Принятие христианства на Руси. Его значение и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 13:19, реферат

Краткое описание

IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.
То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины

Содержание

Введение ___________________________________________________2стр.
1. Выбор религии и её значение для Руси.________________________2стр.
2. Крещение Руси.____________________________________________4стр.
3. Последствия принятия христианства на Руси___________________4стр.
Заключение_________________________________________________6стр.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе по истории.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Факультет     Управления

Кафедра        Прикладная информатика

 

 

 

ЭССЕ

 

 

 

по дисциплине

Отечественная история


                                                                                    (название дисциплины)

 

 

 

Тема:

 

 

Принятие христианства на Руси. Его значение и последствия

 

                                                                              (тема работы)

 

   

 

                                              

Выполнил студент

1-й курс, СДО, Картавенко Павел Григорьевич

 

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)


 

 

 

Преподаватель

Кандидат исторических наук  Потатуров В. А.

 

(ученая степень, звание, фамилия  и инициалы)


                                 

        

Работа защищена с оценкой _______________________________________________

                                                                                                                     (оценка, подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015г.

Содержание:

Введение ___________________________________________________2стр.

1. Выбор религии и её значение для Руси.________________________2стр.

2. Крещение Руси.____________________________________________4стр.                                                                                                

3. Последствия принятия христианства на Руси___________________4стр.

Заключение_________________________________________________6стр.

 

 

Введение.

 
 IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни. 
То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Однако подлинное ее значение гораздо глубже, чем просто религиозная реформа. Изучение данного вопроса актуально в связи с тем, что принятие Русью Христианства повлияло на историческую судьбу России. Анализ значения данного события для России поможет осмыслить особенности ее исторического развития. 
 
1. Выбор религии и её значение для Руси.

 
 Христианство начало проникать на Русь задолго до ее крещения. Официальному принятию христианства киевским князем Владимиром в 988 г. предшествовало так называемое «испытание вер» – выбор религии, наиболее подходящей для Руси. Решая, какую (или какие) из существующих тогда стран принять за образец, Владимир мог ориентироваться также на мусульманский Восток и католический Запад. Но предпочтение им было отдано православной Византии (формальное разделение некогда единой церкви на православную и католическую произошло лишь в 1054 г., фактически же они стали независимыми намного раньше). В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его государственной мудростью. 
Владимир, победивший в кровавой битве за киевский престол,  хотел реформировать языческий культ, но вскоре понял, что реформа местных культов ничего не даст, а лишь обособит Русь от христианских стран. Однако к христианству он склонился не сразу. К князю приходили послы от магометан, иудеев. Владимира увлек рассказ греческого безымянного философа о христианской вере. Весомым аргументом было и то, что христианскую веру приняла княгиня Ольга, бабка Владимира. Но и склоненный к христианству, князь выбирал между Римом (католицизм) и Византией (православие). 
Западная церковь упорно добивалась господства над светской властью, что вряд ли могло вызвать симпатии властолюбивого Владимира. В Византии же духовная власть занимала подчиненное положение. Именно это согласовывалось с политическими воззрениями киевского князя. Кроме того, римские иерархи сурово осуждали просветительскую деятельность Кирилла и Мефодия, которая способствовала распространению славянского богослужения. Римская церковь признавала лишь три языка: еврейский, греческий и латинский. Запрет на славянское богослужение соответствовал общей политике папства в союзе с западноевропейскими феодалами по установлению власти над славянскими народами. 
С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена. Этому в большей степени способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке. 
Ни Русь, ни Византия не рассматривали предстоящее крещение как чисто религиозный акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно краткой характеристикой, то точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии. Однако растущее и уже довольно мощное древнерусское государство, неоднократно успешно воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. Крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры и техники, вовсе не должны были лишить Русь ее самостоятельности. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, оно оказывало бы ей, если необходимо, военную помощь. При столь существенном расхождении во взглядах на последствия крещения оно было по меньшей мере сильно затруднено. 
Но судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира. В 986 г. византийский император Василий III потерпел жестокое поражение и просит помощи у Владимира. Владимир выдвигает условия: крещение Руси происходит по «киевскому сценарию»; Владимир получает в жены сестру византийского императора и, тем самым, становится «своим» среди верховных правителей Европы. Это была большая дипломатическая победа Владимира. 
 
2. Крещение Руси. 
 
В 988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. Суть ее состояла в том, что христианство стало государственной религией. Формальным поводом крещения князя Владимира послужила его женитьба на византийской принцессе Анне. Прежние языческие идолы были повержены, а все жители Киева, по приказу Владимира, вошли в воды Днепра и греческие священники произвели над ними обряд крещения. 
988 год – год крещения киевлян Владимиром Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, конечно же, условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации.  
Процесс протекал постепенно, и, по современным оценкам, в основном занял примерно 100 лет. С учетом размера страны это очень малый срок: крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет 

3. Последствия принятия христианства на Руси. 
 
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и локальных идеологических (языческих) центров. Еще для 80-90-х годов Х в. русская летопись оперирует старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи, хорваты и т. д. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках – русы, росы, рутены. Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности и единой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. 
Таким образом, как единая государственная идеология христианская религия способствовала ликвидации остатков племенной обособленности, объединению Древнерусского государства, укрепляла его позицию среди европейских стран, где христианство было общепризнанной религией уже с VI в. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время пыталась подчинить Русь. Церковная зависимость от Византии была ликвидирована при Ярославе Мудром, который в 1037 году создал в Киеве самостоятельное русское митрополитство. Христианство сыграло прогрессивную роль в развитии духовной культуры, распространение письменности. 
Государственная реформа Владимира как бы высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное развитие страны, и это показывает, сколь своевременна была реформа. 
Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. 
На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его представителей на местах. Эта консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т. д.). 
Таким образом, православие стало духовной основой Руси, повлияло на формирование духовных ценностей русского человека. Сложилось единство языка, власти и веры, без чего впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства, а так же его сохранение в ходе колонизации земель. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями). 
 
Заключение.

 В заключение, подводя итоги всему вышесказанному, сформулирую кратко ответ на вопрос: Какое же значение для Киевской Руси имело принятие христианства в качестве единой государственной религии? Прежде всего, христианство способствовало укреплению власти феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Нет сомнения и в том, что христианство содействовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси. Оно имело и международное значение, поскольку отныне Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. С принятием христианства на Руси появилась особая феодально-религиозная организация – православная церковь. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отныне население страны было обязано платить десятину – налог в пользу церкви. Очень скоро церковь превратилась в одного из крупнейших феодальных собственников, что впоследствии оказало огромное влияние на ход исторического развития страны, вплоть до борьбы за верховную власть в государстве. Не менее значительны последствия принятия христианства для развития и формирования древнерусской культуры. В первую очередь здесь следует отметить распространение письменности и литературы. 
Принятие Русью Христианства в форме православия в качестве государственной религии явилось важнейшей вехой на пути становления русского этноса. 
 
 
Список использованной литературы. 

Зуев М. Н. История России. – М., 1998. 
 
История Отечества с древнейших времен по начало ХХ в. /Под ред. В. А. Кувшинова, А. В. Чунакова. – М., 1995. 
 
История России с древнейших времен до конца XVII века /А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М., 2000.  
 
Крянов Ю. В., Павлова Т. П. Двоеверие на Руси.// Как была крещена Русь. – М., 1988.  
 
.

 

 


Информация о работе Принятие христианства на Руси. Его значение и последствия