Преобразовательная деятельность Петра 1: ее основные сферы и итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:49, реферат

Краткое описание

В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России. Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками

Вложенные файлы: 1 файл

Россия в 18 веке.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

 Но, с другой  стороны, при Екатерине II дворянство  добивается почти безграничных  полномочий в отношении своих  крепостных. В 1763 г. было установлено,  что крепостные крестьяне, которые  решились “на многие своевольства  и продерзости”, должны “сверх подлежащего за их вины наказания” оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.   

 В целях усиления  абсолютизма были перестроены  органы центральной власти. Екатерина  II считала, что Сенат присвоил  себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его,  разделив на 6 департаментов (4 в  Петербурге и 2 в Москве). Каждый  департамент при этом выступал  как самостоятельное подразделение  со своим кругом дел и своей  канцелярией, что разрушало единство  Сената, ослабляло его. Необычайно  возросла роль личной канцелярии  императрицы.  

 Реформирование  местного управления в первую  очередь решало задачу усиления  власти монарха. Екатерина II собственноручно  начертала проект “Учреждения  об управлении губерниями”, получивший  в 1775 г. силу действующего закона.   

 Стремясь создать  более реальные гарантии “просвещенной  монархии”, Екатерина II начала  работать над   жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”.   

 Согласно грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества.   

 Разгром мятежных  поляков завершился в 1795 г.  третьим разделом страны. Речь  Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

Уложенная комиссия 1767—1768 гг.

Особенности Уложенной  комиссии Екатерины II. Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии. Сам по себе созыв Комиссии для замены устаревшего Уложения 1649 г. новым ничего оригинального не представлял — предшественникам Екатерины II бросалось в глаза несоответствие норм середины XVII в. новым условиям, требовавшим законодательного урегулирования.

14 декабря 1766 г. Екатерина  опубликовала указ о сочинении  проекта Уложения. Екатерининская  комиссия отличалась, по крайней  мере, тремя особенностями. Первая  из них состоит в том, что  императрица составила специальный  «Наказ», которым должны были  руководствоваться депутаты при  составлении нового Уложения. Вторая  — екатерининская комиссия относится  к самым представительным учреждениям  этого рода. Третья — каждого  депутата избиратели снабдили  письменными наказами с изложением  своих нужд.

«Обряд» выборов  депутатов. Указ определял «обряд» избрания депутатов. От дворян и горожан предусматривались прямые выборы: от первых — по одному депутату от уезда, от вторых — от города, независимо от числа в нем выборщиков. Кроме того, по одному депутату отправляло каждое центральное учреждение: Сенат, Синод, коллегии. Для свободного сельского населения, т. е. не находившегося в крепостной зависимости от помещиков и дворцового ведомства, устанавливались трехстепенные выборы. Право выбора депутатов предоставлялось государственным и экономическим крестьянам, а также оседлым «инородцам» — народам Поволжья и Сибири.

Депутатам предоставлялось  множество льгот и привилегий, превращавших депутатскую должность  в престижную и респектабельную. Депутат, «в какое бы прегрешение ни впал», освобождался от казни, пыток и телесных наказаний. Он не мог быть привлеченным к ответственности без санкции императрицы, его имение подлежало конфискации только за долги.

Интерес к депутатской  должности поощрялся жалованьем, выдававшимся сверх получаемого по службе. Привлекал депутатов и золотой значок на золотой цепи.

Депутатские наказы. Наказы будут рассматриваться по сословной  принадлежности депутатов. Но в них  нетрудно обнаружить несколько общих  черт. Одна из них состоит в существенном отличии от «Наказа» императрицы. Та витает в облаках, рассуждает об обществе и государстве в целом, высказывает  общие суждения, в то время как  депутатские наказы, из какой бы сословной среды они ни вышли, отличаются прагматизмом, приземленностью, взглядами, не выходящими за границы  уезда и города.

Вторая общая черта, образно  сформулированная историком М. М. Богословским, состоит в том, что наказы —  «надежный фонограф, записавший хор  провинциальных голосов». Иногда в  этом хоре появлялись запевалы и солисты. В подавляющем же большинстве  наказов, составители которых не имели опыта участия в общественной жизни и в формировании сословной  идеологии, неординарные мысли отсутствуют.

Дворянские наказы. Эти наказы, составленные самой образованной частью общества, к тому же располагавшей некоторым опытом выражения сословных притязаний, дают наиболее полный перечень нужд дворянства.

Ни один из дворянских наказов  не протестовал против крепостнического режима. Напротив, чаяния дворянства были направлены на его укрепление, расширение своего права на личность крестьянина, результаты его труда и на владение землей.

Большинство дворянских наказов  считали «главнейшим изнеможением»  бегство крестьян и беспомощность  местной администрации в пресечении этого явления. Дворяне требовали  создания в уездах сословных корпораций, предоставления им права контроля за неукоснительным соблюдением законов местной администрацией.

Составители некоторых дворянских наказов проявляли заботу о крестьянах. Боровские дворяне убеждены: «Ничто так крестьян не разоряет, как в сборе подвод, паче в работную пору». Немало жалоб было высказано в адрес рекрутской повинности. Орловских дворян беспокоило отсутствие на селе медицинской помощи: они «соболезновали о жизни человеческой, взирая на сей бедный народ, который умирает, как скоты, без всякого призрения, иногда от самой малой раны, которую можно было бы и пластырем залечить». Все наказы сетовали на обременительность не владельческих, а государственных повинностей.

Итак, дворянские наказы защищали сословные интересы дворян, требуя, чтобы их привилегиями запрещено  было пользоваться представителям других сословий. В то же время дворянские наказы вторгались в жизненно важные интересы горожан — они требовали не только исключительного права владеть населенными имениями, но и прав заниматься промышленной и торговой деятельностью, которую горожане считали своей монополией.

Городские наказы. В свою очередь, городские наказы, помимо сохранения за горожанами традиционного права заниматься торговлей и промыслами, претендовали на дворянские привилегии. Подобная позиция горожан имела глубокие исторические корни: экономически слабое и столь же организационно беспомощное российское купечество издавна пользовалось доходами, предоставленными ему самодержавием. Поэтому не следует искать в городских наказах требований отменить крепостное право и изменить политическую систему. Напротив, они зарились на привилегию дворян, суть их притязаний четко и образно выразил С. М. Соловьев: в Уложенной комиссии раздавался «дружный и страшно печальный крик: «Рабов!».

Энергичнее всего городские  наказы выступали против крестьянской торговли, которую считали главной  помехой благополучию купцов. Борьбу с крестьянской торговлей наказы предлагали вести полицейскими мерами: закрыть в селах и деревнях торжки, конфисковать у торгующих крестьян продаваемый товар, подвергать крестьян штрафам и даже истязаниям.

Наказы крестьян. Скуднее дворянских и городских оказалось содержание наказов государственных крестьян. Все они напоминают обычные челобитные, авторы которых проявляли заботы, не выходившие за околицу погоста или деревни. Общим для всех наказов государственной деревни являлась жалоба на «изнеможение» от подушной подати, которую им доводилось платить и за беглых, и за стариков, и за больных, и за детей.

Наказы черносошных крестьян Севера содержали два-три пункта. Более основательными были наказы однодворцев, жаловавшихся на помещиков, захватывавших  у них земли, на произвол местной  администрации. Жалобы на «изнеможение»  от податного бремени у них  на втором плане.

Самым обстоятельным изложением своих нужд отличались наказы государственных  крестьян, приписанных к металлургическим заводам Урала. Основательность  наказов объяснялась огромным опытом подачи челобитных, в которых они  из года в год жаловались на произвол заводовладельцев и их приказчиков и на обременительность отрабатывать подушную подать на рубке дров и заготовке древесного угля.

Работа Комиссии. 8 августа 1767 г. Уложенная комиссия решила императрице поднести титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Императрица отклонила предложенный полный титул, согласившись на «Матерь Отечества».

Началась будничная жизнь  Комиссии с повседневными заседаниями, на которых обсуждались наказы избирателей. Императрица скрытно и пристально следила за работой Комиссии, находясь на антресолях Грановитой палаты. О внимании к происходившему свидетельствуют десятки ее записок маршалу Комиссии А. И. Бибикову с указаниями, как вести дело.

Процедура обсуждения наказов  не могла порадовать императрицу  — депутаты, выполняя волю избирателей, твердили о сословных притязаниях, изложенных в наказах, нередко давая  этим притязаниям подробную мотивировку. Диспуты обнаружили и сословных  лидеров. Среди них выделялся  депутат от ярославского дворянства князь М. М. Щербатов — образованный и блестящий оратор, представлявший интересы аристократической части  дворянства. Он — решительный противник  Табели о рангах, позволявшей получить дворянство, действуя пером и шпагой. Своих лидеров имели депутаты и от горожан и крестьян, но они  стояли на две головы ниже Щербатова. К ним относится депутат от козловских дворян Р. С. Коробьин, выступавший радетелем крестьянских интересов, а также депутат от Рыбной слободы Алексей Попов, защищавший интересы горожан.

Уложенная комиссия заседала в Москве до декабря 1767 г., затем переехала  в Петербург, где возобновила  работу 16 февраля 1768 г. 18 декабря того же года маршал Бибиков объявил о закрытии Большого собрания Комиссии на том основании, что начавшаяся в октябре война с Османской империей требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Историки, однако, установили, что война потребовала привлечения только 4% списочного состава депутатов. Следовательно, война явилась лишь предлогом для роспуска Уложенной комиссии. Война закончилась, движение Пугачева было подавлено, но Екатерина так и не возобновила общей работы Уложенной комиссии.

Значение Уложенной  комиссии. Уложенная комиссия у современников, а также большинства историков пользовалась недоброй репутацией. Критики Уложенной комиссии правы в одном — она не выполнила главной своей задачи, не составила нового Уложения. И все же должны быть отмечены три позитивных результата ее деятельности.

На Уложенную комиссию, помимо составления нового Уложения, возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Комиссия дала обильный материал для выяснения «нужд». Наказы депутатам, а также их обсуждение выполнили  такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Ивановны.

Деятельность Уложенной  комиссии способствовала распространению  в России идей Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица  или нет, выпала на долю ее «Наказа», который переиздавался 7 раз и  который читали в правительственных  учреждениях наравне с «Зерцалом  правосудия» петровского времени.

Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в  укреплении положения Екатерины  на троне — после переворота и  гибели супруга она остро нуждалась  в опровержении репутации узурпатора власти. Поднесение императрице титула «Матери Отечества» являлось не чем  иным, как общественным признанием ее прав на трон.


Реформы второй половины XVIII в.

После грандиозной  крестьянской войны правительство  проводит целый ряд мер с целью  укрепить государственный аппарат  и еще больше сделать дворянство самым привилегированным сословием  в государстве. В 1775 г. было упразднено казачье управление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь. Эти удары по последним оплотам демократии на окраинах России свидетельствовали о няступлении деспотической власти самодержавия. В том же году было издано "Учреждение для управления губерний Российской империи". Это была знаменитая екатерининская губернская реформа. Вся империя рыла разделена на 50 губерний. В основу деления был положен принцип определенной численности населения в губернии. Более мелкой единицей был уезд. Во ГЛЯВР губернии стоял губернатор. Иногда две-три губернии объединялись под властью особо назначенного сановника (наместника или генерал-губернатора). Губернатор имел помощника - вице-губернатора и особый штат - губернское правление. В городах вместо воевод были поставлены городничие. Уездом управлял капитан-исправник. Было проведено разделение административных, финансовых и судебных дел. Для заведования всеми финансовыми делами губернии была обраэована казенная плата. Кроме того, в каждом губернском городе находился Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, на таких же собраниях в губернии выбирался губернский предводитель дворянства. В апреле 1785 г. была опубликована жалованная грамота дворянству. "Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства" - важнейший документ в процессе развития дворянства как господствующего и привилегированного сословия в XVIII в. Все те привилегии, которых добились дворяне на протяжении всего столетия, подтверждались "Грамотой" и получали статус закона. Дворянин совершенно освобождался от податей и телесных наказаний. Он мог быть осужден только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Дворянство окончательно сформировалось как сословие, приобретя корпоративное устройство. Одновремеино с жалованной грамотой дворянству была подписана Екатериной и жалованная грамота городам. По этой грамоте все население городов разделялось на 6 разрядов, которые составляли "общество градское". Раз в три года это общество имело право на своем собрании выбирать из своей среды городского голову и гласных "общей городской думы". Общая дума выбирала шесть представителей (по одному из каждого разряда городского общества) в "шестигласную думу" на три года. Это была исполнительная власть. В основу городского устройства при Екатерине были положены нормы так называемого магдебургского права, получившие еще в XVI-XVII вв. распространение на территории Украины и Белоруссии, устройство городов Прибалтики (учитывались, конечно же, и местные традиции).


Информация о работе Преобразовательная деятельность Петра 1: ее основные сферы и итоги