Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:56, реферат
Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология и нравственные аспекты жизни любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах. Еще с христианской традиции было принято, что до принятия православия русский народ пребывал в дикости, варварстве и не имел никакой культуры. По П.В.Л. славяне жили "звериным образом".
Введение………………………………………………………………………………………………………………………4
Основная часть………………………………………………………………………………………………………..…..4
Причины принятия христианства …………………………………………………………………………5
Крещение Руси………………………………………………………………………………………………………7
Последствия ………………………………………………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………10
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….11
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
На тему: «Принятие христианства»
По дисциплине: История
Выполнила студентка 1-го курса экономи
Новосибирск
2012
Содержание
Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология и нравственные аспекты жизни любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах. Еще с христианской традиции было принято, что до принятия православия русский народ пребывал в дикости, варварстве и не имел никакой культуры. По П.В.Л. славяне жили "звериным образом".
Все они были жестокими язычниками. То есть они совершали человеческие жертвоприношения и поклонялись деревянным (или каменным) идолам. Для понимания дохристианской древнеславянской культуры и нравственных аспектов жизни очень много дали исследования: традиций, обрядов, сказок, преданий, былин, песен, изучение народных промыслов и т.д. Но, однако, Древняя, дохристианская религия славянских народов известна нам далеко недостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца 18 века, когда пробудилось национальное самосознание у многих славянских народов. Но к этому времени они, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные с ними. Об язычестве можно говорить очень много ,но вернемся к принятию христианства.
Принятие христианства
в Руси имело большое значение
для дальнейшего развития государства.
Оно закрепляло единство страны. Актуальность
данной темы состоит, что христианизация
Древней Руси не только проливает
свет на далекое прошлое, но и высвечивает
немало современных проблем, непосредственно
соотносимых с оценкой религии
в целом, ее роли в общественной жизни
для каждой конкретной исторической
эпохи. Для этого именно сейчас будет
актуально рассмотреть
Начнем с того,что Христианство- это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Христиане верят, что мир создан Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю попал под искушение сатаны - одного из ангелов, восставших против Божией воли, - и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как бог». Человек был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Потомство первых людей - Адама и Евы - населило землю, но с первых дней истории существовала пропасть между Богом и человеком.
Но как получилось так, что Великая Древняя Русь выбрала именно это направление в религии? Существует огромное количество вариантов на этот вопрос .Первый ответ гласит следующее, что якобы Владимир I давно хотел завязать дружеские отношение с Византийской империей, самым мощным государством в то время с помощью женитьбы на Анне ,дочери Византийского князя Василия II,но чтобы женится на Анне нужно было принять крещение.
Во-вторых существует легенда по которой князь Владимир Великий в одной из битв стал незрячим. Его повели в Византийский православный собор и произошло чудесное исцеление, но опять же- это легенда.
Третий ответ: Княгиня Ольга была так же православной, что и повлияло на выбор Владимира.
Четвертый предположение в том, что православие говорило, что князь- ЭТО ПРАВИТЕЛЬ ОТ БОГА, что давало ему неограниченную власть, чего не могло быть в язычничнице.
Следующий вымысел это будто якобы он думал, что выбрать иудаизм или мусульманство, но то что эти религии запрещали есть свинину , /которую он любил/ и мусульманам запрещается пить вино, это ему не подошло, а христианство еще было привлекательно для него красивыми облачениями и обрядами и он выбрал христианство.
Следующий ответ, более правдопадобный,но не точный :Принятие христианство было не простым решением Владимира и он принял его не сразу. Он долгое время присматривался к различным вероисповедования, сравнивал их, ему предлагали латинство от Римской церкви, иудализм от хазар. Среди желавших обратить русского князя в свою веру находились и магометане, приехавшие из Волжской Булгарии. Они хотели сделать его православным мусульманином. С каждым из вероисповеданий великий князь внимательно ознакомился, но выбор остановил на греческой восточной церкви, на православии. Этот выбор был обусловлен как с связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви: ее тесной зависимостью от светской власти и допущением богослужениями на родном языке.
В настоящее время многие люди думают о принятии Христианства на Руси очень просто – дескать пожелал Владимир чтобы все русские люди стали христианами и только по его воле Русь вдруг стала христианской. Однако на самом деле чтобы рассуждать об этом, необходимо учесть историческое положение, в котором находилась Русь в то время и конечно же нельзя недооценивать влияние исконно русского язычества на этот процесс.
Существует две основные причины принятия Христианства на Руси: Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим. И, как известно к 9 веку образовалось Киевское государство. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была произведена силовым путем. Так киевский князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ: "по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы. Некоторые исследователи, гиперкритически настроенные (Аничков), считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами; Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества. Однако по-видимому эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть – политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека.
В 988 г., при Владимире I, в качестве
государственной религии было принято христианство. Древнерусская письменность знала три версии источников христианства в Киевской Руси. По одной из них, христианство было принесено в Киевскую Русь апостолом Андреем, проповедовавшим в Скифии. Андрей воздвиг крест на киевских холмах и предсказал , что на них будет стоять великий град и «воссияеть благодать божия».
Другая версия
связывала христианство в Киевской
Руси с апостолом Павлом и его
учеником Андроником, на престол которого
был поставлен епископ Мефодий.
Тем самым появление
Третья версия источником христианства в Киевской Руси делала Византию. Эта версия впоследствии признавалась церковными кругами официальной.2 Красивая легенда об апостоле Андрее, льстившая самолюбию киевлян, явно возникла в Киеве. Она была основана на представлении о том, что апостолы проповедовали христианство по всей вселенной (« и во все концы земли вещание пройде»). Труднее сделать выбор между ролью Византии и «моравской миссией» Кирилла и Мефодия, но было бы неправильно делать этот выбор на основании разрозненных известий. Этот вопрос, легче всего решить, сделав краткий обзор положения восточнославянских племен в IX - X веках по отношению к христианским странам того времени.
Крещение Владимира и его
приближенных было совершенов г. Корсуни
(Херсонесс) — центре византийских
владений в Крыму(Херсонес располагается
в черте нынешнего Севастополя)
Языческие святилища были заменены
христианскими церквями. Большинство
последних должно было состоять из
спешно построенных деревянных часовен,
но Владимир не стал терять времени
при постройке первого
Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. «Божий слуга» – государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Распространение христианства на Руси
проходило далеко не гладко. До 13 века
новая религия осела только в
городах,а в деревнях продолжалось
язычество. По словам историка Я.Н.Щапова:
"распространение христианства проводилось
княжеской властью и
Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно
установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде..Их старались искоренить огнем и мечом. И только после изгнания монголо-татарских завоевателей 15 века со всей территории Руси христианство окрепло и стало религией всего Русского государства.
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь