происхождения.
Антинорманисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхождения и
восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть места,
которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 год
есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была
Русская земля. В Ларентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что
варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.
Советские исследователи М.Н.Тихомиров,
Д.С.Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в
летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и
Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное
происхождение династии. Согласно исследованию А.А.Шахматова, варяжские
дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в
Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представителями
норманской и антинорманской (славянской) школ в истории. В настоящее время
позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе
не является свидетельством утверждения истины. Как та, так и другая
концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения.
В.А.Мокшин доказывает греческое происхождение названия "Русь". О
существовании Руси как Тмутараканского княжества в 9 веке пишет
А.Н.Насонов, М.В.Левченко, А.Л.Монгайт. Протоиерей Лев Лебедев пишет: "...в
4-7 вв. происходило известное нам формирование первой русской
государственности - культурно-политическое объединение племенных союзов
полян и северян под общим главенством племени "рус" с княжеской династией
кривичей". Этот вывод интересен тем, что корень "крив" соответствует
сегодняшнему названию "русский" у соседей кривичей - латышей.
Научные
результаты двухсотлетних
школ не может внятно объяснить, что такое "русь"; если это этнос, то где он
локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда
впоследствии
исчез.
Вопрос
о происхождении славян
истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого
многомиллионного народа", расселявшегося на огромных пространствах Европы
и Азии от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей
и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод Балтики и Северного
Ледовитого океана",
не могут определить место откуда он вышел.
Одна из причин этого, по словам В.П. Кобычева,- отсутствие сколько-
нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века н.э.
В настоящее время в состав славянских народов входят русские,
украинцы, белоруссы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты,
гасконцы, словенцы. Но на первоначальном этапе существовала еще масса групп
и племен славян, которые были известны в Греции, Малой Азии, Северной
Африке, некоторые селились даже в Испании. Но впоследствии они были
уничтожены, либо ассимилировали, например, как поморские славяне,
подпавшие под власть Тевтонского ордена в 12-14 веках.
Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен,
все-таки славянские племена представляли из себя единое целое,
Древнерусское государство. Летописец " Повести временных лет" в начале
своего труда писал:"... Был один народ славянский" ("Бе един язык
словенск").
Список использованной литературы.
1. Н. М. Карамзин. Предания веков. Москва, 1988.
2. Кобычев В.П., В поисках прародины славян. М., Наука, 1973.
Информация о работе Предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.