Преобразования Петра I: необходимость, содержание, результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:43, контрольная работа

Краткое описание

Рубеж XVII-XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Введение новшеств, сначала охватывавших отдельные стороны жизни общества, а затем проникавших во все сферы общественного организма, за которыми закрепилось название преобразований, началось с середины 90-х годов XVII в

Содержание

Введение
1. Предпосылки Петровских реформ
1.1 Военные реформы Петра I
1.2 Реформа государственного устройства
1.3 Экономические преобразования
1.4 Реформа в области культуры, науки, образования
1.5 Церковная реформа
2. Итоги Петровских преобразований
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории1.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Преобразования Петра I: необходимость, содержание, результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Предпосылки Петровских реформ

1.1 Военные реформы Петра  I

        1.2 Реформа государственного устройства

        1.3 Экономические  преобразования

        1.4 Реформа  в области культуры, науки, образования

        1.5 Церковная  реформа

2. Итоги Петровских преобразований

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

Рубеж XVII-XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Введение новшеств, сначала охватывавших отдельные стороны жизни общества, а затем проникавших во все сферы общественного организма, за которыми закрепилось название преобразований, началось с середины 90-х годов XVII в. Осуществление преобразований связано с деятельностью Петра Великого. Этого выдающегося государственного деятеля отличала многоплановость дарований: он был талантливым полководцем и проницательным дипломатом, одаренным публицистом и незаурядным законодателем, великолепным кораблестроителем. Таким же многообразием отличались свойства его натуры. Он умел быть жестким и нежным, буйным и выдержанным, простым и надменным в общении. Трудности вызывали у него прилив энергии и непреклонное желание достичь задуманного. Но дело не только в неутомимой энергии Петра I, его дарованиях, а в том, что преобразования были подготовлены всем предшествующим развитием России. Заслуга Петра I состояла в том, что он правильно понял стоявшие перед ним задачи и упорно их осуществлял.

История России знала немало реформ, но главное отличие Петровских преобразований состоит в том, что они носили всеобщий характер, охватывали все стороны жизни народа.

 Является ли Петр I гениальным преобразователем или тираном? Этот вопрос возник давно, едва ли в саму эпоху преобразований. По словам протоиерея А. Шмемана «Спор о значении, об оценке Петровской реформы, есть можно сказать, основной русский спор…». Ответ на этот вопрос по- моему мнению необходимо искать и в личности Петра I, и в тех обстоятельствах, которыми он был окружен, и в тех тенденциях русского исторического процесса, которые оказывали влияние на ход реформ. Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты Петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям. «Народ собирался в дорогу…Ждали вождя, и вождь явился», - писал крупнейший русский историк С.М. Соловьев.

Целью настоящей контрольной работы является изучение предпосылок Петровских преобразований, анализ сущности, смысла  и итогов реформ Петра.

 

 

 

  1. Предпосылки Петровских реформ

На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до правления Петра I и начались они еще при его деде и отце – царях Михаиле и Алексее. Насущная потребность преобразований вызывалась различными факторами. Нарастала экономическая отсталость России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшее смутное представление даже о своих сословных интересах. Социальная нестабильность и «бунташный» характер XVII в. порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов. Духовный кризис общества, усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных изменений в сфере культуры.

Отсталость России определялась не только неблагоприятными почвенно-климатическими условиями и отсутствием удобного выхода к морским берегам, но и последствиями татаро-монгольского ига. Отсталой экономике соответствовали отсталые общественные отношения. Россия развивалась на принципах крепостного хозяйства, для которого были характерны господство натурального хозяйства, прикрепление работников к земле и личная зависимость от помещиков. Крепостничество задерживало движение страны на пути прогресса. Тем не менее, новые явления, хотя и медленно, но пробивали себе  путь. В экономике постепенно нарушался натуральный характер хозяйства, развивалось ремесло и мелкотоварное производство. Большое значение для развития производительных сил имело появление производств мануфактурного типа: железоделательные, стеклянные, кожевенные заводы. На Урале предпринимались первые шаги по созданию крупных металлургических заводов. Со второй половины XVII в. увеличивается количество городов в России, город все более отделяется от деревни. Устанавливаются торговые связи между городами. Рост внешней и внутренней торговли повлиял на экономическую политику российского правительства. В 1667 г. был составлен Новоторговый устав, который определял единую таможенную политику, устанавливал тарифы и правила торговли. Постепенно преодолевалась изолированность России от Западной Европы. Устанавливались торговые и дипломатические связи. Таким образом, к концу XVII в. в экономической жизни наметились существенные изменения, прежние натурально-хозяйственные отношения заменялись товарно-денежными.

Во второй половине XVII в. произошли перемены и в системе государственного управления. Укреплялось самодержавие, осуществлялась государственная централизация. Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Регулярно созываемые прежде Земские Соборы, прекращают собираться. Последний Земской Собор был созван в 1653г. Другим признаком формирования абсолютизма являлось изменение состава Боярской Думы, она все больше зависела от царя. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разрезы»- прообразы Петровских губерний. На места посылались воеводы, обладающие всей полнотой власти. В 1682 г. было отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности происхождения). Также переход России к абсолютизму проявился в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной. Московский патриарх Никон, доказывавший, что церковь выше царства и что царь получает корону из рук патриарха - был отрешен Церковным собором в 1666г. от патриаршей власти и выслан из Москвы. Соборное Уложение 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие.

После Крестьянской войны некоторые нововведения начались и в военном деле. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска в армии все большее значение приобрели полки нового строя: рейтарские (конница), драгунские (смешанного строя) и солдатские(пехота).

Изменения затронули и область культуры. Усилился процесс обмирщения, т.е. освобождения от церковного влияния. Образованные слои горожан и дворянства стали проявлять интерес к научным знаниям. Передовые образованные вельможи того времени уже стали понимать необходимость реформ. Таким образом, процессы, происходившие во второй половине XVII в. свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до Петровских реформ.

 

 

 

 

1.1  Военные  реформы Петра I

Задачи создания современной и боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны еще и потому, что они оказывали большое влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определяется войной.

 Петр полностью реформировал  военные силы страны. Была введена  рекрутская повинность, которая означала, что крестьяне и посадские люди обязаны поставлять определенное количество будущих солдат. В 1699 г. был объявлен первый набор рекрутов. С 1705 г. рекрутские наборы становятся систематическими. Норма поставки рекрутов возросла до 1 человека с 20 дворов. Другим источником комплектования армии являлся прием волонтеров: беглых хлопцев, крепостных, вольноотпущенников. Третьим постоянным каналом пополнения вооруженных сил была мобилизация дворянского сословия. Вся русская армия стала регулярной и с 1699 во 1710 гг. было мобилизовано около 300 тыс. человек. Более всего от рекрутских наборов пострадала деревня. Срок службы рекрута не был ограничен. Русская армия изменилась и внешне. Каждый род войск отличался теперь особой формой.

Петр I использовал  новые типы вооружения передовых армий. Впервые в Европе Петр I ввел систему полевой подготовки, близкой к боевой обстановке. Как и на Западе, Петр ввел в армию гренадерские полки-полки гранатометчиков. Артиллерийский парк был полностью обновлен и к середине 20-х гг.только в полевой артиллерии числилось около 2500 пушек. Ликвидирована слабо дисциплинированная дворянская конница и образовались регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки.

В 1716г. был издан «Устав воинский», который отразил организацию, тактику, систему обучения армии. Что касается военно-морского флота, то он до конца дней оставался первой любовью Петра и создавался, по существу, заново. Уже в первом десятилетии XVIII в.в России появились три флота: главный- Балтийский и два вспомогательных: Каспийский и Азовский. На русских верфях строились фрегаты, галеры, разного рода вспомогательные суда. Создавались военно-морские крепости- Кронштадт и Таганрог. В середине второго десятилетия XVIII в. на воду спускались как мощные линейные, так и легкие фрегаты-крейсеры, имевшие на борту 50-60 орудий. Ко времени окончания Северной войны, только на Балтике Россия имела 29 тяжелых линейных кораблей, 6 фрегатов, более 200 галер. Российский флот стал хозяином Балтийского моря. Опыт создания русского флота, его боевых свершений, обучения морских кадров был отражен в «Уставе морском».

Реформируя армию, создавая флот, Петр I стал больше ориентироваться на отечественные кадры. В Москве и Петербурге открываются военные, военно-инженерные школы. Появляются мореходное училище, школа гардемаринов и открывается Морская Академия офицерских кадров.

 

    1. Реформа государственного устройства

Создание новой армии и флота, коренное реформирование промышленности, развивающиеся контакты с иностранными государствами, необходимость получения новых средств для нужд государства и нужд войн требовали четкой слаженной работы всех государственных звеньев. А, главное, самодержавная власть царя, нуждалась в послушной его воле государственной машине. В первой четверти XVIII в. был осуществлен комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти. В 1711 г. вместо Боярской Думы был учрежден Сенат. В него вошли девять доверенных лиц Петра. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами. Руководство работой сенаторов в 1722 г. было поручено генерал-прокурору. В 1718-1721 гг. была преобразована запутанная система приказного управления страной. Было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью: Коллегия иностранных дел- внешними отношениями, Военная- сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская -флотом, Камер –коллегия -сбором доходов, Штатс-контор-коллегия -расходами государства, Ревизион коллегия -контролем за исполнением бюджета. Юстиц0коллегия-судопроизводством, Вотчинная –дворянским землевладением, Мануфактур-колегия -промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Камерц-коллегия –торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Своеобразной коллегией стал Синод, утвержденный в 1721г. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось обер-прокурору.

 В 1708-1710 гг. царь разделил  страну на 8 губерний, во главе  которых были поставлены губернаторы, ведавшие войсками и управлением  подчиненных территорий. Каждая  губерния делилась на провинции. Их было 50. Провинции в свою  очередь делились на уезды. В каждом городе появились магистраты, которым подчинялось городское население.

Петровские реформы государственного устройства России были увенчаны выпуском в 1722 г. Указа «Табель о рангах». Весь чиновничий мир поделен на 14 разрядов, такое же деление введено и в армии и на флоте. В продвижении по должностям на первое место выходили личные достоинства и заслуги. В 1714 г. Петром был издан Указ «О единонаследии»

 Таким образом, сложилась  единая для всей страны централизованная  система управления, решающую роль  в которой играл монарх, опиравшийся  на дворянство.

 

 

    1. Экономические преобразования

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего, промышленность, совершила гигантский скачок. Связан он прежде всего с интересами армии, нескончаемой войной. Нужны были пушки, ядра, ружья и т.д. Петр был полон интересами государства, армии, флота и поэтому он начал с создания тяжелой промышленности- металлургии, горного дела, кораблестроения. И даже возникновение текстильной, суконной, кожевенной и др. видов промышленности ориентировалось лишь на нужды армии и флота.

 В начале XVIIIв. на средства государства в дополнении к старым заводам строятся новые металлургические и железоделательные заводы в Карелии, на Урале. В Сибири в 1704г. построили первый в России сереброплавильный завод. В 1723г. основан г.Екатеринбург, как один из центров уральской металлургии.

Также государство устремило свои ресурсы на строительство крупных караблестроительных верфей в Петербурге, Архангельске, Москве, Воронеже. На верфи в 1715г. работали около 10 тыс. человек, с 1706 по 1726г. с ее стапелей сошли 59 крупных и больше 200 мелких кораблей.

В особую отрасль промышленности выделяются оружейные заводы в Москве, Петербурге, Туле. Появились текстильные предприятия, бумажные, цементные, сахарные фабрики. Всего при Петре I существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные мануфактуры с разделением труда.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к промышленности. Предприниматели получали различные привилегии,  субсидии, оборудование, сырье. Так, бывший тульский кузнец, ставший известным предпринимателем-оружейником, Никита Демидов получил от царя право на владение металлургическим заводом.

Информация о работе Преобразования Петра I: необходимость, содержание, результаты