Принятие и распространение христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

К христианству пришла и княжеская власть. Много лет государством правила княгиня Ольга, принявшая христианство в 957 году. Но в среде народа христианство долго не получало распространения.

Содержание

Содержание Введение 3 Обстановка в Киевской Руси перед крещением 4 Выбор веры 6 Крещение Руси 7 Историческое значение принятия Русью христианства 11 Заключение 14 Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

русь2).docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Содержание Введение 3 Обстановка в Киевской Руси перед крещением 4 Выбор веры 6 Крещение Руси 7 Историческое значение принятия Русью христианства 11 Заключение 14 Список используемой литературы 16 Введение История Руси, предшествовавшая принятию христианства, известна нам далеко не достаточно и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше

XI века. А о событиях IX – X вв. за исключением немногих  письменных греческих свитков,  не имели других источников  кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать  несомненной достоверности, так  как они подвергались вымыслам  и изменениям. Таким образом, можно  отметить, что только с приходом  христианства русский народ получил  прочные основы для создания  государственной и гражданской  жизни, основы, без которых и  не было бы истории русского  народа. Большой интерес во всем  мире к принятию христианства 

Киевской Русью  обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие  на развитие русского государства и  его международные связи, тем  авторитетом, который приобрела  русская православная церковь. Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. О принятии Киевской Русью  в 988г. христианства написано большое  количество книг. Известно, что на Руси стали складываться христианские традиции.

К христианству пришла и княжеская власть. Много лет  государством правила княгиня Ольга, принявшая христианство в 957 году. Но в среде народа христианство долго  не получало распространения. Официально крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича (в последствии получившим наименование Святого). В 988г. жителями Киевской Руси было принято христианство.

Что же подвигло Киевскую Русь к принятию христианства? К  тому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру только оставалось сделать  выбор. Почему именно христианство и  как крестили Киевскую Русь? Обстановка в Киевской Руси перед крещением  Борьба с печенегами стала в 

Х в. Насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями  и городами, была обращена к степям, была открыта внезапным набегам  кочевников, раскинувшихся по русской  равнине от Дуная до Жигулей. Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению  полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов  была не только государственным, но и  общенародным делом. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту  оборону, должен был стать народным героем, действия

которого воспевались  в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава – Владимир. Став Великим князем, Владимир значительно  расширил и упрочнил Русь как государство  всех восточных славян. К его княжению относиться окончательное подчинение русскому князю племен, живших на востоке  от великого водного пути. В 981г. и 982г. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую 

прежде платили  Святославу. Та же участь постигла и  радимичей в 986г. Первый поход Владимира  на болгар состоялся в 987г. В летописи под 994г. и 997г. также упоминаются  удачные походы на волжских болгар, а в 1006г. с ними был заключен торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге. Ко времени княжения Владимира относятся первые столкновения

Руси с западными  славянскими государствами. В 981г. вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены Перемышль, Червен и другие города Червонной Руси. Но завоеванием  Червенских городов дело не кончилось: в летописи под 992г. упоминается еще  поход Владимира на хорватов, а  по некоторым спискам в это  же время Владимир воевал с польским королем Мечиславом и одержал  над ним блистательную победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе  Храбром был заключен мир, скрепленный  дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж  за Святополка. Довольно аморфное раннефеодальное  государство – Киевская Русь –  правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для  этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних  князей, стоявших

во главе союза  племен, Владимир сажает своих сыновей: Новгород – Ярослав, Полоцк – Изяслав, Туров – Святополк, Ростов – Борис, Муром – Глеб, Древлянская земля  – Святослав, Волынь – Всеволод, Тмутаракань – Мстислав. Но, по-прежнему, оставалась нерешенной главная задача внешней политики

Руси – оборона  от печенежских племен, наступавших  на русские земли по всему лесостепному пограничью. Владимир сумел сделать  борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных  крепостей набирались в далеком  Новгороде, в Эстонии (Чудь), в Смоленске  и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не добирался.

Заслуга Владимира  в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам  обороны южной границы, шедшей по землям Полян, Уличей и Северян. Из самых  близких к Киеву городов были построены Василев на Стугне и  Белгород на Днепре. Города Треполь, Тумащ  и Василев соединяли валы. Постройка  нескольких оборонительных рубежей  с продуманной системой крепостей,

валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное  вторжение печенегов и помогла  Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских  набегов. Владимир стал подчинять региональные интересы общегосударственным, считать  южные границы полян, уличей, северян  границам всей Киевской Руси. При этом он осуществлял целый ряд административных мер, способствующих успешному решению  стоящей перед Русью задачи. Киевский князь проводит международную политику по упрочнению Киевской Руси, меняет в  соответствии с обстоятельствами отношение  Византии, стремиться породниться с  византийским двором. Одной из самых  значительных идеологических акций  и было принятие христианства в его  византийском варианте. Выбор веры Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной принятия христианства, мне кажется, можно  считать зарождение на

Руси раннего  феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка  усовершенствовать языческие верования  славян и на этой основе создать  религию в большой степени  соответствующую современному этапу  развития общества. Но процесс образования  новой религии происходит очень  долго, следователь нужно было взять  готовую религию,

которая бы удовлетворяла  всем требованиям данного социально-политического  момента. К этому времени в  мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм), все эти религии претендовали на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось сделать свой выбор. У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар  – иудаизм, в Византии и Западной Европе – христианство (с центрами в 

Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна их них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или  иной религии было делом, прежде всего  политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию, так  как иудаизм был религией побежденного народа (в 965г. Хазария была разгромлена  войском 

Святослава Игоревича). Ислам имел больше шансов на то, чтобы  стать официальной религией Русского государства, но здесь существуют две  точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама. Первой причиной послужившей отказом от ислама, как  считают, это то, что Коран запрещает  вино. Владимир же, как известно любил  устраивать пышные пиры и празднества  по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах.

Вторая причина  это слабость исламского мира в 80-е  гг. Х века. «Правители Сирии в 70-е  гг. Х века получили ряд серьезных  поражений от Византии… некогда  могущественную державу Саманидов  на востоке мусульманского мира в  правление Нуха II (976-997гг.) постоянно  сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских  государств в 80-е гг.

Х века, дали основания  Владимиру усомниться в способности  ислама укрепить центральную власть». Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена  переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения  от Византии, претендовавшей на Сирию  и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на

Балканах. Уже, исходя из этого, принятие крещения из Константинополя  было выгодным. К тому же Византия нуждалась  в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина  и Василия – Анну. Принятие же Западного варианта христианства означало для Владимира подчинение Папской  власти, следовательно, об укреплении власти на месте не могло быть и  речи.

Крещение Руси Относительно вопроса о времени и месте  Крещения князя Владимира есть несколько  версий. Согласно общепринятому мнению князь Владимир принял крещение в 988г. в Корсуне (греческий Херсонес ныне Крым). Цепь событий, непосредственно  предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной.

Решив креститься, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил  ответ: «Где тебе любо». Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться  город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и Константину с  предложением отдать их сестру, Анну, ему  в жены, угрожая в противном  случае подступить к Константинополю. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. Именно в это  время крестился князь Владимир. Киевскому князю было лестно породниться  с могущественным императорским  домом, но Владимир понимал и государственное  значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как динамический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное  дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Спустя два года после собственного крещения,

Владимир решился  приступить к крещению народа. Великого князя Владимира побуждало к  этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа принятие христианства означало приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной  жизни. Прежде чем делать это, он решился  войти в сношения с реками, так  как для будущей 

русской церкви нужна  была иерархия. По возвращении в  Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и  других своих подданных. Киевляне, среди  которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без  явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную  религию; отказ от крещения в таких  условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян  не было серьезных оснований.

Столь же спокойно относились к крещению обитатели  южных и западных городов Руси. Куда большее сопротивление оказали  жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного  в город епископа. Для покорения  новгородцев потребовалась военная  экспедиция киевлян. Жители Мурома, отказали впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем  желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали  и в других городах Новгородской и Ростовской землях. Причиной столь  враждебного отношения является приверженность населения к традиционным обрядам. в сельской местности севера и востока Руси сопротивление  христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся  духам рек. Лесов, полей, огня, чаще всего  совмещали веру в этих

духов с элементами христианства. В южных, западных городах  и сельской местности языческие  верования существовали, скорее, как  суеверия, чем как оформившаяся религия. Киевская Русь имела давние связи  с христианской Византией, откуда уже  проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях успешного осуществления  своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной

культуры, князь  Владимир, вступает в родство с  византийскими императорами Василием и Константином женившись на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя  с собой различную церковную  утварь и святыни – кресты, иконы, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси. Владимир столь сильно уверовал, что пытался  воплотить христианский идеал: сразу  отказался от применения

уголовных наказаний, прощая разбойников; раздавал питание  неимущим. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся  со времен Владимира Святого и  Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения  просвещения на Руси. Библиотеки возникли так же и в других городах, в  том числе монастырские и частные. Содержание русских книг было преимущественно  духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы с греческого и живым интересом новопросвещенного  русского общества к вопросам христианский веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были

в основном лица духовные. С Крещение Киевской Руси еще более  расширились и углубились ее государственные  и культурные связи не только с  Византией, но и с Балканскими  странами и другими государствами  Европы. Вступив в брак с греческой  царевной Анной, князь Владимир породнился и снемецким императором Оттоном II, который ранее женился на сестре Анны – Феофании.

Информация о работе Принятие и распространение христианства на Руси