Принятие христианства в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:18, реферат

Краткое описание

В 988 году князь Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси.

Содержание

Введение 2
1. Причины принятия христианства 3
2. Выбор веры на руси 4
3. Крещение Руси 5
4. Значение крещения Руси 8
Заключение 9
Библиография 11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал в г. Салехарде

 

Факультет Государственной  службы и финансов

Направление подготовки: Менеджмент

 

 

Реферат

По дисциплине «Отечественная история»

Тема: «Принятие христианства в Киевской Руси»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1  курса

 

____Платонова Оксана Юрьевна.

(Ф.И.О.)

Салехард, 2013 г.

 

Оглавление

Введение 2

1. Причины принятия христианства 3

2. Выбор веры на руси 4

3. Крещение Руси 5

4. Значение крещения Руси 8

Заключение 9

Библиография 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие христианства –  крупнейшее событие в истории  Древней Руси.

Христианство в Древней  Руси существовало еще задолго до  придания  ему  статуса официальной  религии, но оно было слабо распространенным и конечно,  не могло конкурировать  с язычеством.

Древняя, дохристианская религия  славянских народов известна нам  далеко недостаточно. Это связано  с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца 18 века, когда пробудилось  национальное самосознание у многих славянских народов. Но к этому времени  они, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные  с  ними. 
    Древние славяне никогда не были объединены ни политически, ни экономически, и едва ли они могли иметь общих богов, общие культы. Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждого рода свои. Но конечно многое было одинаково или сходно у разных племен. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов, среди которых бог неба Сварог, бог Солнца, «скотий бог» Велес, бог грома и молний по имени Перун, и т.д.

Вследствие значительного  количества богов, а также разобщенности  религиозных ценностей и верований  древнерусское государство требовало изменений в идеологической области, в религии.

В 988 году князь Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси.    

 

  1. Причины принятия христианства

Принятие христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в 7-9вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов.

Одним из главных факторов принятия христианства на Руси, было желание Владимира сделать Русь единым государством и соединить народы, живущие в нем. В то время создание сильного духом княжества было необходимым. Язычество не позволяло объединить племена и вызывало ряд конфликтов между ними. Вместе с этим и власть князя была незначительной. Для сплочения народа и усиления собственной значимости, князь Владимир добился принятия христианства. Есть версия, что создателям «Повести временных лет» казалось, что поводом к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.

С принятием христианства на Руси может стать возможным  развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление  собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы  высших слоев общества создавали  условия для перехода к более  сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли  не заставить Владимира думать о  принятии какой-то одной веры для  Руси. Существовала еще одна версия в 19-ом в. историки церкви утверждали, что русское язычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобы конкурировать ни с одной современной религией. Князя Владимира и его окружение чрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому он и решил позаимствовать религию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи.

 

  1. Выбор веры на Руси

Важной представляется и  проблема «выбора веры», от решения  которого зависел весь ход развития русской истории.

Летопись рассказывает о  выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Представляется естественным, что христианство на Руси явилось в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор  Руси на православной форме христианства.

Это, в первую очередь, прочные  культурные и экономические связи  с Византией, наличие собственной  влиятельной православной общины. Кроме  того, учитывалась международная  обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности  различных религий. Так, притязания римского папы на светскую власть, нежелание  католической церкви учитывать местные  особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа. Православие была более терпимо к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

 

  1. Крещение Руси

Летом 988 года отборный шеститысячный  отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии (впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов). Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму – Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей.

Владимир вышел из Херсонеса  с царицею, взял с собою священнослужителя Анастаса, священников, мощи св. Клиента и Фива, сосуды церковные, иконы, взял два медных истукана и четыре медных коня. По некоторым известиям, в Херсонес же явился ко Владимиру и митрополит Михаил, назначенный управлять новою русскою церковью, – известие очень вероятное, потому что константинопольская церковь не могла медлить присылкою этого лица, столь необходимого для утверждения нового порядка вещей на севере.

По возвращении в Киев Владимир крестился сам , крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных. Крещение народа происходило следующим образом. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью. По некоторым известиям и сам князь участвовал в этом деле. Многие с радостью крестились. Но больше оставалось таких, которые не соглашались на это. Одни не хотели креститься не по сильной привязанности к древней религии, но по новости и важности дела, колебались. Другие же не хотели креститься по упорной привязанности к старой вере. Видя это, князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю. Услыхав этот приказ, многие пошли, ждали только чего-нибудь решительного, чтобы креститься; не понимая еще сами превосходства новой веры пред старою, они, естественно, должны были основывать превосходство первой на том, что она принята высшими: «Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее», [С.М. Соловьев История России с древнейших времен, 1993-с 36] – говорили они. Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточенные приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса.

Крещение Владимира-поворотный момент христианизации Киевской Руси. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. В больших городах жителей загоняли в реку и, отмечается в одной из древних легенд, дошедших до нас, «заганивая в реку их, аки стада», «да еще кто и нелюбовно, но и страхом повелевавшегося крещахуся» [Религия и церковь в истории России]. Несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения в 11в. оставалась еще языческой. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения.

После крещения Владимир велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. Так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам.

Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и со священником Анастасом ходили на север и крестили народ.

Христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии, иноки Печерского монастыря будут проповедниками христианства у вятичей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время вятичи сохраняли еще языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимирова, называет русских христиан малым стадом Христовым. Самому князю принадлежит распространение христианства на запад от Днепра, в странах, которые он должен был посещать по отношениям своим к Польше; есть известие, что в 992 году он ходил с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в земле Червенской построил в свое имя город Владимир и деревянную церковь Богородицы.

Известно, что присланы были священники из Болгарии, которые были способны учить народ на понятном для него языке. Но сколько бы ни пришло священников греческих и болгарских, все их было мало для настоящей потребности. Нужно было умножить число своих русских священников, что не могло произойти иначе, как чрез распространение книжного учения. Такое распространение было предпринято немедленно после всенародного крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное средство утвердить веру. Отцы и матери были мало утверждены, поэтому Владимир велел отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное ученье. Детей раздали учиться по церквам к священникам и причту.

Начатое Владимиром внедрение  христианства в 10в. было активно продолжено и в основном завершено князем Ярославом уже в 11в.

 

  1. Значение крещения Руси

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное  значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь  с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно  проводила эту линию в практику. Благодаря христианской церкви моногамный брак в 11 в. получил на Руси окончательное признание. Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси.  Церковные учреждения наряду с княжескими создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения. Происходит ликвидация элементов рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси.

Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией  и другими православными государствами, церковь выступает против «латинства», чем способствовала изоляции от стран  Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

Также Крещение оказало влияние  и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Влияние крещения проявилось и в художественной области. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050г Софийский собор в Новгороде. Появились в Киевской Руси образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале 10в. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: кириллицей и глаголицей. Письменность на Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило и в 11в. после признания христианства официальной религией на Руси. 

Информация о работе Принятие христианства в Киевской Руси