Причины возникновения опричнины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 05:50, реферат

Краткое описание

В целом, все разноликие мнения историков можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О.Ключевский, С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов); 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Последняя точка зрения, в свою очередь, также "раздваивается". Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников).

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

      

    Оценка опричнины в отечественной исторической науке          

В исторической науке ведутся многолетние споры о мысле и цели опричнины.

Начиная с Андрея Курбского, написавшего после своего бегства в Литву “

Историю о великом князе московском” (1573г.), и авторов “Хронографа”

(начало XVIIв.), многие русские  историки - Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский

и др. - придерживались концепций “двух Иванов”: “доброго, нарочитого” правителя

в 40-50г. XVI в. и злого тирана в 60-80г.. Опричнина трактовалась как прихоть

полубезумного деспота, лишенная государственного смысла.

В середине XIX века в русской историографии ведущим направлением стала так

называемая государственная школа. Ее представители, и прежде всего

основоположник “государственников” С.М. Соловьев, рассматривали

исторический процесс с точки зрения становления государственности. Все, что

способствовало упрочнению государства, признавалось положительным, так как в

государственной власти Соловьев и его и его последователи видели движущую силу

истории.

Деятельность Грозного, по мысли Соловьева, сводилась к замене старых

“родовых, семейных начал” новыми, “государственными”, и Иван IV в этом

преуспел. Однако Соловьев осуждал жестокость Ивана Грозного. “Не произнесет

историк, - писал он, - слово оправдание такому человеку”.

Последователи Соловьева отбрасывали моральные оценки личностей XVI века как

“ненаучные” и “неисторические” и оправдывали опричные репрессии как

необходимые, по их мнению, для становления великого государства. Так, по

мнению К.Д. Кавелина, “опричнина - учреждение, оклеветанное современниками и

непонятное потомству”, имело государственный смысл.

Выдающийся историк конца XIX в. - начала XX в. С.Ф. Платонов считал, что

содержанием царствования Ивана IV является борьба царя и дворянства с главным

тормозом на пути к централизации - боярством. Реформ 50-х гг. XVI века было

недостаточно, и потребовалось организационное в масштабах страны насилие -

опричнина.

Крупные бояре - вотчинники рассматривались как сторонники “удельной системы”,

т.е. раздробленности. Царь, опиравшийся на мелких и средних феодалов-

помещиков - боярских детей и дворян, олицетворял централизаторские тенденции.

Опричнина была тем шагом, который ослаблял экономические и политические

позиции боярства, укрепляя положение мелких и средних служилых людей, царскую

власть и в итоге завершил централизацию России.

В 30 - 50-е гг. данная теория оставалась господствующей, т.к. импонировала

лично Сталину. Подчеркивая прогрессивный характер опричнины, фигуры Ивана

Грозного, Сталин тем самым не только оправдывал свой собственный террор, но

и, определенным образом внедрял в массовое сознание культ мудрого, беспощадно

сметающего на своем пути многочисленных и коварных изменников. В 70 - 80-е

гг. В.Б. Кобрин в ряде работ доказал, что боярство не являлось

аристократической оппозицией централизаторским силам. В отличие от

западоевропейских графов и прочих крупных феодалов русские бояре не имели

замков и компактно расположенных в одной местности владений. Принадлежащие им

деревни были разбросаны по 5 - 6 уездам, и возврат к удельному сепаратизму

серьезно угрожал бы хозяйственным интересам бояр.

Кобрин также заметил, что все централизаторские реформы XV - XVI вв.

совершались по “приговору Боярской думы”, т.е. были разработаны монархом в

союзе с верхами боярства. Следовательно и политически боярство было

заинтересовано в централизации.

И наконец, вопрос о направленности опричного террора. В XVI в. помещиками и

вотчинниками являлись как бояре, так и дети боярские и дворяне. Изучив

земельные владения опричнины и земщины, Кобрин пришел  к выводу, что они мало

чем различались. Причем массовых выселений бояр, даже объявленных в указах

Ивана IV, не осуществлялось. Во главе опричнины, в частности опричниной

Боярской думы, стояли также бояре. По подсчетам историка С.Б. Веселовского

, на одного казенного  боярина приходилось 3-4 казенных  родовых дворян, а на

одного “служилого по отечеству” - с десяток простолюдинов. В конечном счете

опричнина выродилась в бессмысленную войну Ивана Грозного со своим народом.

В новейшей исторографии превалируют негативные оценки личности и политики

Ивана Грозного для развития России, ее политических судеб. Однако

исследователь В.Ф. Патракова отмечает, что в контексте общероссийского

развития деспотизм Ивана IV мало, чем отличается от деспотизма европейских

дворов, а количество жертв опричного террора было на порядок меньше жертв

религиозных преследователей в Европе XVI века.

В целом, опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию,

предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому

вылившуюся в массвый террор. Это не была антибоярская политика. Скорее, это

был конфликт внутри всего господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV

c целью укрепления своей  власти (разделил сословие на  две части и направил их

друг на друга).

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          17

                             Заключение                               

Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все

стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и

духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути

централизации: ослабло влияние титулованного московского боярства; со смертью

Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество; с низложением

митрополита Филиппа Колычева нарушились прежние отношения государства и

церкви; с разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная

самодеятельность “третьего сословия”.

Во-вторых, опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в

стране. Села центра и северо-запада, где побывали “опричные экспедиции”,

обезлюдели. Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, на Дон или

новые восточные земли, либо их вывезли в свои поместья опричники. Большинство

владельцев вотчин и поместий было разорено.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. По

свидетельствам современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. Общие

потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тысяч человек.

В-четвертых, опричнина, разорив крестьян и стимулировав их бегство, послужила

одной из причин принятия первых закрепостительных актов. В 1581 году был

издан указ о “заповедных летах”, в которых запрещались переходы крестьян.

Помещики, потеряв часть людей, пытались получить большой оброк с оставшихся.

В-пятых, были подорваны резервы Росси в целом. Еще в 1565 году Иван Грозный

взял с земщины себе “на подъем” 100 тысяч рублей. По тем временам на эти

деньги можно было купить 5 млн. пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.

По мнению Т.В. Черниковой, современные психиатры видят в Иване Грозном

психически больного человека, параноика, страдающего манией преследования.

    

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

Список литературы

Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до начала XVII века», М.: 1997.

Ключевский В.О. «О русской истории». - М.: 1993.

Скрынников Р.Г. «Иван Грозный».- М.: 1975.

Скрынников Р.Г. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: в 2т.- Смоленск, 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

Для подготовки данной работы были использованы материалы с «Большой Энциклопедии Кирилл и Мефодий 2006.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

                                                              19

                                     

                                                  Приложение

                                                                     

 

Николай НЕВРЕВ (1830-1904). Опричники.  
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 


Информация о работе Причины возникновения опричнины