Присоединение Кавказа к Российскому государству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:03, реферат

Краткое описание

Какое доселе волшебное слово - Кавказ! Как веет от него неизгладимыми для русского народа воспоминаниями; как яркая мечта, вспыхивающая в душе при этом имени, душа непобедимая ни пошлостью вседневной, ни суровым расчетом! Есть ли в России человек, чья семья несколько десятилетий назад не принесла бы этому загадочному краю жертв кровью и слезами, не возносила бы к небу жарких молитв, тревожно прислушиваясь к грозным раскатам богатырской борьбы, кипевшей вдали?!

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

3. Основные этапы присоединения  народов Кавказа к России.

 Первый этап, начавшийся  с середины XVI в., продолжался до  конца 17 века и был периодом  мирной колонизации края. Он характеризуется  вассально-союзническими формами  отношений московских царей со  старейшинами чеченских общин. Москва  пыталась расширить свое влияние  в регионе, в основном, политическими  и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и  чеченские общины на добровольной  основе (посредством заключения  договоров) заявляли о признании  верховной власти Московского  государства.

 Второй этап, длившийся  почти весь XVIII век, знаменует собой  начало открытой военной экспансии  России на Северный Кавказ. В  эпоху царствования Петра I, а  затем и Екатерины II, доминирует  доктрина военной колонизации  горских земель. И хотя в 1781 г. присягами было оформлено добровольное  подчинение приграничных с русскими  крепостями чеченских общин России, в 1785 году в Чечне началось  мощное национальное движение  под руководством шейха Мансура. С этого момента начинается  вооруженная борьба чеченского  народа за свободу и независимость. Отсюда берет начало чеченское  национальное движение. С конца XVIII в. шейх Мансур первым предпринял  попытку объединения северокавказских  народов под знаменем ислама  в единое государство. Однако  реализовать эту идею полностью  шейху Мансуру не удалось.

 Начавшееся в Чечне  антиколониальное движение горцев  охватило и некоторые другие  районы Северного Кавказа. В нем  приняли участие главным образом  социальные низы горцев. Имущие  слои горских народов вначале  пытались использовать антиколониальное  движение крестьян в интересах  упрочения своей власти в горских  общинах, а также для восстановления  утраченных позиций свободы выбора  в отношениях с Москвой. Но вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура, горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.

 Третий этап присоединения  приходится на первую половину  ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг.) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий.

1828 год стал поворотным  в Кавказской войне. Борьба отдельных  горских общин Чечни и Дагестана  за независимость вступила в  новый этап. В Дагестане началось  движение мюридизма (религиозно-политическое  движение, направленное против немусульман), вскоре перекинувшееся в восточные районы Чечни. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль и Ташов-Хаджи возглавили газават - священную войну правоверных мусульман против неверных. Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.

 В 1859 году Шамиль потерпел  поражение и стал почетным  пленником императора Александра II. Он и его родственники были  обласканы царем и отреклись  от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти  царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во  внутренних делах чеченцы получили  колониальный режим. Их оттеснили  в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм  начал добровольно-принудительное  переселение чеченцев в Османскую  империю. В результате царские  власти избавились от значительной  части населения.

 На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали  восстаниями. Царизм пытался решить  проблему силовыми методами. Однако  насилие только провоцировало  новые выступления. И тогда в  Чечне было введено так называемое  военно-народное управление, иными  словами военно-оккупационный режим.

 Анализируя причины  Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не  только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на  Кавказе, борьбы местных элит  за власть и влияние в горских  обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.

 В целом история  российско-кавказских отношений  в этот период свидетельствует  не о войне народов и их  культур, а о противостоянии на  уровне интересов элит, не всегда  совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния  Чечни и России присутствовал  элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. В этой связи уместно напомнить, что массовое вступление чеченских общин в войну против России, приглашение имама Шамиля в Чечню состоялось не столько под влиянием пропаганды идей газавата, сколько в результате карательного похода генерала Граббе в 1840 г. в Чечню и жестоких репрессий против мирного населения. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией.

 То же самое произошло  и в современной чеченской  войне. Начав широкомасштабные военные  действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое  сопротивление чеченцев федеральным  войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот  раз в вооруженной борьбе участвовала  только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против  войны с Россией. Так же, как  в свое время были чеченские  общины, которые воевали против  имама Шамиля, так нынче были  те, кто сознательно противостоял  Дудаеву. Но именно в период  Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.

 Четвертый этап. В период  пребывания Чечни в составе  России (вторая половина XIX в.) царизм  проводил политику кнута и  пряника. Государственно мыслящие  представители царской администрации  осознавали, что насилием проблему  горцев не решить. В 70-90-х гг. наблюдается  ослабление полицейского режима, формируется пророссийская чеченская  элита. Создаются первые русские  школы для горцев. Регион постепенно  втягивается в экономическую  систему российского капитализма. В Грозном начинается добыча  и переработка нефти, прокладывается  железная дорога, формируется национальная  буржуазия. Именно в этот период (годы правления царя реформатора  Александра II) Чечня выдвинула таких  духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи, Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу - носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период сложились благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в рамках начавшейся либерализации российской политической системы в сторону становления конституционной монархии.

 Элитные слои чеченского  общества, несмотря на рецидивы  этноцида в отношении чеченцев и ингушей, пытались вписаться в российское общество и тем самым дать возможность своему народу воспользоваться плодами русской культуры. Примечателен тот факт, что Чечня после присоединения к России принимала активное участие почти во всех ее войнах. И это притом, что чеченцы были освобождены от воинской повинности. Чеченские и ингушские воины-добровольцы прославились в русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской, русско-германской войнах. Интересна в этом отношении оценка российским императором Николаем II, действий ингушского и чеченского полков в период Брусиловского прорыва на русско-германском фронте (1915 г.). В телеграмме генерал-губернатору Терской области Николай II писал:

 Как горная лавина  обрушился ингушский полк на  германскую Железную дивизию. Он  был немедленно поддержан чеченским  полком. В истории русского отечества, в том числе нашего Преображенского  полка, не было случая атаки  конницей вражеской части, вооруженной  тяжелой артиллерией: 4,5 тысячи убитых, 3,5 тысячи взятых в плен, 2,5 тысячи раненых, менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников. Передайте от моего имени, царского двора, от имени всей русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивший своим бесстрашным подвигом начало конца германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала. С братским приветом Николай II. 25 августа 1915 года.

 Чеченский полк входил  в состав так называемой Дикой  дивизии, созданной по инициативе  младшего брата Николая II - Великого  князя Михаила Александровича. Во  время Первой мировой войны  полк воевал на Юго-Восточном  фронте русской армии, которым  командовал генерал Алексей Брусилов. Чеченцы отличились не только  в знаменитом "брусиловском прорыве" австро-германской обороны, но и в сражениях в Галиции и Карпатах, в переправах через Днестр и Прут, в боях у Полянчика, Рыбне, Тышковца, Станиславова, в районе реки Ломнице и других операциях. Отчаянные вылазки и героические атаки "орлов Кавказа" по достоинству оценивались командованием русской армии - ежемесячно от 40 до 150 офицеров и всадников Чеченского полка награждались боевыми орденами, медалями, почетным оружием, получали новые звания за храбрость в сражениях. На наградах, которые вручались подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (святого Георгия, Святого Владимира, святой Анны и т.д.) были заменены государственным гербом Российской Империи - двуглавым орлом.

 С началом ХХ века  в отношениях с горскими народами  царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение  и чеченцев приобретает форму  абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. - занимались просветительской работой, подъемом национального самосознания.

 Пятый этап отношений  охватывает советскую эпоху. В  годы революций и гражданской  войны (1917 по 1925 г.) в Чечне господствовали  анархия и безвластие. Национальное  движение раскололось и не  смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный  на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете, бо?льшая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.

 В ходе классовых  столкновений 20-х годов Грозный  неоднократно переходил из рук  в руки. В марте 1918 гг. была создана  Терская Советская республика. Горская  АССР была провозглашена в  январе 1921 года. С ноября 1922 года  некоторое время существовала  Чеченская Автономная область  РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской войны оставили в чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная память: участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты... И памятник на площади Дружбы народов в Грозном - чеченец Асланбек Шерипов, русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев - они сражались вместе.

 По пятилетним планам  до Великой Отечественной войны  немало было сделано для реконструкции  промышленности Чечни и развития  культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История  всех научных учреждений также  начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.

 Промышленность ЧИ  АССР и весь народ республики  с огромным напряжением работали  в годы войны для нужд фронта. Чеченцы воевали и в армии, и в партизанских отрядах. Тысячи  из них были награждены орденами  и медалями. 36 человек стали Героями  Советского Союза.

4. Вхождение Закавказья  в состав Российской империи.

 Закавказская Федерация  советская форма, государственная  форма объединение народов Закавказья  в 1922 - 36. Внутренняя и внешнеполитическая  положение Азербайджан, ССР, Армения, Грузия. ССР после гражданской  войны и военной интервенции 1918-20 диктовало необходимость их хозяйственного  и военно- политического объединения в борьбе против враждебных действий империалистов и остатков заказной контрреволюции, за восстановление хозяйства, ликвидацию межнационального недоверия и вражды, уяснилась в результате 3-летнего хозяйничанье мусаватистов, дашнаков и грузинов.

 Идея объединения была  выдвинута В. И. Лениным 12 марта 1922г. в Тбилиси полномочная конференция  представителей ЦИК Азербайджана. ССР, ЦИК утвердила договор о  создании Федеративного Союза  Социалистических Советских Республик  Закавказья. [ФСССРЗ] высшей властью  его была признана Полномочная  конференция представителей избираемых  в равном числе правительствами  республик, а объединенным исполнительных  органов избираемый конференцией  Союзный совет. 13 декабря 1922г, первый  Закавказский съезд советов в (Баку) преобразовал ФСССРЗ в единую  Закавказскую Социалистическую  Федеративную Советскую Республику [ЗСФСР], при сохранение самостоятельности входящих в неё республик. Съезд утвердил Конституцию ЗСФСР, образовал Закавказский ЦИК и ответственный перед объединенный СНК ЗСФСР. Против создания Закавказской федерации выступали грузины, национал уклонисты. Их позиция не получила поддержки трудящимися и были осуждены коммунистическими организациями. Закавказье 30 декабря 1922 ЗСФСР объединилась с РСФСР с УССР и с БССР в союз ССР. По конституции СССР 1936 г. Азербайджан, Армения и Грузия вошла в состав СССР как самостоятельная союзная республика.

Информация о работе Присоединение Кавказа к Российскому государству