Преобразование дворцово - вотчинной системы управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:52, курсовая работа
Краткое описание
Таким образом, целью и задачей данной курсовой работы является исследование процесса формирования единого Российского государства в разрезе изучениядворцово-вотчинной системы управления государством, а именно: изучить процесс становления дворцово-вотчинной системы управления; рассмотреть особенности дворцово-вотчинной системы управления; изучить особенности дворцово-вотчинной системы управления в древнерусских княжествах(Владимирской (Ростово-Суздальской) земли, Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики ) рассмотреть переход от дворцово-вотчинной системы управления к приказной системе управления.
Содержание
Введение................................................................................................................3 1 Процесс становления дворцово-вотчинной системы управления в Киевской Руси........................................................................5 1.1 Возникновение дворцово-вотчинной системы управления.........................5 1.2 Дворцово-вотчинная система управления....................................................11 2 Особенности дворцово-вотчинной системы управления в различных княжествах.................................................................................19 2.1 Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики.............................................................................................................19 2.2 Общественно-политический строй Владимирской (Ростово-Суздальской) земли.......................................................................................................................24 3 Преобразование дворцово - вотчинной системы управления........................................................................................................31 3.1 Переход от дворцово - вотчинной системы управления к приказной системе управления..............................................................................................31 Заключение.......................................................................................................38 Библиографический список.......
Передача престола, начиная
с Ивана Грозного, осуществлялась по праву
первородства (ранее имело место и завещательное
право, когда, к примеру, Иван III «пожаловал»
престолом сына от второго брака в обход
внука от первого). В условиях династического
кризиса конца XVI– начала XVII вв. имело
место избрание монарха. Венчание на царство
осуществлялось в московском Успенском
соборе, сопровождалось возложением венца
– короны, вручением скипетра и державы,
а с XVII в. и миропомазанием.
В первой половине XVI в. был окончательно
ликвидирован вассалитет феодалов и князей
в отношениях с царской властью. Его заменили
отношения подданства монарху. Аристократия
и дворянство обязаны были служить государю.
Юрисдикция феодалов в их владениях ограничивалась,
все важные уголовные дела переходили
к подсудности государственного суда.
Царь сосредоточивал в своих
руках всю полноту верховной власти, единолично
распоряжался жизнью и имуществом подданных,
рассматривая их в качестве своих холопов.
«А и жаловати своих холопов вольны мы,
а и казнити вольны есмя», – заявлял Грозный
в письме к Андрею Курбскому.
В практической политике в интересах
государства действия монарха, тем не
менее, согласовывались с аристократическими
кругами общества. Являясь верховным исполнителем
военных, дипломатических, судебных и
иных функций, русский монарх широко использовал
в качестве совещательного органа Боярскую
думу, выросшую из прежнего совета бояр.
Уже Дмитрий Донской, умирая, давал такой
наказ своим детям:
В XV в. Дума окончательно оформила
свой юридический статус. В её составе
выделились служилые чины: боярин, окольничий,
думный дьяк. Численность членов Думы
была невелика – до 20 человек. В течение
XVI в. между Думой и великокняжеской властью
шел довольно бурный «диалог» за приоритет,
за право участвовать в управлении, ограничивать
самовластье единодержавного монарха.
Править единовластно, без Думы, пытался
Василий III.
Права Боярской думы никаким
законом не определялись, здесь действовало
обычное право. Как орган верховной власти
она обладала правом назначения центральных
и местных начальников (воевод, судей,
приказных чипов и др.). Боярская дума руководила
приказами и другими органами управления.
В Боярской думе сосредоточивались судебные
дела (по Докладу и по апелляции). Принадлежала
ей и законодательная инициатива, как
и право принимать и утверждать законы.
Судебник 1497 г. отводит Думе такую роль
в процессе законотворчества: «А которые
будут дела новые, а в сем Судебнике не
написаны, и как те дела с государева докладу
и со всех бояр приговору вершатся, и те
дела в сем Судебнике приписывати».
Заседала Боярская дума в царском
дворце. К концу XVII в. Дума разрослась,
достигнув при Фёдоре Алексеевиче 167 человек.
Как принадлежность патриархальной старины
была ликвидирована Петром I.
Органом сословного представительства
стали Земские соборы, действовавшие в
России чуть более ста лет (первый – в
1549 г., последний – в 1653 г.). В основе их
деятельности лежала идея соборности,
то есть общественного согласия всего
населения страны. От его имени Земский
собор принимал решения по важнейшим проблемам
текущей жизни, а затем цари приводили
эти решения, как бы санкционированные
всеми сословиями, в исполнение.
Земский собор состоял из трех
частей: Освященного Собора, куда входили
иерархи русской церкви – митрополит
(затем патриарх), архиепископы, игумены
крупных монастырей; Боярской думы – верхней
палаты Собора – и выборных или естественных
представителей служилого дворянства,
городских посадов и частично черносошного
крестьянства. Имеются точные данные о
составе Собора 1566 г., где из 374 участников
32 являлись членами Освященного Собора,
30 членами Боярской думы, 204 дворянами,
33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами
и представителями посадов
Инициатива созыва Земского
собора исходила от царя, а в условиях
междуцарствования – от Боярской думы
или патриарха. Определенных сроков не
было, Собор созывался по мере надобности.
Процедура выборов тоже не была четко
разработана. Известно, что обычно на места
посылалась царская грамота, в которой
указывалось число вызываемых в Москву
людей, при этом предписывалось избирать
в «депутаты» «лучших, средних и молодших»
людей (а не «худых»). Существовал и своего
рода нравственный ценз – в требовании
избирать людей «крепких, разумных, добрых,
постоятельных», то есть знающих народные
нужды и умеющих о них рассказать. Это
были люди, которым «государевы и земские
дела за обычай». Общее число членов Земского
собора колебалось от 195 до 450. Избранные
получали от своих избирателей наказы
– инструкции (с указанием насущных нужд)
и запас (содержание). Впрочем, дворянство
получало за свою работу в Соборе и жалованье
из казны.
Прерогативы Земского собора:
утверждение новых законов, решение вопросов
о войне и мире, введение новых налогов,
избрание царей и пр. Следует подчеркнуть
также, что Земские соборы помогали государственной
власти в лице царя блюсти интересы всех
классов в обществе, знание их нужд и пожеланий
лучшего управления способствовало сближению
ее с народом.
Дворцово-вотчинная система
управления не отвечала потребностям
единого государства, но она явилась основой
формирования новых органов центрального
управления.
В дворцовом ведомстве, находившемся
под руководством дворецкого и его тиунов,
казначеев, дьяков, как уже отмечалось
в курсовой работе, выделились поначалу
особые хозяйственные комплексы (или пути):
сокольничий, конюший, стольничий, чашничий,
ловчий, постельничий, судный. Их возглавляли
путные бояре. Естественно, они распространяли
свои властные полномочия и за пределы
дворца.
Кроме «путей» уже в XV в. стали
выделяться особые отрасли управления
(дела), которые в каждом конкретном случае
поручались (приказывались) какому-нибудь
дьяку или боярину, и те самостоятельно,
независимо от путных бояр, исполняли
поручение (приказ), привлекая к делу других
людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство.
Так возникли приказы – новые
органы управления. Уже Судебник 1497 г.,
говоря об особых людях, которым «люди
приказаны ведати», свидетельствует об
их существовании. По мере усложнения
хозяйственных и административных функций
особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются
и в системе дворцового управления. Они
тоже получают название «приказов». (Казенный
– ведавший личным имуществом великого
князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный;
Посольский – ведомство иностранных дел
и пр.).
Во главе приказа стоял боярин
или думный дворянин, руководивший штатом
чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих
и других должностных лиц. Подьячие возглавляли
канцелярию приказа, делившуюся, в свою
очередь, на столы и повытъя по ветвям
управления.
Созданием централизованной
приказной системы, в деятельности которой
главную роль играло служилое дворянство,
государство ограничило роль феодальной
верхушки и свело на нет систему вотчинного
управления. Эта же тенденция – увеличение
роли государства с опорой на формирующееся
третье сословие – прослеживается и в
реформе местного управления.
Система кормлений изжила себя
к середине XVI в. и была реформирована либеральным
правительством Алексея Адашева (Избранной
Радой). Впервые в России самим гражданам
предоставлялось право избрать органы
местного самоуправления, что было значительным
шагом вперед, по пути демократизации
государственного строя. На территории
страны создавались два типа учреждений
– земские и губные избы. К деятельности
и этих органах привлекались свободные,
неопороченные по суду граждане, избираемые
населением.
Земские избы действовали в
волостях, иногда и в уезде, в их состав
входили излюбленные головы (позднее старосты),
земский дьяк и лучшие люди (целовальники
или земские судьи), от 2 до 10 человек (в
зависимости от размеров волости или уезда).
Избирались они на неопределенный срок,
чаще всего на 1–2 года (хорошо работал
– оставался, плохо – смещали). Компетенция
же земских органов была обширной: все
ветви управления – полицейское, финансовое,
судебное – сосредоточивались в их руках.
Особенно интенсивно земская
реформа проводилась на черносошном севере,
где рано развился товарный обмен, крестьянское
предпринимательство и торговля. Предпринимательские
слои и составляли костяк новой земской
администрации, которая в свою очередь
опиралась на выборных представителей
общин: сотских, старост и др.
Губные органы стали устанавливаться
с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении,
уничтоженном в 1555 г. Эти выборные органы
вводились сначала не везде, а только в
ряде мест, по просьбам населения («по
грамотам»), для борьбы с профессиональными
разбойничьими шайками, наводнившими
страну во время малолетства Ивана Грозного.
С середины XVI в. были выделены губные округа,
в которых избирались губной староста
(из грамотных дворян или детей боярских),
губной дьяк и до 4 целовальников, составлявших
штат губной избы. В их ведении находились
уголовные дела, в том числе полицейские
(поимка преступников), судебные, заведование
тюрьмами. [6,c.451]
Впоследствии, в ряде мест, в
особенности в центральных уездах, где
сильна была поместно-вотчинная система,
губные органы сосредоточили в своих руках
все местное управление.
Во второй половине XVI в. в некоторых
областях, преимущественно пограничных,
вводится воеводское правление. После Смуты
оно становится всеобщим, соединяя в своих
руках административную и военную власть,
а также контрольные функции по отношению
к местному самоуправлению. Согласно царским
наказам воеводы должны были «беречь накрепко,
чтоб мужики – горланы богатые. середним
и молодчим людем продажи ни чинили и лишних
поборов не сбирали».
Контроль перерастает постепенно
в подчинение губных властей воеводскому
правлению. Назначенный царем воевода
уже не только руководит гарнизоном и
охраняет безопасность региона, он дублирует
действия губного старосты. Правительство
некоторое время колебалось, не решаясь,
какой из этих форм управления отдать
предпочтение.
Таким образом, централизация
государства повлекла за собой серьезные
изменения в аппарате управления, дворцово-вотчинная
система полностью себя изжила, а приказная
способствовала укреплению власти государя,
готовила государство к периоду абсолютизма.
Заключение
Итак изучив материал данной
курсовой рабаты, и проанализировав его,
мы можем сказать, что историческое развитие
задач и форм управления России берет
начало с момента зарождения и последующего
развития Древнерусского государства
Киевской Руси IX - XII веков.
Как и во многих других средневековых
государствах, организация управления
в Киевской Руси первоначально строилась
на основе численной или десятичной системы,
в рамках которой по мере развития государственных
отношений бывшие военачальники периода
"военной демократии" - тысяцкие,
сотские, десятники стали также выполнять
административные функции.
С X в. в Киевской Руси начинается
утверждаться практикуемая и раньше киевскими
князьями система "кормлений", которую
следует рассматривать как исторически
первую систему местного управления в
складывавшемся едином государстве. Ее
становление происходило в острой борьбе
киевских князей с сепаратизмом местных
племенных князей и в конечном счете подготовило
окончательную замену родоплеменной организации
общества территориальным принципом построения
государства.
Важным этапом на пути укрепления
власти Киева над местными племенами стала
проведенная княгиней Ольгой после убийства
древлянами в 945 г. князя Игоря административно-налоговая
реформа, заменившая полюдье систематической
уплатой дани (урока) в устроенных специально
для этой цели постоянных центрах (погостах).
Эта реформа имела далеко идущие последствия,
так как положила начало формированию
княжеской администрации на местах, которая
сосредоточивалась в постоянных погостах
(своего рода административных округах)
и контролировала местное управление.
В XI - XII вв. вместе с развитием княжеского
домена это привело к постепенной замене
десятичной (численной) системы управления
государством дворцово-вотчинной системой,
возглавляемой представителем княжеской
администрации - огнищанином, который
назначался, как правило, из дворовых слуг
князя и заведовал княжеским двором и
финансами.
Дворцово-вотчинная система управления
соответствовала раннефеодальной монархии.
Зарождающееся Московское государство
унаследовало от предыдущего периода
органы центрального управления, построенные
по дворцово-вотчинной системе. Но расширение
территории государства и усложнение
его деятельности привело к столкновению
со старыми формами управления. Начинается
отмирание дворцово-вотчинной системы
управления и зарождение приказного управления.
Библиографический список
Быстренко, В. И. История государственного
управления и самоуправления в России.
- М.;Новосибирск : ИНФРА-М;Изд-во НГАЭиУ, 1997. -С.90
Гумилев, Л.Н. Этнос, история
и культура. // М.: ДИ-ДИК, 1995Копанев А.И.,
Маньков, А.Г. Носов Н.Е. Очерки истории
СССР. Конец XV – начало XVII вв. – М.: Учпедгиз, 1957.-С.27
История России с древнейших
времен до наших дней / А.Н. Сахаров. - М.: Велби : Проспект, 2008.-С.85-87
История России с древнейших
времен до наших дней / В.А. Федоров, В.И.
11. История России: IX-XXI века. От Рюрика
до Путина / Перехов А.Я. - М.; Ростов-на-Дону: ИарТ, 2007.-С.375
История России с древнейших
времен до наших дней / В.А. Федоров, В.И.
Моряков, Ю. А. Щетинов. - М.: Кронус : Велби, 2008. -С.116
Ключевский, В.О. История сословий
в России: полн. курс лекций / В.О. Ключевский.
- Минск: Харвест, 2007.-С.186-188
Ключевский, В.О. Краткий курс
по русской истории / Василий Ключевский.
- М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. -С.96
Носов, Н.Е. Становление сословно-представительных
учреждений в России. Л., Наука, 1969 .-С.156
Устюгов, Н. В., Эволюция приказного
строя Русского государства в XVII в., в сборнике:
Абсолютизм в России. Сб. ст., М., 1964.-С.451
Хрестоматия по истории России
с древнейших времён до наших дней: Учеб.
пособие / Под ред. А. С. Орлова, В. А. Георгиева,
Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект,
1999.-С.432