Прибайкалье в период Средневековья Курыканы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

В VI—X вв. самой многочисленной этнической группой в Прибайкалье были курыканы - далекие предки якутов, народности тюркского происхождения. Они расселились по берегам Байкала, в верхнем течении Ангары, в верховьях Лены, на о. Ольхон и в других местах Прибайкалья. Археологические раскопки свидетельствуют, что основным занятием курыкан являлось скотоводство. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и даже верблюдов. Для повышения продуктивности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири применили искусственное орошение сенокосных угодий.

Вложенные файлы: 1 файл

Pribaykalye_v_period_srednevekovya.docx

— 20.17 Кб (Скачать файл)

Прибайкалье в период средневековья

Курыканы.

В VI—X вв. самой многочисленной этнической группой в Прибайкалье были курыканы - далекие предки якутов, народности тюркского происхождения. Они расселились по берегам Байкала, в верхнем течении Ангары, в верховьях Лены, на о. Ольхон и в других местах Прибайкалья.

Археологические раскопки свидетельствуют, что основным занятием курыкан являлось скотоводство. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и даже верблюдов. Для повышения продуктивности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири применили искусственное орошение сенокосных угодий.

Хозяйственная жизнь курыкан не ограничивалась скотоводством. Занимались они звероловством и собирательством. На сохранившихся средневековых наскальных рисунках можно увидеть сцены охоты на кабана, лося, оленя. Для заготовки корней съедобных растений применялись железные лопатки с деревянными рукоятками.

Курыканы стали первыми земледельцами в Прибайкалье. Возле их поселений археологи встречают следы древней пашни, где выращивали просо, пшеницу, рожь, коноплю. Земледельческая культура курыкан была связана со среднеазиатской. Об этом свидетельствуют находки земледельческих орудий на Унгинском поселении вблизи Балаганска, где обнаружены металлические серпы, каменные жернова, чугунный сошник, свидетельствующий о применении плуга.

Курыканы вели полуоседлый образ жизни. Они владели секретами металлургии и кузнечного дела. Возле их поселений обнаружено множество плавильных ям и глинобитных горнов, в которых выплавлялось железо. Курыканы знали письменность. Их искусство представлено многочисленными украшениями и предметами быта, найденными при раскопках. О высоком уровне культуры свидетельствуют и наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях р. Лены у д. Шишкина, на о. Ольхонв долине р. Куды.

В X-XI вв. курыканы были вытеснены монголами и ушли далеко на север, в район средней Лены, составив основу якутского народа. На их место пришли монголоязычные племена. На скалах у д. Шишкина встречаются резные изображения того периода, которые хронологически следуют за курыканскими рисунками, воспроизводя быт монгольских и бурятских кочевников.

Хозяйство и культура курыкан выделялись высоким уровнем развития и самобытностью. Вместе с тем они носили отпечатки тюркской, кыргызской и уйгурской культур, включали в себя элементы хозяйственных навыков и культуры народностей Алтая, Енисея и Забайкалья, что свидетельствует о широких контактах курыканских племен Прибайкалья с другими народностями Азии.

Буряты.

Формирование бурятского населения  в регионе началось после падения государства уйгуров и продолжалось в период империи Чингисхана, когда происходило наиболее активное освоение степных и лесостепных территорий вокруг Байкала отдельными монголоязычными племенами.

Племена селились родами, объединенными  в улусы. Объединение прибайкальских племен, в которых главную роль играли эхириты и булагаты, называлось «бурат», что означало «лесные племена» или «лесные люди». Так монголы называли население лесостепных территорий по обе стороны Байкала. Об этом свидетельствуют записки русских исследователей и материалы бурятского фольклора XVII— XVIII   вв.

Первые русские землепроходцы, встретившись в Прибайкалье с  добродушным и гостеприимным  народом и услышав новое и  незнакомое им слово «бурат», вложили в него свое понятие - «брат», «братский». Именно так стали называться все монголоязычные племена, включая племена ойротов и монголов, расселившихся отдельными группами в Тункинской и Аларской степях. Даже первый русский острог на Ангаре был назван Братским.

Основой хозяйства у прибайкальских бурят к приходу русских было скотоводство полуоседлого типа. Как и курыканы, они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов. Прибайкальские буряты переняли у курыкан мастерство кузнечного дела и навыки земледелия. Они выплавляли железо, делали из него оружие и хозяйственный инвентарь. Бурятские металлические украшения для одежды и сбруи пользовались спросом у соседних племен, а впоследствии, на первых этапах русского освоения Прибайкалья, охотно приобретались служилыми и торговыми людьми и первыми переселенцами.

Почти все необходимое для своего хозяйства местные племена изготовляли  сами. Скотоводство и земледелие доставляли пищу, одежду, материал для устройства жилищ. Сеяли просо, гречиху, ячмень. Излишки продукции служили у бурят предметом меновой торговли с эвенками и тувинцами, которые поставляли им пушнину. Существовали торговые связи со Средней Азией и Монголией.

Большую роль в хозяйстве бурят  играла охота, в которой наравне  с мужчинами принимали участие  и женщины. Для охоты использовались сложный монгольский лук и стрелы с железными наконечниками. Особое значение для меновой торговли имела пушнина. В рукописных памятниках по истории монголов XIII в. название «булагат» или «булагачин» трактуется как «соболевщик».

Эвенки (старое название «тунгусы»).

Эвенкийским племенам принадлежало в  Прибайкалье второе место по численности  после бурятских. Они вели кочевой образ жизни, селились в чумах отдельными семьями или группами семей. Их поселения располагались по берегам Байкала, вдоль Ангары, Лены, Верхней Тунгуски. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

Излишки продукции оленеводы и  охотники использовали для обмена и для выплаты дани бурятам. На охоте они применяли лук и рогатину, петли и самострелы. Женщины выделывали шкуры и шили из них одежду, ухаживали за детьми.

К моменту прихода русских местные  эвенкийские племена находились на стадии перехода от родового строя к феодализму. У эвенков-оленеводов появилась частная собственность на скот. Охотничьи угодья распределялись между семьями, а добыча доставалась отдельной семье, а не всему роду, как это было при первобытнообщинном строе. Однако основную роль в управлении родами продолжали играть родовые собрания и шаманы.

Тофы.

К приходу русских эта древняя  народность занимала третье место в  общей численности населения  Прибайкалья. Тофы заселяли склоны Восточного Саяна в пределах территории современного Нижнеудинского административного района. По происхождению и языку они близки к тувинцам. Основу хозяйства тофов составляли охота и таежное кочевое оленеводство. К началу XVII в. родовой строй у тофов распался, хотя сохранялись еще многие его пережитки. Появились богатые и бедные.

 


Информация о работе Прибайкалье в период Средневековья Курыканы