Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:48, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси. Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была – ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие.

Вложенные файлы: 1 файл

история (Автосохраненный).docx

— 55.60 Кб (Скачать файл)

Церковь затем влияла на улучшение  семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании  греческого церковного закона, принятого  и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство  против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в  беседах и разговорах представители  духовенства деятельно учили  господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб — такой  же человек и христианин, как и  сам его господин. В поучениях  запрещалось не только убивать, но и  истязать раба. В некоторых случаях  церковь прямо требовала у  господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных  людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие  примеры были редки, хотя увещания благочестивых  поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался самый  взгляд на раба, и дурное обращение  с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного  устройства и подчиняло себе одинаково  как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря  одному обстоятельству. В то время  как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда  их становилось много, сами стремились к разделению государства, — церковь  была едина и власть митрополита  простиралась одинаково на всю Русскую  землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию  внутреннее единство и силу.

Христианское просвещение на Руси. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Практические примеры христианской жизни являли как мирские, так  и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после  крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал  о книжном просвещении. Среди  его сыновей были также благочестивые  князья. В среде простых людей, на первых же порах после принятия новой веры, являются христиане в  самом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков ино св. Феодосий, игумен Печерского киевского  монастыря, с детства проникнутый  Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни  и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние  подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно. Вокруг них собирались их последователи  и ученики и образовывали целые  общины, называемые монастырями. Древние  монастыри не всегда были похожи на нынешние. Удалясь из городов в  лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение, как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами  и терпела нужду даже во всем необходимом  до той поры, пока не получала известности  и не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства  их, совершенно новый для языческой  среды, основанный наличном бескорыстии  иноков и на их неустанном труде  на пользу братии, — все это очень  сильно действовало на умы тогдашних  людей. Они желали помочь благочестивой  братии, чем могли: строили в монастыре  храмы, дарили монастырю земли и  рабов, жертвовали золото и драгоценности. Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроенный  монастырь и делалась религиозным  и просветительным средоточием  для своей области. Монастырь  учил не только вере, но и «книжному почитанию», и хозяйственным приемам. В монастырях образовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хозяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные  на Русь вместе с крещением, представляли собой болгарские переводы библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т. п. Под  влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская  письменность, в которой главное  место занимали летописи и жития  святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на Руси11.

Наконец, христианская вера на Руси совершила  переворот в области пластического  искусства. Языческая Русь не имела  храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его  содержание «десятину» (т. е. десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития.

Заключение

При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство.

Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства.

До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть.

«Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление.

Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в.

Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых.

Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987
  2. Болотов С.А. Крещение Руси научный взгляд. // Православие и мир. № 7. 2010
  3. «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина. М.: Проспект. 2003.
  4. «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова; под ред. В.В. Керова,-М.: 2003.
  5. Лихачев Д.С. «Раздумья о России» — СПб.:  Издательство «Logos», 1999.
  6. Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высшая школа 1993.
  7. Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993.

 

1 Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высшая школа 1993. С 41

2 Болотов С.А. Крещение Руси научный взгляд. // Православие и мир. № 7. 2010 С 15

3 «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова; под ред. В.В. Керова,-М.:2003г. С.92

4 «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987. С. 28

5 «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г. С. 27

6 Лихачев Д.С. Раздумья о России. — СПб.:  Издательство «Logos», 1999. С. 19

7 Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993. С. 41

8 Болотов С.А. Крещение Руси научный взгляд. // Православие и мир. № 7. 2010 С. 17

9 Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993. С. 48

10 Болотов С.А. Крещение Руси научный взгляд. // Православие и мир. № 7. 2010

11 «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г. С. 39

 


Информация о работе Принятие христианства на Руси