Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Прокуратура РФ является единой, федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Это обстоятельство предопределяет и структуру органов прокуратуры в целом, структуру Генеральной прокуратуры, структуру управления подразделениями в прокуратурах субъектов федерации и приравненных к ним прокуратур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Система, структура органов прокуратуры. Организация работы органов прокуратуры
2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (Прокуратура).docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые  решения, в особенности, когда они  сопряжены с применением мер  государственного принуждения и  ограничения прав граждан. Сказанное  не означает полное отсутствие в системе  прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского  надзора. В Генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов РФ и  приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы  на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных органов через приказы прокуроров.

Сущность принципа независимости  прокурорского надзора в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных  на него обязанностей руководствуется  законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным  законом прокурор огражден от вмешательства  в его надзорную деятельность, каких бы то ни было федеральных  или местных органов. Прокуратура  может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов  государственного управления.

Независимость органов прокуратуры  не означает отрыва прокуроров от местных  органов власти и управления. Организационные  мероприятия по осуществлению надзора  и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.

Принцип независимости организации  и осуществления надзора имеет  важнейшее государственное и  политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого  принципа прокуратура может достичь  поставленные перед ней государством цели и задачи. Осуществление принципа независимости органов прокуратуры  обеспечивается их организационным  построением, порядком назначения прокурорских кадров, установленной законом системой подчиненности и подотчетности  прокуроров. Гарантией соблюдения этого  принципа является ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства  в осуществление прокурорского  надзора. Согласно этой статье воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или административную ответственность.

Одной из черт, или свойств, принципа независимости является политическая независимость прокурора. Предусмотренное  п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение прокурорам и следователям СК при  прокуратуре РФ быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в  их деятельности исключает возможность  влияния этих объединений на прокурора, а, следовательно, и на принимаемые  им решения в процессе осуществления  прокурорского надзора. Известно, что  во всех политических объединениях (партиях, движениях и т.п.) существуют внутренняя, организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая  или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих органов объединений или их большинства. Эти решения могут не всегда совпадать с целями и задачами органов прокуратуры, поэтому их выполнение препятствовало бы реализации функций прокуратуры. Членство в такого рода объединениях исключает возможность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

Принцип гласности закреплен  в п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. В нем сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

Реализация принципа гласности  обеспечивается созданием в органах  прокуратуры специальных структурных  подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности  определяется тем, что его реализация способствует информированности органов  государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге - укреплению законности. Последнее имеет особо важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить  вред интересам государства и  граждан, такая гласность не допускается. Сказанное не изменяет вывода о том, что принцип гласности - необходимое условие надзора, значимость которого существенно возросла на современном этапе развития демократии в РФ.

Также ряд ученых выделяют еще такой принцип как единство прокурорской системы. Т.е. в систему органов прокуратуры входят все территориальные и специализированные (транспортные и др.) органы прокуратуры, Генеральная прокуратура Российской Федерации. Поэтому создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

Российская прокурорская система едина и не подразделяется на федеральные и местные органы. Каждый прокурор в пределах своей  юрисдикции выступает как представитель  единой федеральной прокурорской системы, осуществляющей надзор от имени Российской Федерации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального прокурора Российской Федерации, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранение таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами.

Принцип единства прокурорской системы является организационным  принципом, характеризующим ее построение.

Подводя итог по данному  вопросу, отметим, что применительно  к прокуратуре принципы организации  и деятельности - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов  прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Принципы организации  и деятельности регламентируют не только деятельность прокуратуры по осуществлению  прокурорского надзора, но и организацию  этой деятельности.

При этом следует иметь  в виду, что принципы - это не просто провозглашение положения, а руководство к действию, они должны использоваться повседневно и безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы (независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого, подозреваемого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог по рассмотренным  нами вопросам, хочется отметить, что выбор того или иного принципа организации работы районной (городской) прокуратуры Генеральной прокуратурой и прокуратурами субъектов Российской Федерации жестко не предопределен. Главное, чтобы избранный принцип отвечал штатной численности, профессиональной подготовке кадров и поставленным перед прокуратурой задачам.

Применительно к прокуратуре  принципы организации и деятельности - это основополагающие, руководящие  положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Принципы организации и деятельности регламентируют не только деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского  надзора, но и организацию этой деятельности.

При этом следует иметь  в виду, что принципы - это не просто провозглашение положения, а руководство к действию, они должны использоваться повседневно и, безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы (независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого, подозреваемого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 


Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ