Преобразования Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:50, доклад

Краткое описание

В. Ключевский Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Содержание

Введение
Исторические условия и предпосылки петровских реформ
Военная реформа
Реформа органов власти и управления
Реформа сословного устройства русского общества
Церковная реформа
Реформа в области культуры и быта
Итоги реформ

Вложенные файлы: 1 файл

доклад преобразования Петра.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

ПЕТР I И ЕГО РЕФОРМЫ 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 
Исторические условия и предпосылки петровских реформ 
Военная реформа 
Реформа органов власти и управления 
Реформа сословного устройства русского общества 
Церковная реформа 
Реформа в области культуры и быта 
Итоги реформ 

"Он надеялся грозою власти  вызвать самодеятельность в порабощенном  обществе и через 
рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешенная ". 
В. Ключевский Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. 
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его 
преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, 
восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой". 
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна 
переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных 
западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. 
Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. 
Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из 
дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. 
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами-крепостниками. 
Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, 
которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. 
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. 
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. 
Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой 
незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство. 
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. главное отличие 
Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже 
застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее". 
Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и следующие поколения. 
Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, т.е. спустя 170 лет после первого (1705) . Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. 
Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком 
институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и бщественного поведения. 
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? 
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. 
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. 
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной 
государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал 
потребностям страны. 
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не 
проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. 
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. 
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. 
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. 
Развивалась внутренняя и внешняя торговля. 
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. 
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. 
Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. 
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались 
народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. 
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. 
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. 
 
ВОЕННАЯ РЕФОРМА 
В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается 
мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I. 
Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских 
орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. 
В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. 
В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. 
Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба. 
 
РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. 
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. 
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. 
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. 
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. 
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. 
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе 
провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. 
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство. 
 
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 
Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. 
Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и 
осуществлению. 
Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным 
правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться. 
Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не 
принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. 
 
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. 
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. 
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую " систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. 
Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. 
Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на 
исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 
 
РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА 
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской 
национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, 
осуществляемых в плане европеизации. 
Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. 
Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. 
Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. 
Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". 
С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. 
В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. 
В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера 
положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, 
оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние 
письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России. 
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге. 
С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной 
планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. 
В живописи на смену иконописи приходит портрет. 
К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. 
Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с 
длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. 
Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. 
Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. 
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка. 
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. 
 
ИТОГИ РЕФОРМ 
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. 
Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени. 
Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны. 
Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. 
Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, 
общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. 
Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. 
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. 
Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным 
размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и 
промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. 
Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного 
деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. 
По меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом". 
Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались 
постепенно, и одна порождала другую, Удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в.


В России культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе. Но предшествующие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были широко представлены в среде высших слоев России в ХVI— ХVII вв. Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в ХVII в. “Сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и Церкви, семьи и слуг”.

Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в по вседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияния различных классов и их смешение с иностранцами. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе. Молодые дворяне, отправляемые Петром I на учение в западные страны, возвращались с желанием сблизить Россию с просвещенными народами и поставить наше общество на европейскую ногу.

Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. Следует отметить, что изменения сказались в основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

Придворный быт был строго регламентирован и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжественные выходы членов императорской фамилии, приемы иностранных послов, аудиенции частным липам.

Все это представляло собой тщательно продуманные ритуалы, многие из которых обставлялись с невероятной пышностью. За точностью их исполнения следил обер-церемониймейстер. Император требовал правильного и четкого исполнения придворных церемоний. Сам император, как и его придворные, должен был неукоснительно следовать всем принятым условностям. Исполняя представительские функции, монарх становился важнейшей частью сложного механизма придворных церемоний и лишался права на проявление симпатий и инициативы.

При Петре I трижды издавали пособие для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В этой небольшой книжке вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как общаться в свете, сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, и какую позитуру принимать при поклоне. Этикет считался частью общего образования.

В книжке содержались советы, как надлежит вести себя с родителями. Рекомендовалось, например, «отца и мать в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то прилично откликаться было так: «Чего изволите, государь батюшка?», или: «Что мне прикажете, государь?». Невежливым считались ответы: «Что, чего, как ты говоришь, чего хочешь?»

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не умеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чаши; не проглотя куска не говори. Чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Конечно, правила эти, в общем-то, разумные, выглядели довольно странно и не к месту на фоне почти всеобщей неграмотности народа, невежества даже среди высших слоев дворянства.

Этикетом в то время забавлялась придворная знать, щеголяли иностранные послы и посланники.

Русская императрица Екатерина II заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться правил разработанного при императорском дворе “эрмитажного устава”. Среди прочего устав требовал “говорить умеренно  и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели”. Далее предписывалось: “Ссоры из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей”. За нарушение этого указания гостю навсегда закрывался доступ на приемы к императрице. 

В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетом сочеталось с раболепием, преклонением перед иностранцами, с презрением к национальным традициям и народным обычаям. 

Наш великий А.С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” очень замечательно обличал манеры высшего света. А его Татьяна Ларина выделялась своими простыми и скромными манерами среди мертвящего этикета высшего света. 

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

А вот советы, написанные более трехсот лет назад великим чешским гуманистом Яном Амосом Коменским. Его “Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году”, с большим интересом читаются и сейчас.

Некоторые правила не потеряли и теперь своей актуальности, поэтому хочу привести их полностью:

“ – считай всех товарищей по учению за друзей и братьев;

-          не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязуйся прилежанием;

-          если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их;

-          не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально;

-          при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им свое почтение поклоном”.

По праву ведущее место в истории русской армии занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, преумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат. В ней изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, дисциплинированности, чувства чести и духа товарищества, гордости за звание военного.” В службе честь” - вот главный завет Петра I, которому он следовал неукоснительно и требовал того же от офицеров и солдат. Нравственному воспитанию армии, культуре общения царь - реформатор придавал очень большое значение. Тех офицеров, которые пренебрежительно относились к солдатам, он осуждал. Вот несколько петровских заповедей: “Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать” ;” Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, направляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых.” Всe это сказано две сотни лет назад, а звучит актуально сегодня. Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора воспитанников военных школ, будущих офицеров в “Очерках истории морского кадетского корпуса” сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию, танцам. В 1702 году по велению Петра I на Красной площади у Никольских ворот начали строить здание публичного театра – “Комедиальную храмину” . В декабре 1703 года здесь стали показывать спектакли, которые посещали и воспитанники военных школ, несомненно, оказав большое влияние на эстетическое развитие будущих офицеров. С именем Петра I связано появление множества воинских ритуалов и атрибутов. Он установил единообразную форму знамени, его расцветку и рисунок, предписал принятие присяги в армии и на флоте под знаменем, символом воинской чести и доблести войск. В петровском” Уставе воинском“говорилось:” Кто знамени присягнул единожды, тот у оного до смерти стоять должен. “Полк, потерявший знамя в бою, подлежал расформированию, а его солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Тогда же вводиться единая военная форма одежды с различием по родам войск и для гвардии. Правда, впервые знаки различия на Руси появились еще в стрелецком войске, но Петр I усовершенствовал их, поднял значимость как необходимых воинских атрибутов. В русской армии с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворявшейся с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушивших устав или проявивших малодушие на боле боя. При Петре I приняли современный вид награды – медали и ордена. Петр I ввел и особые знаки отличия за смелость и храбрость в бою. После смерти царя – реформатора воспитание и образование офицерства по-прежнему – в центре внимания российских самодержцев.

 


Информация о работе Преобразования Петра Первого