Предпосылки отмены крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:05, реферат

Краткое описание

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ждала их. Среди реформ, на первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинная форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. Об этом пишут О. И. Чистяков и Т. Е. Новицкая: «О кризисе крепостного строя свидетельствовал рост крестьянских волнений в середине XIX века; поводы к бунтам были различны, но в массе своей они имели антикрепостнический и антидворянский характер».

Вложенные файлы: 1 файл

1курсовая.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Содержание «Положений» 19 февраля  1861 г. и их проведение в жизни

"Положения" 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных актов: "Общее положение", четыре "Местных положения о поземельном устройстве крестьян", "Положения" - "О выкупе", "Об устройстве дворовых людей", "О губернских по крестьянским делам учреждениях", а также "Правила" - "О порядке введения в действие Положений", "О крестьянах мелкопоместных владельцев", "О приписанных к частным горным заводам людях" и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в них у 100 428 помещиков насчитывалось 22 563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам. Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих.

В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. был принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях". Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., полностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее документах и правовом положении крестьянства. Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу". Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть

17

свидетелями и поручителями. В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.

Следует подчеркнуть, что права "свободных  сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности. Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения.

  Общее положение (ст. 7) устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот-документов, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами. Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными (ст. 15 Общего положения) и, по сути, оставались

18

зависимыми от помещика. Только после  заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать  только с разрешения помещика) они  переходили в разряд крестьян-собственников  и переставали отбывать феодальные повинности.

По отношению к временнообязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественного порядка и общественной безопасности".

Кроме того, помещик получал право  контроля, надзора за органами крестьянского  самоуправления, учрежденными по реформе  сельскими старостами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать  смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно  выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право  требовать отмены мирского приговора  и созыва сельского схода и  т. д. Крестьяне-собственники. После  выкупа земельных наделов (либо после  заключения выкупной сделки) крестьяне  переходили в разряд крестьян-собственников. Последующие реформы в области  суда, местного управления, образования, военной службы расширяли права  крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых  судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние  и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная  неравноправность крестьянства. Оно  продолжало оставаться низшим, податным, сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от которых были освобождены другие, привилегированные, сословия.

19

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 - 1841 гг. реформой П.Д.Киселева.

Вводились следующие сельские и  волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, которое ранее составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или  части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные  интересы - общие угодья и общие  обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного  всеми дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на 3 года. Кроме них сельский сход нанимал сельского писаря, назначал (или избирал) смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. На сельском сходе выбирались и представители на волостной сход из расчета один человек от 10 дворов. Дворохозяину дозволялось послать на сельский сход вместо себя кого-либо из своей семьи. К участию в делах сельского схода не допускались дворохозяева, находившиеся под следствием и судом, отданные под надзор общества, а также выкупившие досрочно свои наделы и тем самым выделившиеся из общины. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

20

Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей  сложности от 300 до 2000 крестьян мужского пола, составляли волость. Всего в  бывших помещичьих селениях в 1861 г. было образовано 8750 волостей. Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. При рассмотрении рекрутских дел на сходе присутствовали назначаемые в рекруты юноши и их родители. Волостной старшина, как и сельский староста, выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за "порядком и благочинием" в волости, в его обязанность входило задержание бродяг, дезертиров и вообще всех "подозрительных" лиц, "пресечение ложных слухов". Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Он мог приговаривать к 6 дням общественных работ, штрафу, содержанию в "холодной" или к наказанию розгами до 20 ударов. Все дела велись им устно, лишь вынесенные приговоры записывались в "Книгу решений волостного суда". Сельские старосты и волостные старшины обязаны были беспрекословно выполнять требования "установленных властей": мирового посредника, судебного следователя, представителя полиции5.

Большое значение в проведении в  жизнь крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников, на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Мировые посредники назначались Сенатом  из местных потомственных дворян-землевладельцев  по представлению губернаторов совместно  с губернскими предводителями дворянства. Обычно на губернию приходилось от 30 до 50 мировых посредников, а всего  их было назначено 1714. Соответственно столько же было создано и мировых  участков, состоявших каждый из 3-5 волостей. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников (иначе - "мировому съезду"), а съезд - губернскому по крестьянским делам  присутствию. Однако закон предоставлял относительную самостоятельность  мировым посредникам и независимость  от местной администрации. Мировые  посредники призваны были проводить  правительственную линию - учитывать, прежде всего, государственные интересы, пресекать корыстные поползновения  откровенных крепостников и требовать  от них строго придерживаться рамок  закона6. На практике мировые посредники в своем большинстве не были "беспристрастными примирителями" разногласий между крестьянами и помещиками. Будучи сами помещиками, мировые посредники защищали, в первую очередь, помещичьи интересы, иногда шли даже на нарушения закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерально оппозиционного дворянства, критиковавшие несправедливые условия реформы 1861 г. и выступавшие за дальнейшие преобразования в стране. Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трехлетие (мировые посредники "первого призыва"). Среди них были декабристы А.Е. Розен и М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов. Немало и других мировых посредников добросовестно исполняли свой долг7, придерживаясь рамок закона, за что навлекли на себя гнев местных помещиков-крепостников. Однако вскоре все они были удалены со своих должностей или сами подали в отставку.

Центральное место в реформе  занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания  за помещиками права собственности  на всю землю в их имениях, в  том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину). Чтобы  стать собственником своей надельной  земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Во время подготовки реформы, как  уже отмечалось выше, был, однозначно отвергнут принцип безземельного  освобождения крестьян. Полное обезземеление  крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая  помещиков и государство возможности  получать прежние доходы с крестьян, оно создало бы многомиллионную  массу безземельного крестьянства и тем самым могло бы вызвать  всеобщее крестьянское недовольство вплоть до восстания. На это неоднократно указывали  в своих письмах помещики и  в донесениях представители местной  власти. Правительство не могло не считаться с тем, что требование предоставления земли было главным  в крестьянском движении предреформенных лет.

Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений  было невозможно, то и наделение  их достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьян в  независимое положение от помещиков, было им невыгодно. Поэтому разработчики закона определили такие нормы надела, которые из-за их недостаточности  привязали бы крестьянское хозяйство к помещичьему путем неизбежной для него аренды земли у своего бывшего барина. Отсюда и явились на свет пресловутые "отрезки" от крестьянских наделов, составившие в среднем по стране свыше 20% и достигавшие в некоторых губерниях 30-40% от их дореформенных размеров.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности  местных природных и экономических  условий. Исходя из этого, вся территория европейской России была разделена  на три полосы - нечерноземную, черноземную  и степную, а "полосы" в свою очередь делились на "местности" (от 10 до 15 в каждой "полосе"). В  нечерноземной и черноземной "полосах" устанавливались "высшая" и "низшая" (1/3 "высшей") нормы наделов, а  в степной - одна, так называемая "указная" норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные  его размеры превышали "высшую" или "указную" нормы, и прирезку, если он не достигал "низшей" нормы. Разрыв между "высшей" и "низшей" нормами (в три раза) приводил на практике к тому, что отрезки стали  правилом, а прирезки - исключением. В то время как отрезка по отдельным  губерниям была произведена у 40-65% крестьян, прирезка же коснулась только 3-15% крестьян. При этом размер отрезанных от надела земель в десятки, раз превысил размеры прирезанных земель к  наделу. Впрочем, прирезка оказалась  даже выгодна помещикам: она доводила надел до определенного минимума, необходимого для сохранения крестьянского  хозяйства, и в большинстве случаев  была связана с увеличением повинностей. Кроме того законом разрешалась  отрезка от крестьянских наделов  и в тех случаях, когда у  помещика оказывалось менее 1/3 земли  по отношению к крестьянской надельной (а в степной полосе - менее 1/2) или когда помещик предоставлял крестьянам бесплатно ("в дар") 1/4 от "высшей" нормы надела.

Информация о работе Предпосылки отмены крепостного права