Введение:
Язычество и христианство представляют
собой две принципиально разные
ступени в умственном развитии восточного
славянства, продиктованные переломом
в сфере социально-экономического
развития. Первое отжило свой век и
стало мертвой схемой. Оно давно
утратило способность выполнять
функцию надстроечного явления,
решительно не отвечало потребностям
эпохи, а потому должно было уступить
место несравнимо более сложной
и идейно богатой системе. Вместе
с разрушением социально-экономического
базиса первобытнообщинной формации должна
была исчезнуть и религиозная
надстройка. Утверждение нового феодального
базиса определило и безусловную
победу новой надстройки, каковой
в условиях средневековой Руси могло
быть только христианство.
Утверждение христианства на Руси имело
далеко идущие и многогранные последствия
для всестороннего развития общественной
жизни. К сожалению, они не оценены
должным образом. Более того, в
опубликованных работах встречаются
не просто неверные, а деструктивные
по своей тенденциозности утверждения.
Цель работы: изучить все грани принятия христианства(980-1015гг.).
Задачи:
1)рассказать о крещении князя Владимира;
2)выяснить Последствия принятия Русью
христианства;
I.Принятие христианства и
его значение
Дореволюционная историография, в
преобладающем большинстве стоявшая
на позициях официальной ”истинно
православной” платформы, слишком
переоценивала значение религиозной
реформы Владимира, приписывая ей универсальное
содержание. В соответствии с устоявшимся
тезисом с утверждения христианства
начиналась подлинная история древнерусской
цивилизации. Предшествующее время
тонуло во мраке невежества и дикости.
Благодаря греческой вере Русь якобы
получила действительное упорядочение
государственной жизни, должную
социальную структуру, политические и
юридические институты, не говоря уже
о духовной культуре. Выходило, что
только с 988 г. начались каменное строительство,
письменность, литература, философия,
зародыши позитивных знаний, просвещение,
изобразительное искусство, музыкальная
культура. Эта тенденция справедливо отвергнута
в советской литературе
Оснований для негативной оценки самого
акта христианизации было два: во-первых,
новая религия утверждала и укрепляла
феодальный строй, а тем самым
и эксплуатацию одной части населения
другой; во-вторых, христианство как
религия давало искаженное представление
об окружающем мире.
Эта тенденция имела антиисторический,
антидиалектический характер. Она ставила
проблему абстрактно, отвлекаясь от реальных
условий эпохи и от тех альтернатив,
которые могли быть противопоставлены
христианизации.
С 1934 г. в советской литературе введение
христианства на Руси рассматривается
как позитивный факт, благотворно
влияющий на развитие древнерусского
общества . К сожалению, историки ограничивались
общими формулировками, не вдаваясь в
углубленный анализ и всестороннюю аргументацию.
Основным аргументом оставалось положение
об активном влиянии христианства на прогресс
древнерусской культуры, которое в дореволюционной
историографии претерпело наибольшую
деформацию
П.Крещение
Князя Владимира
Сын
Святослава великий князь Владимир, занявший
киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал
необходимость принятия единой государственной
религии. Однако будущий креститель Руси
начинал свой путь убежденным язычником,
и прошло немало времени, пока изменились
его взгляды. “Он стал изыскивать истинную
веру, беседовал с греками, магометанами
и католиками об их вероисповеданиях,
отправил десять разумных мужей в различные
страны для собрания известий о богослужении
и, наконец, по примеру бабки своей Ольги
и по совету бояр и старцев стал христианином”
(Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось
внешними обстоятельствами. Византийскую
империю сотрясали удары мятежников
— Варды Склира и Варды Фоки. В этих
условиях императоры-братья Василий Болгаробойца
и Константин обратились за помощью к
Владимиру. В награду за военную помощь
Владимир просил руки сестры императоров
Анны.
Императоры не выполнили своего
обязательства — отдать за Владимира
свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил
Корсунь и принудил византийскую царевну
выйти замуж в обмен на крещение “варвара”,
которого давно привлекала греческая
вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал
истреблять кумиров и истуканов, а народ
был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
Распространение
христианства зачастую встречало сопротивление
населения, почитавшего своих языческих
богов. Христианство утверждалось медленно.
На окраинных землях Киевской Руси оно
установилось намного позднее, чем в Киеве
и Новгороде. Как отмечал известный историк
феодализма С.В. Бахрушин, христианизация
растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в
православной традиции — процесс
закономерный и объективный, связанный
с развитием феодальных отношений,
приобщением к европейской цивилизации,
формированием и развитием национальной русской культуры через
византийскую и античную культуру.
Во
главе церкви стоял Киевский митрополит, который
назначался из Константинополя или самим
киевским князем с последующим избранием
собором епископов. В крупных городах
Руси всеми практическими делами церкви
ведали епископы. Митрополит и епископы
владели землями, селами, городами. Князья
на содержание храмов отдавали почти десятую
долю собираемых в казну средств. Кроме
того, церковь имела свой суд и законодательство,
которое давало право вмешиваться практически
во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению
развития феодального способа производства
в Древней Руси. Церковные учреждения
наряду с князьями имели крупную
земельную собственность. Прогрессивная
сторона деятельности христианской
церкви заключалась в ее стремлении
ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство
сыграло большую роль в идеологическом
обосновании и тем самым в укреплении
власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю
все атрибуты христианских императоров.
На многих монетах, отчеканенных по греческим
образцам, князья изображаются в византийском
императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно
большое и прогрессивное значение.
Укрепилось единство славян, ускорилось
отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и
на культурную жизнь Руси, на развитие
техники, ремесел и т.д. Из Византии
Киевская Русь заимствовала первые опыты
чеканки монет. Заметное влияние
крещения отразилось и в художественной
области. Греческие художники создавали
в новообращенной стране шедевры, сравнимые
с лучшими образцами византийского
искусства. Например, Софийский собор
в Киеве, построенный Ярославом
в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись
на досках, появились и образцы
греческой скульптуры. Заметный крещение
оставило и в области просвещения, книгоиздательского
дела. Славянская азбука получила распространение
на Руси в начале X в. Как записано в летописи:
“Дивно же есть се, колико добра створил
Русьстей земли, крестив ю”.
III.Христианство- развитие
религии
Христианство, если можно так выразиться,
было следующим после язычества
этапом развития религии. Оно отличалось
от язычества не столько своей
религиозной сущностью, сколько
той классовой идеологией, которая
наслоилась за тысячу лет на примитивные
верования, уходящие корнями в такую
же первобытность, как и верования
древних славян. Христианские миссионеры
не приносили с собой ничего принципиально
нового; они несли лишь новые имена
для старых богов, несколько иную
обрядность и значительно более
отточенную идею божественного происхождения
власти и необходимости покорности
ее представителя.
Владимир столь сильно уверовал,
что пытался воплотить христианский
идеал: на первых порах отказался
от применения уголовных наказаний,
прощая разбойников; раздавал питание
неимущим.Принятие христианства способствовало
широкому распространению на Руси грамотности,
наслаждению просвещения, появлению богатой,
переведенной с греческого языка литературы,
возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи.
Появившиеся со времен Владимира Святого
и Ярослава Мудрого школы и библиотеки
стали важнейшим средством распространения
просвещения на Руси. Кроме Софийской
библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве
и других городах возникают новые библиотеки,
в том числе монастырские и частные. С
Крещением Киевской Руси еще более расширились
и углубились ее государственные и культурные
связи не только с Византией, но и с Балканскими
странами и другими государствами Европы.
Вступив в Брак с греческой царевной Анной,
князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который ранее
женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании.
Летописец отмечает (под 996 год): святой
Владимир "жил в мире с окрестными князьями
- с Болеславом Польским, и со Стефаном
Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были
между ними мир и любовь. Под влиянием
христианства языческие порядки на Руси
начали заметно смягчаться. Христианская
церковь, основанная на Руси князем Владимиром,
не могла примириться с таким порядком.
Вместе с Христовым учением о любви и милости
церковь принесла на Русь и начала византийской
культуры. Уча язычников вере, она стремилась
улучшить их житейские порядки. Под влиянием
христианства отдельные лица из языческой
среды изменяли к лучшему свои взгляды
и нравы. О самом князе Владимире предание
говорит, что он смягчился под влиянием
новой веры, стал милостив и ласков. Среди
дружины из земских людей появилось много
благочестивых христиан, почитавших церковь,
любивших книги и иногда уходивших от
мирских соблазнов в монастыри и в пустынное
житье. Через свою иерархию и примером
ревнителей новой веры церковь действовала
на нравы и учреждения Руси. Проповедью
и церковною практикой она показывала,
как надо жить и действовать в делах личных
и общественных. Церковь старалась поднять
значение княжеской власти. Князей она
учила, как они должны управлять: "воспрещать
злым и казнить разбойников". "Ты
поставлен от Бога на казнь злым, а добрым
на милованье", - говорила духовенство
князю Владимиру, указывая ему, что князь
не может остаться безучастным к насилию
и злу в своей земле, что он должен блюсти
в ней порядок. Такой взгляд духовенство
основывало на убеждении, что княжеская
власть, как и всякая земная власть, учинена
от Бога и должна творить Божью волю. Но
так как "всяка власть от Бога" и так
как князь "есть Божий слуга", то ему
надлежит повиноваться и его надлежит
чтить. Церковь требовала от подданных
князя, чтобы они "имели приязнь"
к князю, не мыслили на него зла и смотрели
на него, как на избранника Божия. Когда
князья сами роняли свое достоинство в
грубых ссорах и междоусобиях ("которах"
и "коромолах"), духовенство старалось
мирить их и учить, чтобы они "чтили
старейших" и "не переступали чужого
предела". Так духовенство проводило
в жизнь идеи правильного государственного
порядка, имея перед собою пример Византии,
где царская власть стояла очень высокой.
Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных,
дружинных и городских, церковь образовала
собою особый союз - церковное общество;
в состав его вошло духовенство, затем
люди, которых церковь опекала и питала,
и, наконец, люди, которые служили церкви
и от нее зависели. Церковь опекала и питала
тех, кто не мог сам себя кормить: нищих,
больных, убогих. Церковь давала приют
и покровительство всем изгоям, потерявшим
защиту мирских обществ и союзов. Церковь
получала в свое владение села, населенные
рабами. И изгои, и рабы становились под
защиту церкви и делались ее работниками.
Всех своих людей одинаково церковь судила
и рядила по своему закону (по Кормчей
книге) и по церковным обычаям; все эти
люди выходили из подчинения князю и становились
подданными церкви. И как бы ни был слаб
или ничтожен церковный человек, церковь
смотрела на него по-христиански - как
на свободного человека. В церкви не существовало
рабство: рабы, подаренные церкви, обращались
в людей лично свободных; они были только
прикреплены к церковной земле, жили на
ней и работали на пользу церкви. Таким
образом, церковь давала светскому обществу
пример нового, более совершенного и гуманного
устройства, в котором могли найти себе
защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшение семейных
отношений и вообще нравственности в русском
обществе. На основании греческого церковного
закона, принятого и подтвержденного первыми
русскими князьями в их "церковных уставах",
все проступки и преступления против веры
и нравственности подлежали суду не княжескому,
а церковному. Церковные судьи, во-первых,
судили за святотатство, еретичество,
волшебство, языческие моления. Церковные
судьи, во-вторых, ведали все семейные
дела, возникавшие между мужьями и женами,
родителями и детьми. Церковь старалась
искоренить языческие обычаи и нравы в
семейном быту: многоженство, умыкание
и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости
над женами и детьми и т. п. Применяя в своих
судах византийские законы, более развитые,
чем грубые юридические обычаи языческого
общества, духовенство воспитывало лучшие
нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставало духовенство
против грубых форм рабства на Руси. В
поучениях и проповедях, в беседах и разговорах
представители духовенства деятельно
учили господ быть милосердными с рабами
и помнить, что раб - такой же человек и
христианин, как и сам его господин. В поучениях
запрещалось не только убивать, но и истязать
раба. В некоторых случаях церковь прямо
требовала у господ отпуска рабов и рабынь
на свободу. Получая рабов в дар, церковь
давала им права свободных людей и селила
их на своих землях; по примеру церкви
иногда тоже делали и светские землевладельцы.
Хотя такие примеры были и редки, хотя
увещания благочестивых поучений и не
искореняли рабства, однако изменялся
и смягчался самый взгляд на раба, дурное
обращение с рабами стало почитаться "грехом".
Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось
церковью и становилось предосудительным.
Так широко было влияние церкви на
гражданский быт языческого общества.
Оно охватывало все стороны общественного
устройства и подчиняла себе одинаково
как политическую деятельность князей,
так и частную жизнь всякой семьи. Это
влияние было особенно деятельно и сильно
благодаря одному обстоятельству. В то
время, как княжеская власть на Руси была
еще слаба и киевские князья, когда их
становилось много, сами стремились к
разделению государства, - церковь была
едина и власть митрополита простиралась
одинаково на всю Русскую землю. Настоящее
единовластие на Руси явилось, прежде
всего, в церкви, и это сообщало церковному
влиянию внутреннее единство и силу.
Рядом с воздействием церкви на гражданский
быт Руси мы видим и просветительную
деятельность церкви. Она была многообразна.
Прежде всего, просветительное значение
имели те практические примеры новой
христианской жизни, которые давали
русским людям отдельные подвижники
и целые общины подвижников - монастыри.
Затем просветительное влияние
оказывала письменность, как переводная
греческая, так и оригинальная русская.
Наконец, просветительное значение имели
те предметы и памятники искусства, которые
церковь создала на Руси с помощью греческих
художников. Истинный создатель огромной
империи Руси - князь Владимир I Святославович
в 980 году делает первую попытку объединения
язычества на всей территории от восточных
склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского
моря до Черного. После создания пантеона
богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню
в Новгород, и тот "постави кумира над
Волхвом". Однако интересы страны звали
Русь к религии более развитой и более
вселенской. Последняя должна была служить
своеобразным приобщением Руси к мировой
культуре. И не случайно этот выход на
мировую арену органически соединялся
с появлением на Руси высокоорганизованного
литературного языка, который это приобщение
закрепил бы в текстах, прежде всего переводных.
Письменность давала возможность общения
не только с современными культурами,
но и с культурами прошлыми. Она делала
возможным написание собственной истории,
философского обобщения своего национального
опыта, литературы. Принятие христианства
из Византии оторвало Русь от магометанской
и языческой Азии, сблизив ее с христианской
Европой. Болгарская письменность сразу
позволила Руси не начинать литературу,
а продолжать ее и создавать в первый же
век христианства произведения, которыми
мы вправе гордиться. Сама по себе культура
не знает начальной даты. Но если говорить
об условной дате начала русской культуры,
то самой обоснованной 988 год.
Заключение:
Для русского народа, сравнительно поздно
вступившего на путь исторического
развития, принятие христианства означало
приобщение к многовековой и высокой
культуре Византии, но необходимо четко
отделять культуру (сложившуюся еще
в языческий период) от религиозной
идеологии. Византия не тем превосходила
древних славян, что была христианской
страной, а тем, что являлась наследницей
античной Греции, сохраняя значительную
часть ее культурного богатства.
В этом смысле христианство нельзя
противопоставлять язычеству, так
как это только две формы, два
различных по внешности проявления
одной и той же идеологии. Формально
Русь стала христианской. Погасли
погребальные костры, угасли огни Перуна,
требовавшего себе жертв, но долго еще
насыпали языческие курганы, тайно
молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли
буйные праздники родной старины. Автор
начальной летописи вынужден сознаться,
что люди только "словом нарицающиеся
христиане", а на деле - "поганьске
живуще", на игрищах людей "многое
множество", а в церкви во время службы
их обретается мало. В конце XI в. киевский
митрополит Иоан жаловался, что церковный
обряд венчания соблюдается только боярами
и князьями, а простые люди заключают браки
по прежнему обычаю - "поимают жены своя
с плясанием и гудением и плесканием"
и некоторые "без срама" имеют две
жены. Не будучи в силах достичь действительного
и быстрого превращения новообращенных
в христиан, греческие священники пошли
на уступки прежней вере: они признали
реальность существования всех славянских
богов, приравняв их к бесам, признали
святость традиционных мест и сроков старого
культа, выстраивая храмы на местах прежних
кумиров и капищ и назначая христианские
праздники приблизительно на те же дни,
к которым приурочивались ранее языческие.
Язычество сливалось с христианством.
Список литературы:
1.М.Соловьев. «История России с древнейших
времен». Том 1. Глава 7.
2. Ф. Платонов. «Полный курс лекций по
русской истории». Часть I
3.И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях
ее главнейших деятелей». Отдел 1. Глава
1.
4.М. Карамзин. «История государства Российского».
Том 1. Глава 9.
5. [ shkola/istoriya-rossii/kreshchenie-rusi.html ]