Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:06, реферат
Хронологические рамки данной курсовой это период времени с 1789г. До 1800-х гг. К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели.
Введение
Глава1. Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793г.
1.1 Французская революция и падение абсолютизма
1.2 Новая система государственных органов Франции
1.3 Якобинская диктатура. Конституция 1793г
Глава 2. Предпосылки формирования режима консульства во Франции. Его легитимация. Разработка структур Конституции 1799г., краткая характеристика основных институтов
2.1 Революционное правительство. Термидорианская республика.
2.2 Первая империя
Заключение
Список используемых источников
Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.
Правительство состояло из трех консулов, избираемых на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.
Конституция назначала первым консулом Наполеона Бонапарта. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат.
Законопроекты могли предлагаться только 1-м консулом. Государственный совет осуществлял редактирование этих проектов; трибунал их обсуждал; Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений; Охранительный сенат - утверждал. Все эти органы не имели самостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.
Существенно изменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали в выборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лица избирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась 1/10 часть по "департаментскому списку" и далее по "национальному списку". Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такая система получила название "представительство по плебисциту".
Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу.
В 1802 году Бонапарт был объявлен императором пожизненно с правом назначения себе преемника. Армия, полиция, бюрократия, католическая церковь стали рычагами императорской власти.
Суд. В 1810 г. была введена судебная система, просуществовавшая без принципиальных изменений почти 150 лет. Первая инстанция - это мировой судья (по уголовным делам он осуществлял функции суда простой полиции). Вторая инстанция - суд первой инстанции по гражданским делам (в области уголовных дел они выступали в качестве судов неправительной полиции). Это был коллегиальный суд, но действовал он без присяжных заседателей. Третьей инстанцией являлись апелляционные суды с отделениями по гражданским и уголовным делам. В составе апелляционного суда образовывался также суд присяжных. Возглавлял всю систему высший кассационный суд. Были созданы также специальные суды: военные, коммерческие и др. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата. Воинственная наполеоновская империя рухнула в 1814 году.
История первой французской империи- это история непрерывных захватнических войн. Популярный во Франции Наполеон не пользовался доверием европейских монархов. Уже находясь в состоянии войны с Англией, Франция столкнулась с угрозой вторжения войск России, Австрии и Пруссии. Реакция Наполеона была мгновенной: за два года он разгромил три континентальные армии, покорив всю Европу.
Заключение
Революционное право Франции было формальным и светским. Католическая церковь стала первой жертвой революции. Революционное право стремилось к избавлению от феодальной сословности общества, однако на практике принцип равенства граждан (например, в избирательном праве) проводился крайне непоследовательно, ни о каком равенстве мужчины и женщины говорить не приходилось, во французских колониях даже не было отменено рабство (попытку такой отмены произвели якобинцы), сохранялись многие пережитки элитаризма, сословности.
Источники революционного права:
Со временем революционное законодательство радикализовалось. В частности, национализации подверглось имущество дворян-эмигрантов, их земельные участки были пущены в свободную продажу мелкими кусками, т.е. землевладельцами могли стать ( и стали) многие рядовые французы.
Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи. Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности.
Буржуазные преобразования в семейном праве носили ограниченный характер. Брак воспринимается как гражданско-правовая сделка, однако с неравным положением сторон (муж выше жены). Революционное семейное право, в отличие от консервативного феодального, допускает развод просто по взаимному согласию сторон.
В уголовно-процессуальном праве была важна рецепция Английского института суда присяжных.
Право Великой французской буржуазной революции заложило основу для буржуазно-либерального развития европейского права.
Для буржуазного развития Франции характерна крайняя неустойчивость государственной власти. В отличие от Англии, где классовые противоречия по мере их возникновения решались путем мирных соглашений и уступок, во Франции эти противоречия выливаются в революции и вооруженные перевороты, которые приводят к кардинальным сменам форм государственного устройства. Причина такой неустойчивости - в разнородности общественных классов, участвующих в политической борьбе. С одной стороны - это монархисты, феодальное дворянство; с другой - буржуазия; с третьей стороны - уже сформировавшийся класс пролетариата; с четвертой - крестьянство.
Кроме межклассовых противоречий существовали еще внутриклассовые, например, между крупной, средней и мелкой буржуазией. Разнородность классовых интересов и устремлений и приводила к острым политическим столкновениям. Но, в отличие от консервативной Англии, во Франции в итоге побеждает наиболее радикальная республиканская форма государственного устройства. Два разных пути развития буржуазной революции - английский и французский - в совокупности с другими обстоятельствами привели к постепенному выявлению двух разных правовых систем, которые приняли международных характер. Французские кодексы вовлекли в орбиту влияния большую часть континентальной Европы (и отчасти Латинской Америки).
1 Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран – СПб.: Политиздат, 1966. – 143с.
2 Казачанская Е.А Конституционные законы Первой республики во Франции// Северо-Кавказский юридический вестник. – 2001. – №2. – С. 15 – 18.
3 История государства и права Зарубежных стран/ Под ред. Н.А.Крашенинниковой, О.А.Жидкова. – М.: Норма, 2001. – С. 62-63.
4 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1995 – 123с.
5 Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции/ Под ред. А.З. Манфреда и др. – М.: Наука, 1972. – С. 310 – 323.
6 История государства и права Зарубежных стран/ Под ред. Н.А.Крашенинниковой, О.А.Жидкова. – М.: Норма, 2001. – С. 67.
7 Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции/ Под ред. А.З. Манфреда и др. – М.: Наука, 1972. – С. 329.
.8Прело М. Конституционное право Франции. – М.: Мысль, 1957.- с. 73