Причины кризиса и падения Византийской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Византийская империя – одна из мировых держав средневековья, для которой было характерны черты общества на границе Востока и Запада, ее история играет большую роль в истории средних веков. Византийская империя оказала значительное влияние на развитие мировой культуры и политики. Византийская цивилизация участствовала в сохранении античного знания, распространила христианство по славянскому миру и Малой Азии. Константинополь оставался в течение многих столетий великим городом христианской Европы.

Содержание

Введение
Раздел I. Внутренние причины падения Византийской империи
1.1 Внутренняя политика и общество Византии
1.2 Экономика Византии
1.3 Иностранцы в Византии
Раздел II. Взаимоотношение Восточной и Западной церквей и его влияние на развитие Византии
Раздел III Внешние причины падения Византийской империи
Раздел IV. Падение Византийской империи
Вывод
Ссылки
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Причины падения Византии.docx

— 64.19 Кб (Скачать файл)

Проникновению иностранцев на византийский рынок способствовали и феодалы. Византийские города были захвачены феодальной знатью, которая полностью контролировала политическую и экономическую власть в городах. И именно феодалы превратили Византию в место сбыта сельскохозяйственных продуктов и поставщика сырья для итальянских республик. Заинтересованность феодалов в закупке у итальянских купцов предметов роскоши тормозило развитие ремесла и сильного купечества, вследствие чего византийский город уже не мог противостоять проникновению итальянского купеческого капитала. После восстановления Византийской империи позиции итальянских купцов еще больше упрочились, правда, вследствие политического союза с Генуей, господствующее положение заняли уже не венецианцы, а генуэзцы.           В XIV веке итальянское купечество контролировало не только внешнюю торговлю Византии, но и внутреннюю. Генуя, пользуясь правом беспошлинного торговли в Черном море, контролировала всю торговлю на Черном море. Резко возрос ввоз в Византию итальянских товаров, что крайне негативно сказалось на ремесленном производстве Византийской империи. Византийское купечество вытеснялось из внешней и внутренней торговли, вследствие чего крайне обеднело. Все это имело последствия для самого государства: сокращались доходы государства, так как торговые пошлины для итальянцев были сведены к минимуму, а местное купечество уже не могло приносить доход Византии.

Византийская монета потеряла свое былое значение не только в международной торговле, но и во внутренней, ее активно вытеснили итальянские монеты. Сами византийцы в заключаемых между собой сделках использовали иностранные монеты, флорины или дукаты, в поземельных сделках крестьян с монастырями часто использовались итальянские дукаты.

Во владение иностранцев перешли также месторождения полезных ископаемых, к примеру, в 1275 году Михаил Палеолог передал Генуэзцам право на владение разработками залежей квасцового камня в Фокее в Малой Азии и мастики на Хиосе.

Государство, осуществляя лишь слабые попытки для ограничения монополии иностранцев, вело политику, тормозящую развитие купцов провинциальных городов, стесняющую их в столичной торговле. Правительство строго контролировало столичное ремесло и торговлю, ограничивало деятельность византийского купечества пределами Константинополя, предоставляло огромные привилегии итальянским торговцам.

Византия превратилась в своеобразную колонию, рынок сбыта товаров, страну, которая не только не могла конкурировать в международной торговле, но и утратила свою внутреннюю экономическую мощь.

 

Иностранцы в Византии

Вплоть до конца XII столетия Византийское государство было многонациональным государством. Иноплеменники, если они жили в пределах империи, то считались такими же "ромеями", как и греки по рождению. "Ромеями" не признавались только те подданные императора, которые не были христианами, например, арабы-мусульмане в малоазийских пограничных районах, язычники  на Балканах, евреи на Пелопоннесе, армяне во Фракии.

Однако с конца Х в. в византийском обществе стали обращать внимание на этническое происхождение., это предоставляло привилегии в  карьере и завоевании прочного положения в обществе.

В городах находилось множество иностранцев: купцов, церковных деятелей, монахов, находившихся в греческих монастырях, иностранных наемников, служивших в войске и расквартированных в городах и в селах, постоянно поселившихся в империи иноземцев, дипломатов, проживавших в столице в течение определенного времени.

Также существовали и колонии иноземных купцов: русских, арабских, грузинских, которые возникли в городах Византии уже в IX- Х веках. С XI в. стали быстро расти постоянные купеческие колонии иностранцев, в особенности итальянцев: венецианцев, генуэзцев, амальфитян, пизанцев. Привилегированные колонии итальянцев практически были совершенно независимыми. В результате это вызывало недовольства среди местных ремесленников и торговцев, которые во второй половине XII в. поднимали восстания и громили итальянские кварталы.

Однако, со стороны государства иностранцам оказывалась всяческая поддержка, поскольку империя нуждалась в военной помощи итальянского флота. Императоры проявляли щедрость по отношению к тем иностранцам, которые навсегда поселялись в империи. Эти люди быстро продвигались по службе, становились сановниками, порой командовали основными военными силами государства; после погромов императоры выплачивали итальянцам компенсацию. «Генуэзские купцы получили полную свободу беспошлинной торговли во всех подвластных империи землях. Генуэзская республика добилась разрешения иметь свои кварталы в наиболее значительных торговых центрах империи: в Константинополе, Фессалонике, Смирне, Адрамиттии, Ани, на островах Крите, Эвбее, Лесбосе, Хиосе. В 1290 г. в Константинополе возникла колония каталонцев, причем каталонские купцы получили право свободной торговли в империи. В 1320 г. Андроник II снизил пошлины для испанских купцов с 3 до 2%, т. е. предоставил им такие льготы, какими обладали пизанцы, флорентийцы, провансальцы, анконцы и сицилийцы. В 1322 г. он возобновил старые привилегии дубровчан, а в 1324 г.— венецианцев. Венеции было дано также право продавать в империи, кроме столицы, хлеб Причерноморья. В то же время торговые привилегии византийским городам (например привилегии Монемвасии, дарованные в 1332 г.) были редким исключением.» [2; с 85]

Также Геннадий Григорьевич Литаврин сообщает нам об особом  привилегированном положении иностранных наемников: русских, варягов. Это выражалось в том, что они окружали василевса, пользовались его щедротами, им доверяли жизнь императора, они проводили некоторые  важные акции, к примеру арест патриарха. Новый император испытывал беспокойство, если дворцовая гвардия не признавала его, от их благосклонности зависело и само положение василевса.

Итак, иностранцы занимали господствующее положение в Византийской империи, что вызывало сильнейшую зависимость централизованной власти от иноземцев, упадок византийской экономики, вследствие вытеснения местных купцов и ремесленников более успешными иностранцами, что провоцировало дестабилизацию в экономике и обществе Византии.

Взаимоотношение Восточной и Западной церквей и его влияние на развитие Византии

Вплоть до XI в. Византия была оплотом христианства против ислама. Византия продолжала играть роль великой державы, однако ее мощь была уже подорвана. Особенностью и отличием византийской церкви являлись полные контроль императором патриархов, в отличие от западной церкви. К примеру, Геннадий Григорьевич Литаврин пишет о том, что Патриарх Константинополя назначался императором - иногда император сам предлагал церкви своего кандидата, иногда выбирал угодного из предложенных собранием митрополитов, что было нехарактерным для Рима. Также мы можем узнать из его труда «Как жили византийцы», что особенностью византийской церкви в X-XII вв.также являлось и то, что она не располагала такими же богатствами, не имела вассалов, как западная христианская церковь того времени.

Итак, мы видим, что непреодолимые противоречия, чрезвычайные различия в статусе и материальном положении восточной и западной церквей исключали полную возможность объединения и даже усугубляли раскол 1054 года, что в свою очередь привело к напряженным отношениям Византии с западной Европой и ослаблению самой византийской церкви.

По мнению Стивенсона Рансимена, трудное положение Византии было еще более осложнено Крестовых походами. Византийцы симпатизировали крестоносцам, будучи христианами,  однако священная война в том виде, в каком ее вел Запад, казалась им нереалистичной и опасной, политический опыт, а также особенность расположения Византии обусловливали характерную для нее терпимость по отношению к представителям другой веры.

«Мусульмане, однако, не отплатили Константинополю благодарностью за то, что он попытался сдержать воинственный пыл освободителей Гроба Господня; крестоносцы же, в свою очередь, были обижены его не слишком ревностным отношением к священной войне. Между тем глубокие старые религиозные различия между восточной и западной христианскими церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол. Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю. Этот Четвертый Крестовый поход 1204 г. положил конец Восточной Римской империи как наднациональному государству.»  [4; с 9] 

Несмотря на вражду, в истории Византии все же были попытки создать унию между Римом и Константинополем. В частности, из-за напряженной внешнеполитической обстановки - борьбы с Карлом Анжуйским - Михаил VIII, не считаясь с настроениями в империи, предложил Урбану IV заключить мир с последующим обсуждением спорных вопросов о догматах. Однако, как пишет Сказкин, новый папа Климент IV вел тонкую дипломатическую игру, чтобы добиться политического выигрыша для римской церкви с помощью ослабления обоих противников. Эта уния вызвала широкий отклик в византийском духовенстве, как правило негативный, вследствие чего император решил прибегнуть к террору. Духовенство разделилось на два лагеря: противников и сторонников унии, произошел раскол внутри византийской церкви.  Однако, как пишет Сергей Данилович Сказкин, новый папа Климент IV вел тонкую дипломатическую игру, чтобы добиться политического выигрыша для римской церкви с помощью ослабления обоих противников. Папство фактически игнорировало политические требования Византии. Оно лишь добивалось новых подтверждений их верности унии.

В XV веке влияние православной партии в политической жизни Византии упало, в то время как Латинофильское течение заметно окрепло. В Византии все больше возвращались к мысли о возобновении унии между католической и православной церквями. Унию с католической церковью латинофилы считали меньшим злом, чем опасность турецкого завоевания. Наконец, 5 июля 1439 года уния была подписана, но увы, политические и военные условия договора остались только на бумаге, Византия не получила реальной помощи от Запада. Последний византийский император, отчаявшись, повторил ошибку своих предшественников и снова пошел на сближение с Западной церковью, и снова возник раскол среди византийского духовенства, и снова заключение унии оказалось напрасным. Запад не мог или не хотел, а скорее всего и то и другое, оказать Византии реальную военную помощь.

Как мы видим, непримиримые противоречия, вечное соперничество западной и восточной церквей имели весьма печальные последствия для Византии: сложные политические отношения с Западной Европой, крестоносцами; полный провал попыток создания единой христианской церкви; ослабление византийской церкви вследствие раскола внутри византийского духовенства, которое являлась идеологом широких масс и мощной опорой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние причины падения Византийской империи

Международное положение Византийской империи середины X –XV веков было крайне неустойчивым: Византия лавировала между Западом, в лице крестоносцев и папской курии, и турками.

По мнению Жана-Клода Шейнэ именно Первый крестовый поход (1095) породил неприязнь между Византией и крестоносцами. Это было вызвано конфликтом Алексея Комнина, который не выполнил свои обязательства перед крестоносцами. По договору, крестоносцы должны были вернуть все города, потерянные Византией в обмен на материальное обеспечение и военную поддержку, однако при взятии Антиохии Алексей отказался прийти на помощь крестоносцам. Мануил Комнин, в отличие от своего предшественника, активно поддерживал крестоносцев на Востоке. Еще Фридрих Барбаросса хотел завоевать Византию во время Третьего крестового похода ( 1189 – 1192 ), а во время Четвертого ( 1402 – 1204 ) крестоносцам представилась отличная возможность осуществить желаемое, когда сын императора Исаака II Алексей призвал крестоносцев помочь вернуть ему власть. В результате Константинополь был взят, и образовалась Латинская империя. Дальнейшие отношения Византии с Западом характеризовались отчаянными попытками вернуть столицу и восстановить Византию, что и было сделано в 1261 году. Это удалось главным образом благодаря договору Михаила VIII с генуэзцами, вследствие чего они получили огромные права в торговле, о которых говорилось ранее.

Основателем государства турок-османов был вождь туркменского племени Эртогрул-бей, который начал расширять свою территорию. После смерти Эртогрула власть перешла к его младшему сыну Осману. Осман также приступил к широкой завоевательной политике. В течение короткого времени ему удалось захватить ряд византийских городов и укреплений. В 1291 г. он овладел Mелангией и стал считать себя независимым правителем.

В 1326 г., уже при правителе Орхане (1304–1362) турки-османы захватили город Бурсу, один из важных пунктов торговли между Востоком и Западом. Очень скоро ими были взяты два других византийских города — Никея и Никомидия.

Византийское правительство в определенной мере способствовало проникновению турков на Балканы.  Свои захваты турки осуществляли выступая в качестве союзников различных претендентов на престол Византии. Они умело использовали политическую обстановку на Балканах и сумели в течение 30 лет овладеть большей частью полуострова. Также плохая оборона восточных границ способствовала тому, что местное население часто предпочитало входить в контакты с турками, и турки безнаказанно переходили границу империи и захватывали византийские города. Им удалось овладеть важным опорным пунктом византийцев — городом и крепостью Траллы. Столицу турки перенесли из Малой Азии на Балканы - в Адрианополь и двинулись дальше на север против сербов. Решительная битва произошла на Косовом поле в 1389 г., где турки одержали победу. Эта битва решила судьбу Сербии, потерявшей свою независимость. В 1393 г. турки-османы захватили столицу Болгарии - г. Тырнов, а в 1396 г. они столкнулись под стенами Никополя произошло сражение турков с объединенными силами валахов, венгров, болгар и европейских рыцарей-крестоносцев, в котором турки одержали победу.

Информация о работе Причины кризиса и падения Византийской империи